Слайд 1Активные и интерактивные методы обучения
Ишалеева Е.Л.
Учитель англ. языка
Слайд 2
Плохой учитель преподносит истину,
хороший – учит ее добывать.
А. Дистервег
Можно привести коня на водопой , но нельзя заставить его пить.
Английская поговорка
Ничему тому, что важно знать, научить нельзя –
все, что может сделать учитель - это указать дорожки.
Ричард Олдигтон
Слайд 3За уши зайца
Несут к барабану.
Заяц ворчит:
«Барабанить не стану!
Нет настроенья,
Нет
обстановки,
Нет подготовки!
Не вижу морковки!»
Слайд 4Успех процесса обучения во многом зависит от взаимоотношений
Учителя с детьми
Детей друг
с другом
Каждого ребёнка с учителем
Ученика с коллективом
Слайд 5
Современная педагогика ориентирована на то, чтобы
- ребёнок научился учиться
- открыл в себе энергию познания, постоянного стремления к получению новых знаний.
Слайд 6Пассивный метод
Форма взаимодействия учителя и ученика, в которой учитель
является основным действующим лицом и управляющим ходом занятия, а ученики выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя.
Слайд 7Активный метод
Форма взаимодействия учеников и учителя, при которой они взаимодействуют
друг с другом в ходе занятия и ученики здесь не пассивные слушатели, а активные участники, ученики и учитель находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль.
Слайд 8Интерактивный метод
(«Inter» – это взаимный, «act» – действовать) – означает
взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учеников в процессе обучения.
Слайд 9Формы работы, повышающие уровень активности обучения
Применение нетрадиционных форм проведения уроков
Использование нетрадиционных форм учебных занятий (интегрированные занятия, объединенные единой темой, проблемой; комбинированные, проектные занятия, творческие мастерские и др.);
Использование игровых форм;
Диалогическое взаимодействие;
Проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, пробл. ситуации и др.)
Использование различных форм работы (групповые, парные, индивидуальные, фронтальные и др.);
Интерактивные методы обучения (репродуктивный, частично-поисковый, творческий и др.);
Использование дидактических средств (тесты, терминолог. кроссворды и др.);
Внедрение развивающих дидактических приемов (речевых оборотов типа “Хочу спросить…”, “Для меня сегодняшний урок…”, “Я бы сделал так…” и т.д.; Использование всех методов мотивации;
Различные виды домашней работы;
Деятельностный подход в обучении.
Слайд 10Уровни активности
• Активность воспроизведения – характеризуется стремлением обучаемого понять, запомнить,
воспроизвести знания, овладеть способами применения по образцу.
• Активность интерпретации – связана со стремлением обучаемого постичь смысл изучаемого, установить связи, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.
• Творческая активность – предполагает устремленность обучаемого к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения проблем, интенсивное проявление познавательных интересов.
Слайд 11
Интерактивные методы обучения позволяют решать следующие задачи
Активное включение каждого ученика в
процесс усвоения учебного материала
Повышение познавательной мотивации
Обучение навыкам успешного общения(умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание)
Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, умение предусматривать последствия своего выбора, его объективная оценка
Воспитание лидерских качеств
Умение работать с командой и в команде
Принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата
Слайд 12Классификация игр
По игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные
По характеру педагогического
процесса: обучающие, познавательные, репродуктивные, творческие, обобщающие, диагностические, тренинговые, контролирующие
По области деятельности: интеллектуальные, социальные, психологические, физические, трудовые
По игровой среде: компьютерные, технические, настольные, телевизионные
Слайд 13Ролевая игра
Это маленькая сценка, разыгрываемая учениками.
Её цель – наглядно представить,
увидеть, оживить обстоятельства или события, знакомые ученикам.
При изучении стилей речи для тренировки умения писать заявления различного рода и культуры деловой речи предложить детям разыграть ситуацию: Вы пришли записаться на курсы иностранного языка. Вам необходимо написать заявление. При этом один ученик выступает в роли секретаря или директора, другой в роли поступающего на занятия.
Слайд 14Деловая игра
Имитация в игре реального процесса с помощью модели
Различие интересов участников
игры
Наличие общей игровой цели
Реализация цепочки решений
Использование гибкого масштаба времени
Слайд 15Ситуативные игры
Ситуации-иллюстрации
Ситуации-упражнения
Оценочные ситуации
Проблемные ситуации
Прогностические ситуации
Слайд 16Парная и групповая работа
Эти работы дают ученикам больше возможностей для участия
и взаимодействия.
Группы могут формироваться произвольно, по желанию учеников, но чаще всего планируя на уроке групповую работу, учитель заранее делит класс на группы, учитывая уровень учебных навыков, успехов учеников и характер межличностных отношений.
Слайд 17АМ деления на группы
«Чудесный цветок»
«Шляпа»
«Разноцветные листочки»
Слайд 18Собраться вместе – это начало,
держаться вместе – это прогресс,
работать
вместе – это успех.
