Слайд 1«Теоретические основы обучения рецептивным видам речевой деятельности»
Выполнила: учитель английского языка МБОУ
СШ № 14
Макашова Татьяна Игоревна
Слайд 2Отличия продуктивных и рецептивных ВРД:
Различия между рецептивной и продуктивной
речью очень существенны для методики. Во-первых, для развития рецептивных и продуктивных ВРД необходим специфический отбор материала, причем продуктивный минимум должен включаться в рецептивный и быть значительно меньше последнего. Во-вторых, отработка продуктивного и рецептивного минимумов должна быть различной и включать специальные упражнения. В-третьих, обязательна особая практика в рецептивных и продуктивных ВРД.
Слайд 3Рецептивные виды речевой деятельности – это процессы, связанные с восприятием речи.
К ним относятся аудировние (т. е. восприятие устной речи) и чтение (т. е. восприятие письменной речи) .
Слайд 4Аудирование -сложная рецептивная мыслительно-мнемическая деятельность, связанная с восприятием, пониманием и активной
переработкой информации, содержащейся в устном речевом сообщении.(Гальскова Н.Д. и Гез Н.И.)
Слайд 5Зимняя И.А. выделила следующие характеристики аудирования как вида речевой деятельности:
аудирование реализует
устное и непосредственное общение;
оно является реактивным и рецептивным видом речевой деятельности в процессе общения;
основная форма протекания аудирования – внутренняя, неравномерная.
Слайд 6На основе уровней восприятия речи выделяются следующие уровни аудирования:
- элементарный (формирование перцептивной
базы аудирования);
- продвинутый (развитие аудирования как вида речевой деятельности);
- завершающий (овладение устным общением, в ходе которого студенты выступают в роли слушающих).
Слайд 7
Чтение – рецептивный вид речевой деятельности, направленный на восприятие и понимание
письменного текста (И.Л.Колесникова, О.А.Долгина). Чтение является рецептивным видом деятельности, заключающимся в восприятии и переработке читающим объективно существующего текста – продукта репродуктивной деятельности некоего автора (Г.В.Рогова).
Слайд 8Принципы обучения чтению:
обучение чтению должно представлять собой обучение речевой действительности. Чтение
должно выступать и целью. Чтение текста всегда включает в себя понимание и вербальную и невербальную коммуникацию.
Чтение должно строится как познавательный процесс. Важное значение имеет содержание текста.. Все тексты должны представлять интерес и быть значимыми.
Принципы опоры на имеющиеся у учащихся опыт чтения на родном языке.
При обучении пониманию текста следует опираться на овладение учащимися структурой языка. Связь текста с лексикой и грамматикой.
Включение не только рецептивной, но и репродуктивной деятельности.
Принцип автоматизации приемов чтения. Необходимо развивать технику чтения.
Слайд 9Рецептивные виды речевой деятельности не могут следовать за продуктивными, поэтому задания
на аудирование и чтение должны предшествовать заданиям на говорение и письмо.
Аудирование сложнее чтения, вызывает у учащихся больше трудностей. Прием информации через слуховые анализаторы осуществляется труднее, чем через зрительные. Умственное напряжение при аудировании больше, чем при чтении, утомляемость больше. Но из этого вовсе не следует, что чтению нужно отдавать предпочтение. Напротив, аудирование в коммуникативной деятельности человека занимает большое место, поэтому обучение чтению и аудированию нужно чередовать
Слайд 10Цели обучения аудированию:
понимание высказывания собеседника в различных ситуациях общения, в том
числе при наличии незнакомых языковых средств;
понимание учебных и аутентичных текстов с разной степенью и глубиной проникновения в их содержание. Уровни понимания аудиотекста определяются коммуникативной задачей, типом аудиотскста и условиями его восприятия.
Слайд 11Цель аудирования – это обмен мыслями, получение новой информации через осмысление связного
речевого сообщения. В процессе аудирования слушатель встречается с множеством трудностей, которые он должен преодолеть за очень короткое время, так как понимание речи на слух достигается только при условии одновременного преодоления трудностей восприятия и понимания звучащей речи
Слайд 12Цели обучения чтению
учащиеся должны:
понимать основное содержание несложных в языковом отношении текстов,
имеющих ясную структуру и логику изложения, соответствующих возрасту и интересам учащихся (стихи, тексты песен, сказки, комиксы, рассказы, юмористические истории, личное письмо в детский журнал), догадываясь при этом о значении незнакомых слов с опорой на изобразительную и зрительную наглядность, лингвистическую догадку и реагируя на содержание как вербально, так и невербально (уровень общего понимания);
понимать полностью содержание небольших текстов (описание животного, простой кулинарный рецепт, стихи, сказки, рассказы, комиксы), построенных преимущественно на знакомом учащимся языковом материале (уровень полного детального понимания);
находить необходимую/интересующую информацию о тексте, прочитать ее вслух, подчеркнуть, выписать (поисковое чтение на элементарном уровне)
Слайд 13З.Н. Никитенко считает основной задачей при обучении чтению – «развитие техники
чтения вслух и про себя».
При этом учащиеся уже на начальном этапе должны научиться:
- быстро и точно устанавливать букво-звуковые соответствия;
правильно озвучивать графический образ слова и соотносить его со значением, т.е. понимать читаемое;
читать по синтагмам, объединяя слова в определенные смысловые группы;
читать в естественном темпе текст, построенный на знакомом языковом материале, с пропущенными словами или рисунками вместо слов;
выразительно, с правильным ударением и интонацией читать вслух (парное обращенное чтение).
Слайд 14Содержание обучения чтению
Лингвистический компонент включает в себя:
а) знание определенного лексического,
грамматического и фонетического материала;
б) знание графической системы иностранного языка и правил чтения;
в) разные виды текстов, их тематика и предъявляемые к ним требования.
Слайд 15Психологический компонент чтения включает в себя:
а) учет мотивов и интересов
учащихся при овладении этим видом речевой деятельности;
б) навыки и умения чтения;
в) механизмы чтения
г) характер взаимодействия чтения с другими видами речевой деятельности.
Слайд 16Методологический компонент чтения предполагает:
а) обучение навыкам разных видов чтения (стратегиям
чтения);
б) навыкам пользования справочной литературой;
в) знание правил чтения;
г) умелое использование разных памяток.
Слайд 17Этапы обучения чтению
1-й этап — формирование основ чтения;
2-й этап —
совершенствование навыков и умений чтения.