Презентация, доклад на тему Фонетика. Методическая разработка. Речевой поток. Фразовое ударение. Просодия. Ритм.

Содержание

РЕЧЕВОЙ ПОТОКСверхсегментные (просодические) единицы: слог, синтагмаСверхсегментные (просодические) единицы: слог, синтагма, фразаСверхсегментные (просодические) единицы: слог, синтагма, фраза, сверхфразовое единство, текст.Сегментные единицы: звуки.

Слайд 1ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: «ПРОСОДИЯ. ФРАЗОВОЕ УДАРЕНИЕ. ИНТОНАЦИЯ. РИТМ.»
Наро-Фоминск, 2015

ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: «ПРОСОДИЯ. ФРАЗОВОЕ УДАРЕНИЕ. ИНТОНАЦИЯ. РИТМ.»Наро-Фоминск, 2015

Слайд 2

РЕЧЕВОЙ ПОТОК
Сверхсегментные (просодические) единицы: слог, синтагмаСверхсегментные (просодические) единицы: слог, синтагма, фразаСверхсегментные

(просодические) единицы: слог, синтагма, фраза, сверхфразовое единство, текст.

Сегментные единицы: звуки.

РЕЧЕВОЙ ПОТОКСверхсегментные (просодические) единицы: слог, синтагмаСверхсегментные (просодические) единицы: слог, синтагма, фразаСверхсегментные (просодические) единицы: слог, синтагма, фраза, сверхфразовое

Слайд 3
Синтагма – минимальное интонационно-смысловое единство, состоящее из одного или нескольких слов.

Синтагма – минимальное интонационно-смысловое единство, состоящее из одного или нескольких слов.

Слайд 4
Фраза – основная смысловая единица речи, выражающая законченную мысль. Обычно соответствует

предложению.
Фраза – основная смысловая единица речи, выражающая законченную мысль. Обычно соответствует предложению.

Слайд 5
Сверхфразовое единство – отрезок речи в форме последовательностей двух и более

предложений.
Сверхфразовое единство – отрезок речи в форме последовательностей двух и более предложений.

Слайд 6СВОЙСТВА ПРОСОДИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ
Акустические
ЧОТ
интенсивность
длительность речевого сигнала
Перцептивные
Высотные характеристики
(изменение направления
голосового

тона, уровень и
диапазон произнесения)
Сила
Долгота
СВОЙСТВА ПРОСОДИЧЕСКИХ ЕДИНИЦАкустическиеЧОТ интенсивность длительность речевого сигналаПерцептивныеВысотные характеристики (изменение направления голосового тона, уровень и диапазон произнесения)СилаДолгота

Слайд 7Частота основного тона (ЧОТ) – количество колебаний голосовых связок в секунду

(Герц). Это самая низкая частотная составляющая, соответствующая колебанию тела голосовых связок.
Частота основного тона (ЧОТ) – количество колебаний голосовых связок в секунду (Герц). Это самая низкая частотная составляющая,

Слайд 8Интенсивность (акустический коррелят громкости) – величина звуковой энергии, проходящей за единицу

времени через единицу площади. Диапазон велик (от 0 дБ – шепот, 1000 дБ – в голосе певца).
Интенсивность (акустический коррелят громкости) – величина звуковой энергии, проходящей за единицу времени через единицу площади. Диапазон велик

Слайд 9Длительность речевого сигнала – это количество времени, затраченное на его произнесение

(миллисекунды).
Длительность речевого сигнала – это количество времени, затраченное на его произнесение (миллисекунды).

Слайд 10ПРОСОДИЯ
комплекс фонетических сверхсегментных средств (высотных, силовых, временных, включая паузу), реализующихся в

речи на всех уровнях речевых сегментов (слог, слово, словосочетание, фраза, сверхфразовое единство, текст) и выполняющих функцию организации и сегментации потока речи.
ПРОСОДИЯ комплекс фонетических сверхсегментных средств (высотных, силовых, временных, включая паузу), реализующихся в речи на всех уровнях речевых

Слайд 11Сверхсегментные просодические средства

Сверхсегментные просодические средства

Слайд 12ОСОБЕННОСТИ ПРОСОДИЧЕСКИХ БАЗ РУССКОГО И АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКОВ.
Русские говорят громче и быстрее

англичан делают меньше пауз, но эти паузы длиннее.