Генри Форд, американский предприниматель
Слайд 19АМ начала образовательного мероприятия
«Мой цветок»
«Галерея портретов»
«Поздоровайся локтями»
«Измерим друг друга»
«Летающие имена»
Помогут начать урок, задать нужный ритм.
Слайд 20Метод «Поздоровайся локтями»
Цель – Встреча друг с другом, приветствие, знакомство
Проведение:
Учитель просит учеников
встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на первый-второй-третий и сделать следующее:
• Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;
• Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;
• Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны.
Учитель говорит обучающимся, что на выполнение задания им дается только пять минут. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями.
Через пять минут ученики собираются в три группы так, чтобы вместе оказались соответственно первые, вторые и третьи номера. После этого они приветствуют друг друга внутри своей группы.
Слайд 21
Психологическая поддержка
Учащиеся становятся в круг, держась за руки, учитель произносит слова
шёпотом, а учащиеся повторяют их хором вслух:
Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы отлично учимся и всё у нас получится!
Слайд 22АМ выяснение целей, ожиданий и опасений
«Список покупок»
«Дерево ожиданий»
«Лицензия на приобретение
знаний»
«Разноцветные листы»
Позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения.
Слайд 24АМ презентации учебного материала
«Инфо-угадайка»
«Кластер»
«Мозговой штурм»
Позволят вам сориентировать обучающихся в
теме.
Слайд 25
Метод «Инфо-угадайка»
Цели метода: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся.
Группы: все участники.
Время: Зависит
от объема нового материала и структуры урока.
Материал: подготовленный лист ватмана, цветные маркеры.
Проведение: Учитель называет тему своего сообщения. На стене прикреплен лист ватмана или блокнот флипчата, в его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с сектора 1, учитель вписывает в сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в ходе сообщения. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь в докладе. Затем учитель раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела (можно записывать темы и ключевые моменты маркерами разных цветов). Они вносятся на плакат по ходу сообщения. Закончив изложение материала по первому разделу темы, учитель вписывает во второй сектор название второго раздела темы, и так далее.
Слайд 26
Метод «Инфо-угадайка»
Сектор 1 Понятие АМО
Сектор 2
Этапы
урока.
Сектор 3
Виды АМО
Сектор 4
Цели применения АМО.
Слайд 27метод «ИНФО-УГАДАЙКА»
понятие
.
этапы
урока
виды
цели применения
Система методов, которая обеспечивает активность и разнообразие мыслительной и
практической деятельности учащихся.
Организация класса, проверка домашнего задания, постановка целей и задач урока, объяснение нового, закрепление изученного, обобщение знаний, организация самостоятельной работы, подведение итогов урока, релаксация.
«Чудесный цветок», «Что у меня на сердце?», «Поздоровайся глазами», «Фруктовый сад»,
«Инфо – угадай-ка»,
«Автобусная остановка»
Развитие мотивации, интереса к предмету, коммуникатив-
ных, учебно-информационных и учебно-организационных умений.
Активные методы обучения
Слайд 28АМ организации
самостоятельной работы над темой
«Ульи»
«Визитные карточки»
«Экспертиза»
«Карта группового сознания»
Используются
для работы над темой.
Слайд 29Игра «Композиция»
Цель: в игровой форме разделить детей на группы.
Оборудование: карточки для
каждого ученика с картинками сказочных героев.
Проведение: учитель заранее готовит карточки с картинками и записанными названиями персонажей из сказок: 1поросенок, 2 поросенок, 3 поросенок, волк; бабка, дедка, внучка, Жучка; Колобок, заяц, волк, медведь, лиса и т.д. Ученики, получив карточки, находят свою группу.
Слайд 30
Упражнение «Экспресс-портрет»
Цель: закрепить изученный материал, умение описывать, обобщать, активизировать мыслительную деятельность, развивать
творческую активность, фантазию; расширять словарный запас, письменную речь; умение работать в группе.
Оборудование: листочки для записей, коробочки (по количеству групп), наборы картинок (по количеству групп).
Проведение: класс делится на 3-4 группы. Каждый ученик в группе получает карточку с названием животного или растения. Перед группой стоит коробочка с набором картинок с изображением животных и растений. В течение 3 минут на листочке должен написать «портрет» этого животного (растения). Затем каждый в группе представляет свою работу, начиная со слов: «Я хочу представить вам зверя (птицу, насекомое…), он выглядит так…» и зачитывает «портрет». Ученики в группе отгадывают, чей «портрет» описан, находят в коробочке картинку с изображением.
Слайд 31
Упражнение «Словотоки»
Цель: повторение и запоминание полученной информации, способ выучивания терминов, развивать навыки
общения, способы получения информации, расширять словарный запас.
Оборудование: цветная бумага, карточки двух цветов, карточки-обманки,
Проведение: учитель раздаёт всем ученикам карточки двух цветов. На карточках одного цвета написаны словарные слова, которые были изучены, на карточках другого цвета – значения этих слов. Учитель обязательно готовит и карточки-обманки! По сигналу учителя ученики отправляются в «плавание»: ищут пару для своего слова или для своего значения слова. Как только нашли, садитесь на место и держите свою карточку при себе. Через определенное время начинается оглашение результатов. По очереди ученики читают слово и показывают свою пару, которая тоже читает свою карточку. Ученики корректируют неправильные ответы. В конце ученики аплодируют друг другу за правильно выполненную работу.
