Слайд 1«ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В РАЗНОУРОВНЕВЫХ ГРУППАХ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ»
Слайд 2Известная британская исследовательница Пенни Ур
“Любой школьный класс состоит из личностей, значительно
более различающихся, чем похожих друг на друга.”
Слайд 3Актуальность данного исследования обусловлена:
а) необходимостью использования системы специальных упражнений для
формирования лексических навыков в разноуровневых группах учащихся;
б) недостаточным количеством подобных упражнений в имеющихся в УМК
Целью данного исследования является
рассмотрение особенностей формирования иноязычных лексических навыков в процессе обучения иностранному языку в разноуровневых группах,
а также разработка системы упражнений, дающих возможность разным по уровню обученности учащимся успешно овладевать лексическим материалом.
Задачами работы являются:
- изучение научной и учебно-методической литературы по проблемам формирования лексических навыков на среднем этапе обучения;
- изучение имеющихся источников по проблемам разноуровневого обучения;
- создание приложения к УМК В.П. Кузовлева « English5,6»
Объектом исследования является процесс формирования у школьников 5-6 класса лексических навыков на уроках английского языка.
Предметом исследования являются пути формирования лексических навыков на уроках английского языка в разноуровневых группах.
Слайд 4Успешность в овладении слова зависит от наличия у школьника умений производить
следующие действия:
- наблюдать, сравнивать, анализировать языковое явление;
- догадываться по контексту или словообразовательным элементам о значении незнакомой лексической единицы;
- работать с различными словарями;
- вести учебный словарь, выбирая удобную форму записи;
- пользоваться опорами и мнемотехническими приемами запоминания слов (жесты, условные знаки, рифмовки, необычные иллюстрации)
Слайд 5Для формирования лексических навыков необходимо формировать следующие учебные действия:
- семантизация слова;
-
запечатление звуковой и графической формы слова;
- введение слова в долговременную память:
- по ассоциации
- по семантической группировке лексики (синонимы, антонимы, близкие по значению слова)
- по тематическому признаку;
- быстрый вызов слова из долговременной памяти с помощью ревизии лексики по теме (например, еда, путешествия, что может быть белым);
- употребление слова в словосочетаниях (в зависимости от контекста);
- замещение нужного, но неизвестного ребенку слова близким по значению
Слайд 6В основе работы над лексикой лежат определенные закономерности, принципы, соблюдение которых
– необходимое условие эффективности процесса обучения. К их числу относятся:
дидактические принципы – наглядность, активность, прочность, системность, сознательность, научность, учет возрастных особенностей;
собственно методические принципы – коммуникативная направленность обучения, ситуативность, коллективное взаимодействие, жизненная ориентация обучения, соответствие заданий речемыслительной деятельности, филологизация обучения;
- частные методические принципы – поэтапность формирования навыка, адекватность упражнений формируемым действиям, взаимодействия упражнений по формированию лексической, грамматической, фонетической сторон речи, учет взаимодействия устно-речевых форм отработки лексики с развитием техники чтения и письма, взаимодействия всех видов речевой деятельности
Слайд 7 Этапы формирования лексических навыков
Слайд 8Особенности разноуровневого обучения
Школьники различаются по многим параметрам:
уровню обученности,
потенциальной способности к
обучению,
способности к овладению языками,
способности к общению на иностранном языке в группе,
интеллектуальным способностям,
опыту учения,
мотивации к изучению иностранного языка.
Учащиеся также иногда различаются стилем учения, особенностями характера, интересами, общим развитием, степенью уверенности в своих возможностях, способностью к самодисциплине, а также культурными особенностями и особенностями родного языка. Поэтому, можно согласиться с утверждением известной британской исследовательницы Пенни Ур, что любой школьный класс состоит из личностей, значительно более различающихся, чем похожих друг на друга
Слайд 9Учащихся каждого класса условно можно разделить на три группы:
с хорошими
и отличными,
посредственными
недостаточно развитыми умениями и навыками.
Чтобы обучение было эффективным, учителю необходимо осуществить индивидуальный подход к каждой из этих групп в процессе обучения.
Организация работы по индивидуализации обучения
требует особого педагогического такта
деление класса на три группы является чисто условным, ни в коем случае не постоянным.
цель перед всем классом одна, но виды и приемы работы с каждой группой учащихся разные: учащимся не всегда даются одинаковые задания, их варьируют, исходя из уровня знаний, способностей и интересов учеников.
разделив класс на три группы, учитель должен дать каждой из них учебный материал, соответствующий возможностям школьников на данном этапе обучения
Слайд 10Эффект индивидуализированного подхода к обучению выражается в следующем:
поднимается средняя успеваемость;
вырабатывается умение
самостоятельно работать с текстом учебника и другими источниками;
повышается интерес к предмету;
индивидуализированная форма работы нравится всем ученикам: сильным – потому что им предлагаются задания, соответствующие их способностям и интересам, а слабые получают посильные задания, становятся увереннее в себе. Работа со слабыми учащимися оказывается эффективной еще и потому, что учитель имеет возможность заниматься с ними индивидуально;
у учащихся есть стимул попасть в более сильную группу.
Индивидуализированный способ обучения содержит в себе большие резервы повышения эффективности учебной работы.
Слайд 11ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Большое внимание нужно уделять обучению лексической стороне речи, так как владение
лексикой является одним из основных компонентов речевой деятельности. Учащиеся должны овладеть строительным материалом для осуществления общения и взаимодействия. И для выполнения этой нелегкой задачи на уроке учитель может использовать разноуровневые упражнения, направленные на формирование активных лeксических навыков.
Необходимость в индивидуализации повышается больше в тех классах, где неоднородность знаний и способностей учащихся больше. Максимальная включенность всех обучаемых в учебную деятельность требует концентрации внимания школьников, не оставляя им времени для нарушения дисциплины, поскольку нарушителями дисциплины, как известно, являются главным образом те ученики, которые испытывают интеллектуальную незагруженность и в связи с этим скуку.