ОСОБЕННОСТИ ПРОСОДИЧЕСКИХ БАЗ РУССКОГО И АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКОВ.Русские говорят громче и быстрее англичан делают меньше пауз, но эти

Слайд 14ПОСТЕПЕННО НИСХОДЯЩАЯ СТУПЕНЧАТАЯ ШКАЛА ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ РОВНЫМ МЕЛОДИЧЕСКИМ ДВИЖЕНИЕМ ВНУТРИ УДАРНЫХ СЛОГОВ

И РАСПОЛОЖЕНИЕМ ПОСЛЕДУЮЩИХ БЕЗУДАРНЫХ НА ОДНОМ УРОВНЕ С УДАРНЫМ СЛОГОМ (А.Я)

Произносится с резким восходящим движением в ударном слоге с последующим понижением уровня безударных слогов (Р.я)

ПОСТЕПЕННО НИСХОДЯЩАЯ СТУПЕНЧАТАЯ ШКАЛА ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ РОВНЫМ МЕЛОДИЧЕСКИМ ДВИЖЕНИЕМ ВНУТРИ УДАРНЫХ СЛОГОВ И РАСПОЛОЖЕНИЕМ ПОСЛЕДУЮЩИХ БЕЗУДАРНЫХ НА ОДНОМ

Слайд 15УДАРЕНИЕ

УДАРЕНИЕ

Слайд 16СТЕПЕНИ ФРАЗОВОГО УДАРЕНИЯ ТАК ЖЕ, КАК И СЛОГИ В СЛОВЕ, СЛОВА

ВО ФРАЗЕ РАЗЛИЧАЮТСЯ ПО СТЕПЕНИ ВЫДЕЛЕННОСТИ. ВЫДЕЛЕННОСТЬ МОЖЕТ БЫТЬ ДОСТИГНУТА С ПОМОЩЬЮ РАЗЛИЧНЫХ СРЕДСТВ
СТЕПЕНИ ФРАЗОВОГО УДАРЕНИЯ  ТАК ЖЕ, КАК И СЛОГИ В СЛОВЕ, СЛОВА ВО ФРАЗЕ РАЗЛИЧАЮТСЯ ПО СТЕПЕНИ

Слайд 17ЭМФАТИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ (УСИЛЕННЫЙ КОНТРАСТ)
Увеличение просодических параметров выделенности, т.е. произнесение слова громче,

а также на более высоком уровне и/или с тональным изменением.

ЭМФАТИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ (УСИЛЕННЫЙ КОНТРАСТ) Увеличение просодических параметров выделенности, т.е. произнесение слова громче, а также на более высоком

Слайд 18Д. ДЖОУНЗ. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФРАЗОВОГО УДАРЕНИЯ.
«значимое слово – ударение»,
«служебное – отсутствие

ударения»
Д. ДЖОУНЗ. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФРАЗОВОГО УДАРЕНИЯ.«значимое слово – ударение», «служебное – отсутствие ударения»

Слайд 19ТЕОРИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ФРАЗЫ (М.А.К. ХАЛЛИДЕЙ, В МАТЕЗИУС, Ф. ДАНЕШ, ДЖ.

ФИРБАС)

Выделяют во фразе уже известную (тема) и новую (рема) информацию. Рема является ядром, информационным центром фразы и выделяется с помощью ядерного тона.

ТЕОРИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ФРАЗЫ  (М.А.К. ХАЛЛИДЕЙ, В МАТЕЗИУС, Ф. ДАНЕШ, ДЖ. ФИРБАС)Выделяют во фразе уже известную

Слайд 20РЕМА=ПОЛОЖЕНИЕ ЯДЕРНОГО ТОНА НЕ ВСЕГДА
Ядерный тон не всегда падает на часть

фразы, содержащую новую информацию, поэтому информационный центр высказывания лучше определять не через понятие ремы, а как часть фразы, на которой говорящий хочет сфокусировать внимание собеседника. Информационный центр может включать несколько слов, всю фразу или концентрироваться на одном слове.
Информационный и интонационный центры фразы могут не совпадать


(новая информация во всем предложении, ядерный тон – на подлежащем)





(вся фраза несет новую информацию, но только последнее значимое слово несет ядерный тон)

РЕМА=ПОЛОЖЕНИЕ ЯДЕРНОГО ТОНА НЕ ВСЕГДА Ядерный тон не всегда падает на часть фразы, содержащую новую информацию, поэтому

Слайд 21СОВРЕМЕННЫЕ ПРАВИЛА ФРАЗОВОГО УДАРЕНИЯ УЧИТЫВАЮТ НЕ ТОЛЬКО ИНФОРМАЦИОННУЮ, НО И СЕМАНТИЧЕСКУЮ

СОСТАВЛЯЮЩИЕ.

« Если фраза состоит из аргумента ((А): подлежащее и дополнение) и предиката ((Р): сказуемое) и представляет собой целиком новую информацию, то ядерное ударение ставится на аргументе.
« Если фраза состоит из аргумента ((А): подлежащее и дополнение) и предиката ((Р): сказуемое) и новая информация содержится только в предикате, то ядерное ударение ставится на предикате.

СОВРЕМЕННЫЕ ПРАВИЛА ФРАЗОВОГО УДАРЕНИЯ УЧИТЫВАЮТ НЕ ТОЛЬКО ИНФОРМАЦИОННУЮ, НО И СЕМАНТИЧЕСКУЮ СОСТАВЛЯЮЩИЕ.« Если фраза состоит из аргумента

Слайд 22
ФУНКЦИИ ФРАЗОВОГО УДАРЕНИЯ
Способность выделять слова в смысловой группе или фразе по

степени их смысловой нагрузки.