Слайд 32Активные методы релаксации
«Энергия - 1»
«Роботы»
«Постройся
по росту»
«Шест»
«Земля, воздух, огонь и вода»
Позволят повысить уровень энергии в классе.
Слайд 33АМ подведения итогов урока
"Мухомор»
«Ресторан»
«Мудрый совет»
«Что я почти забыл?»
«Письмо самому себе»
«Все
у меня в руках!»
«Итоговый круг»
«Комплименты»
Помогут эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу.
Слайд 34
метод «КЛАСТЕР»
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
ЭТАПЫ ПРИМЕНЕНИЯ
ВИДЫ
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ
ЦЕЛИ
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
ГРУППОВАЯ
ИНФО-
УГАДАЙ-КА»
«КЛАСТЕР»
«Чудесный цветок»
«ФРУКТОВЫЙ САД»
НА ВСЕХ
ЭТАПАХ УРОКА
УЧЕБНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ УМЕНИЯ
КОММУНИКАЦИЯ
МОТИВАЦИЯ
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ
УЧЕБНО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УМЕНИЯ
Слайд 35имя существительное
ПРАВИЛО СОСТАВЛЕНИЯ СИНКВЕЙНА
имя прилагательное
имя прилагательное
глагол
глагол
глагол
Предложение из нескольких слов, показывающее отношение
к теме
Слово, связанное с первым словом , отражает сущность темы
Слайд 36метод «СИНКВЕЙН»
АКТИВНЫЙ
МЕТОД
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ
Применяют на различных этапах урока.
УСПЕХ
РАЗВИВАЕТ
АКТИВИЗИРУЕТ
УЧИТ
Слайд 37Метод «Ресторан»
Цель: Выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.
Время: 5 мин.
на подготовку; 1-3 мин. каждому участнику (на ответ).
Численность: Все ученики
Материал: лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки
Проведение: Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:
- Я съел бы еще этого…
- Больше всего мне понравилось…
- Я почти переварил…
- Я переел…
- Пожалуйста, добавьте…
Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист флип-чарта, комментируя.
Слайд 38Удивляй!
«Однажды в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране,
в которой люди ходят по воде! И самое удивительное, что этот рассказ был правдивым! А мы с вами по воде? Мы так привыкли к воде, что часто не замечаем ее свойств»
А.Гин
Слайд 39Математика в филологии
«…Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой
от рождения…»
Слайд 41Математика в филологии
…Улăп утнă чух пĕрре ярса пусса вуншар çухрăм тăршшĕ
утнă тет…
− Улăп Шупашкартан Мускава миçе ярса пусса çитнĕ пулĕччĕ-ши?
− Кукамай патне вара?
Слайд 44
Упражнение Письмо самому себе
Учитель дает следующие задание: «Сейчас вам нужно написать письмо
самому себе, которое вы получите через 3 месяца, причем написать тому человеку, который применил навыки, полученные на тренинге, и добился определенных результатов. Может быть, есть какие-то вопросы, которые вы хотите задать? Вы можете порадоваться за этого человека или выразить понимание в связи с трудностями, которые он мог встретить на своем пути и т.д.»
Можно предложить участникам фразы, которые они могут использовать, например «Я надеюсь, что ты успел…», Я думаю, что у тебя получилось…», попросить перечислить и описать конкретные шаги, которые были сделаны к этому моменту, что именно они стали делать по-другому и что изменилось благодаря этому.
Слайд 45Возьмите дюжину самых лучших и полновесных эмоций. Тщательно отберите только те,
которые лишены разочарований, злопамятности и злости. После того, как вы отобрали эти двенадцать эмоций, разделите их на 5 (или 6) уроков, которые вам приходится проводить каждый ваш рабочий день.
Добавьте в каждый свой урок:
12 порций мудрости,11 порций терпения, 10 порций храбрости, 9 порций работоспособности, 8 порций оптимизма, 7 порций преданности своему делу,
6 порций вольнодумия и свободомыслия, 5 порций доброты, 4 порции отдыха и заботы о здоровье, 3 порции юмора,2 порции такта, 1 порцию веры в каждого своего ученика.
Примечание: В пропорциях ингредиентов возможны варианты на усмотрение готовящего.
Для того чтобы придать остроты и сладости вашему уроку, добавьте в него ложечку хорошего настроения, обильно посыпьте всё хорошим добрым юмором. А теперь налейте любовь к детям и взбейте всё энергичными движениями, не допуская застоя. Поставьте ваше блюдо на огонь детских сердец. Украсьте своё блюдо улыбками, изюминками и веточками радости. Перед подачей ученикам урок сервируется спокойствием, самоотверженностью и профессионализмом учителя.
Приятного вам аппетита, уважаемые коллеги!
Аппетита к учительскому труду и творчеству.