Слайд 1ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ:
«ПРОСОДИЯ. ФРАЗОВОЕ УДАРЕНИЕ. ИНТОНАЦИЯ. РИТМ.»
Наро-Фоминск, 2015
Слайд 2
РЕЧЕВОЙ ПОТОК
Сверхсегментные (просодические) единицы: слог, синтагмаСверхсегментные (просодические) единицы: слог, синтагма, фразаСверхсегментные
(просодические) единицы: слог, синтагма, фраза, сверхфразовое единство, текст.
Сегментные единицы: звуки.
Слайд 3
Синтагма – минимальное интонационно-смысловое единство, состоящее из одного или нескольких слов.
Слайд 4
Фраза – основная смысловая единица речи, выражающая законченную мысль. Обычно соответствует
предложению.
Слайд 5
Сверхфразовое единство – отрезок речи в форме последовательностей двух и более
предложений.
Слайд 6СВОЙСТВА ПРОСОДИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ
Акустические
ЧОТ
интенсивность
длительность речевого сигнала
Перцептивные
Высотные характеристики
(изменение направления
голосового
тона, уровень и
диапазон произнесения)
Сила
Долгота
Слайд 7Частота основного тона (ЧОТ) – количество колебаний голосовых связок в секунду
(Герц). Это самая низкая частотная составляющая, соответствующая колебанию тела голосовых связок.
Слайд 8Интенсивность (акустический коррелят громкости) – величина звуковой энергии, проходящей за единицу
времени через единицу площади. Диапазон велик (от 0 дБ – шепот, 1000 дБ – в голосе певца).
Слайд 9Длительность речевого сигнала – это количество времени, затраченное на его произнесение
(миллисекунды).
Слайд 10ПРОСОДИЯ
комплекс фонетических сверхсегментных средств (высотных, силовых, временных, включая паузу), реализующихся в
речи на всех уровнях речевых сегментов (слог, слово, словосочетание, фраза, сверхфразовое единство, текст) и выполняющих функцию организации и сегментации потока речи.
Слайд 11Сверхсегментные просодические средства
Слайд 12ОСОБЕННОСТИ ПРОСОДИЧЕСКИХ БАЗ РУССКОГО И АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКОВ.
Русские говорят громче и быстрее
англичан делают меньше пауз, но эти паузы длиннее.
Слайд 14ПОСТЕПЕННО НИСХОДЯЩАЯ СТУПЕНЧАТАЯ ШКАЛА ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ РОВНЫМ МЕЛОДИЧЕСКИМ ДВИЖЕНИЕМ ВНУТРИ УДАРНЫХ СЛОГОВ
И РАСПОЛОЖЕНИЕМ ПОСЛЕДУЮЩИХ БЕЗУДАРНЫХ НА ОДНОМ УРОВНЕ С УДАРНЫМ СЛОГОМ (А.Я)
Произносится с резким восходящим движением в ударном слоге с последующим понижением уровня безударных слогов (Р.я)
Слайд 16СТЕПЕНИ ФРАЗОВОГО УДАРЕНИЯ
ТАК ЖЕ, КАК И СЛОГИ В СЛОВЕ, СЛОВА
ВО ФРАЗЕ РАЗЛИЧАЮТСЯ ПО СТЕПЕНИ ВЫДЕЛЕННОСТИ. ВЫДЕЛЕННОСТЬ МОЖЕТ БЫТЬ ДОСТИГНУТА С ПОМОЩЬЮ РАЗЛИЧНЫХ СРЕДСТВ
Слайд 17ЭМФАТИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ
(УСИЛЕННЫЙ КОНТРАСТ)
Увеличение просодических параметров выделенности, т.е. произнесение слова громче,
а также на более высоком уровне и/или с тональным изменением.
Слайд 18Д. ДЖОУНЗ. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФРАЗОВОГО УДАРЕНИЯ.
«значимое слово – ударение»,
«служебное – отсутствие
ударения»
Слайд 19ТЕОРИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ФРАЗЫ
(М.А.К. ХАЛЛИДЕЙ, В МАТЕЗИУС, Ф. ДАНЕШ, ДЖ.
ФИРБАС)
Выделяют во фразе уже известную (тема) и новую (рема) информацию. Рема является ядром, информационным центром фразы и выделяется с помощью ядерного тона.
Слайд 20РЕМА=ПОЛОЖЕНИЕ ЯДЕРНОГО ТОНА
НЕ ВСЕГДА
Ядерный тон не всегда падает на часть
фразы, содержащую новую информацию, поэтому информационный центр высказывания лучше определять не через понятие ремы, а как часть фразы, на которой говорящий хочет сфокусировать внимание собеседника. Информационный центр может включать несколько слов, всю фразу или концентрироваться на одном слове.
Информационный и интонационный центры фразы могут не совпадать
(новая информация во всем предложении, ядерный тон – на подлежащем)
(вся фраза несет новую информацию, но только последнее значимое слово несет ядерный тон)
Слайд 21СОВРЕМЕННЫЕ ПРАВИЛА ФРАЗОВОГО УДАРЕНИЯ УЧИТЫВАЮТ НЕ ТОЛЬКО ИНФОРМАЦИОННУЮ, НО И СЕМАНТИЧЕСКУЮ
СОСТАВЛЯЮЩИЕ.
« Если фраза состоит из аргумента ((А): подлежащее и дополнение) и предиката ((Р): сказуемое) и представляет собой целиком новую информацию, то ядерное ударение ставится на аргументе.
« Если фраза состоит из аргумента ((А): подлежащее и дополнение) и предиката ((Р): сказуемое) и новая информация содержится только в предикате, то ядерное ударение ставится на предикате.
Слайд 22
ФУНКЦИИ ФРАЗОВОГО УДАРЕНИЯ
Способность выделять слова в смысловой группе или фразе по
степени их смысловой нагрузки.
используется для передачи насыщенных эмоциональных состояний говорящего
организующая и ритмообразующая
является средством выделения информационного центра высказывания
позиция ядерного тона связывает высказывание с его коммуникационными соседями и способна дифференцировать смысл изолированных высказываний, различая их семантико-синтаксические составляющие (члены предложения)
Слайд 24ИНТОНАЦИЯ
(В УЗКОМ СМЫСЛЕ)
Интонация - повышение и понижение голосового тона при говорении
(1926 г., Л. Армстронг и И. Уорд).
Интонация предложения – рисунок происходящих в нем высотных изменений (1977г., П. Ладефогед).
----------------------------------------------------------------------------------т.е. интонация отождествляется с мелодикой (весь комплекс просодических средств объединен в понятие «просодия»
Слайд 25ИНТОНАЦИЯ
(В ШИРОКОМ СМЫСЛЕ)
Сложное единство взаимосвязанных компонентов - мелодики, темпа, паузы, громкости
и тембра произнесения (качества голоса), реализующихся в речи на протяжении отрезка от синтагмы до текста и способных дифференцировать значение высказывания или его части.
Слайд 26РИТМ
Универсальное явление, одна из форм существования материи, особая форма движения (изучается
представителями различных областей - от философов до биологов, от музыкантов до лингвистов)
Слайд 28Периодичность предполагает регулярную повторяемость однотипных явлений во времени. Регулярно повторяющееся, периодическое
явление может быть представлено как комплексом разнородных чередующихся элементов, так и единичным явлением.
Слайд 29РИТМ
(ПО А.М. АНТИПОВОЙ)
Периодичность сходных соизмеримых речевых единиц различной степени: ритмическая
группа, синтагма, фраза, сверхфразовое ударение. Эти единицы чередуются по принципу: фонация/пауза (но, могут быть и беспаузными).
Слайд 30Все языки мира делил на:
Типы минимальных единиц ритма (Д. Аберкромби):
БАЗОВАЯ ЕДИНИЦА
РЕЧЕВОГО РИТМА – ЯВЛЕНИЕ, СПОСОБНОЕ ОБРАЗОВЫВАТЬ ПЕРИОДИЧНОСТЬ.
Слайд 31Энклитики – безударные слоги, примыкающие к предшествующему ударному.
Проклитики – безударные слоги,
примыкающие к последующему ударному.
Слайд 32Изохронность – временное равновесие. Но ей не обладают ритмические группы. И
стих, и проза ритмичны, но ритмичность каждого из этих видов речи специфична и характеризуется собственными единицами.
Слайд 33ФУНКЦИИ РЕЧЕВОГО РИТМА.
организует единицы текста и текст в целом
меньшие ритмические единицы
формируют большие, а большие объединяют меньшие
стабильность (создают целостность текста)
эмоционально-эстетическая (ритмически правильно организованная речь воспринимается легко)