используется для передачи насыщенных эмоциональных состояний говорящего

организующая и ритмообразующая

является средством выделения информационного центра высказывания

позиция ядерного тона связывает высказывание с его коммуникационными соседями и способна дифференцировать смысл изолированных высказываний, различая их семантико-синтаксические составляющие (члены предложения)

ФУНКЦИИ ФРАЗОВОГО УДАРЕНИЯСпособность выделять слова в смысловой группе или фразе по степени их смысловой нагрузки.используется для передачи

Слайд 24ИНТОНАЦИЯ (В УЗКОМ СМЫСЛЕ)
Интонация - повышение и понижение голосового тона при говорении

(1926 г., Л. Армстронг и И. Уорд).
Интонация предложения – рисунок происходящих в нем высотных изменений (1977г., П. Ладефогед).
----------------------------------------------------------------------------------т.е. интонация отождествляется с мелодикой (весь комплекс просодических средств объединен в понятие «просодия»
ИНТОНАЦИЯ (В УЗКОМ СМЫСЛЕ) Интонация - повышение и понижение голосового тона при говорении (1926 г., Л. Армстронг

Слайд 25ИНТОНАЦИЯ (В ШИРОКОМ СМЫСЛЕ)
Сложное единство взаимосвязанных компонентов - мелодики, темпа, паузы, громкости

и тембра произнесения (качества голоса), реализующихся в речи на протяжении отрезка от синтагмы до текста и способных дифференцировать значение высказывания или его части.
ИНТОНАЦИЯ (В ШИРОКОМ СМЫСЛЕ)Сложное единство взаимосвязанных компонентов - мелодики, темпа, паузы, громкости и тембра произнесения (качества голоса),

Слайд 26РИТМ
Универсальное явление, одна из форм существования материи, особая форма движения (изучается

представителями различных областей - от философов до биологов, от музыкантов до лингвистов)
РИТМУниверсальное явление, одна из форм существования материи, особая форма движения (изучается представителями различных областей - от философов

Слайд 27ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ РИТМА

ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ РИТМА

Слайд 28Периодичность предполагает регулярную повторяемость однотипных явлений во времени. Регулярно повторяющееся, периодическое

явление может быть представлено как комплексом разнородных чередующихся элементов, так и единичным явлением.
Периодичность предполагает регулярную повторяемость однотипных явлений во времени. Регулярно повторяющееся, периодическое явление может быть представлено как комплексом

Слайд 29РИТМ (ПО А.М. АНТИПОВОЙ)
Периодичность сходных соизмеримых речевых единиц различной степени: ритмическая

группа, синтагма, фраза, сверхфразовое ударение. Эти единицы чередуются по принципу: фонация/пауза (но, могут быть и беспаузными).
РИТМ  (ПО А.М. АНТИПОВОЙ)Периодичность сходных соизмеримых речевых единиц различной степени: ритмическая группа, синтагма, фраза, сверхфразовое ударение.

Слайд 30Все языки мира делил на:

Типы минимальных единиц ритма (Д. Аберкромби):

БАЗОВАЯ ЕДИНИЦА

РЕЧЕВОГО РИТМА – ЯВЛЕНИЕ, СПОСОБНОЕ ОБРАЗОВЫВАТЬ ПЕРИОДИЧНОСТЬ.
Все языки мира делил на:Типы минимальных единиц ритма (Д. Аберкромби):БАЗОВАЯ ЕДИНИЦА РЕЧЕВОГО РИТМА – ЯВЛЕНИЕ, СПОСОБНОЕ ОБРАЗОВЫВАТЬ

Слайд 31Энклитики – безударные слоги, примыкающие к предшествующему ударному.


Проклитики – безударные слоги,

примыкающие к последующему ударному.

Энклитики – безударные слоги, примыкающие к предшествующему ударному.Проклитики – безударные слоги, примыкающие к последующему ударному.

Слайд 32Изохронность – временное равновесие. Но ей не обладают ритмические группы. И

стих, и проза ритмичны, но ритмичность каждого из этих видов речи специфична и характеризуется собственными единицами.
Изохронность – временное равновесие. Но ей не обладают ритмические группы. И стих, и проза ритмичны, но ритмичность

Слайд 33ФУНКЦИИ РЕЧЕВОГО РИТМА.
организует единицы текста и текст в целом
меньшие ритмические единицы

формируют большие, а большие объединяют меньшие
стабильность (создают целостность текста)
эмоционально-эстетическая (ритмически правильно организованная речь воспринимается легко)
ФУНКЦИИ РЕЧЕВОГО РИТМА.организует единицы текста и текст в целомменьшие ритмические единицы формируют большие, а большие объединяют меньшиестабильность

Слайд 34СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть