Презентация, доклад проекта на тему Математика в произведениях Ч. Т. Айтматова

Содержание

Аннотация: Многим может показаться странным такое сочетание - математика и литература. Те, кому не представляется случай более глубоко узнать математику, считают её наукой сухой и бесплодной. Своим исследованием мы хотим показать, что математика встречается не

Слайд 1 Математика в произведениях

Ч. Т. Айтматова

Руководитель проекта: Буканева О.В.
Выполнили: Русланова А, Талышханова Е,
Бондарева А.

Школа-гимназия №33
с углубленным изучением экономики и права

Математика в        произведениях  Ч. Т. АйтматоваРуководитель проекта:

Слайд 2 Аннотация:
Многим может показаться странным такое сочетание - математика и

литература. Те, кому не представляется случай более глубоко узнать математику, считают её наукой сухой и бесплодной. Своим исследованием мы хотим показать, что математика встречается не только на страницах учебников, но и в бессмертных произведениях нашего соотечественника Ч. Т. Айтматова, а так же в нашей повседневной жизни.
Аннотация:	Многим может показаться странным такое сочетание - математика и литература. Те, кому не представляется случай

Слайд 3 Цель исследования:
На примере произведений Ч. Т. Айтматова доказать взаимосвязь

между искусством и наукой;
показать практическое применение математики в жизни людей;
развивать интерес к творчеству Ч. Т. Айтматова и изучению математики.
Цель исследования:На примере произведений Ч. Т. Айтматова доказать взаимосвязь между искусством и наукой; показать практическое

Слайд 4Задачи исследования:
Изучить произведения Ч. Т. Айтматова;
Найти материалы, подтверждающие присутствие математики в

литературе;
Решить задачи, найденные в произведениях и оценить полученные результаты;
Доказать присутствие математики в литературе;
Раскрыть эстетический потенциал математики;
Развить интерес к творчеству Ч. Т. Айтматова и изучению математики.
Задачи исследования:Изучить произведения Ч. Т. Айтматова;Найти материалы, подтверждающие присутствие математики в литературе;Решить задачи, найденные в произведениях и

Слайд 5Актуальность проекта:
Актуальность выбранной темы продиктована желанием разрушить стереотип несовместимости математики и

литературы и доказать наличие между ними тесного взаимодействия. Мы хотим привлечь внимание к произведениям Ч. Т. Айтматова и рассмотреть их не только как произведение искусства, но и с математической точки зрения, показать, как многого мы не замечаем в них.
Актуальность проекта:	Актуальность выбранной темы продиктована желанием разрушить стереотип несовместимости математики и литературы и доказать наличие между ними

Слайд 6 Чингиз Торекулович Айтматов
12. 12. 1928 г. – 10. 06. 2008

г.
Чингиз Торекулович Айтматов  12. 12. 1928 г. – 10. 06. 2008 г.

Слайд 7 «Джамиля»
…Однако наши проделки с Джамилей окончились однажды весьма печально. Среди мешков,

в которых мы возили зерно, был один огромный, на семь пудов, сшитый из шерстяного рядна. Обычно мы вдвоем управлялись с ним, одному это не под силу. И вот как-то на току мы решили подшутить над Данияром. Мы свалили этот огромный мешок в его бричку, а сверху завалили его другими….

…Когда Данияр, тяжело дыша и прихрамывая, сошел вниз, руки у него висели как плети…

... Он стоял на бричке, озабоченно рассматривая мешок, и, видно, обдумывал, как с ним быть…
…Данияр метнул в нашу сторону злой взгляд, и не успели мы одуматься, как он передвинул мешок по дну брички, поставил его на ребро борта, спрыгнул, придерживая мешок одной рукой, и, взвалив его на спину, пошел…

«Джамиля» …Однако наши проделки с Джамилей окончились однажды весьма печально. Среди мешков, в которых мы возили

Слайд 8 Для решения этой задачи нам необходимо знать соотношение между современными и

старинными мерами веса.

Какова масса мешка,
который нёс Данияр?

1 пуд = 16, 38 кг

Значит, масса мешка:

16, 38 кг * 7 = 114, 66 кг

А это большой груз даже для здорового мужчины…

Для решения этой задачи нам необходимо знать соотношение между современными и старинными мерами веса.Какова масса мешка, который

Слайд 9 «Тополёк мой в красной косынке»
…В одном из ущелий близ Долона догоняю

грузовую машину. Точно помню – «ГАЗ – 51»…
…И мы пошли, две машины, сцеплённые тросом. Сперва ничего, нормально. Но по Долону дорога идёт всё время в гору, на подъём, по откосам да по крутым спускам. Застонал мотор, завыл, только гул стоит в ушах…

... Грузили нас всегда с оглядкой, не больше 70 % нормы……
…Шуточное ли дело: машина на буксире сама сколько весит, да ещё груз…
…Вышли на подъём, внизу крутой спуск, потом пологая дорога и поворот к усадьбе дорожного участка. Туда я и свернул. Притащил всё-таки!

«Тополёк мой  в красной косынке» …В одном из ущелий близ Долона догоняю грузовую машину. Точно

Слайд 10 Зная грузоподъёмность «ЗИЛа» Ильяса, то, что его загружали на 70% нормы

и массу автомобиля «ГАЗ – 51» можно вычислить общую массу груза, прошедшего перевал Долон:

Какой груз сумел провезти через перевал Ильяс?

норма грузоподъёмности а/м «ЗИЛ» – 3500 кг;
масса «ГАЗ – 51» - 2710 кг.

Значит, масса груза: 3500* 0,7 + 2710 = 5160 кг.
То есть Ильяс смог перевезти через горный перевал более пяти тонн груза!

Зная грузоподъёмность «ЗИЛа» Ильяса, то, что его загружали на 70% нормы и массу автомобиля «ГАЗ – 51»

Слайд 11 «Материнское поле»
…Лет семнадцать мне было, когда на жатве я и встретила

Суванкула. В тот год он пришел батрачить с Верхнего Таласа. А я и сейчас закрою глаза — и точь-в-точь вижу его, каким он был тогда. Совсем молодой еще, лет девятнадцати…
…Вспомнила я, как мы с Суванкулом встретились на этом поле молодыми, как двадцать два года вместе трудились здесь, проливали пот, детей растили, хлеб растили, и вся наша жизнь в мгновенье предстала перед глазами…

…Одним словом, было ему написано на роду остаться в живых, и он выжил. И за это благодарю судьбу. Теперь ему двенадцать лет…

…Осенью сорок шестого года гонял здесь свою отару по суходолу в поймище один молодой чабан из соседнего аила…
…Ранней весной тот чабан снова появился у нас…
…Он быстро пригнал бричку во двор. Мы набросали в нее сена, постель постелили, подушки подложили и втроем кое-как вынесли Алиман из сарая, положили в бричку. И тут же, не медля, поехали в больницу.
Ах, эта разбитая осенняя дорога, ах, эта темная проклятая ночь…
…О жизнь, почему ты так жестока, почему ты так слепа! Ребенок родился, а Алиман умирала…

«Материнское поле» …Лет семнадцать мне было, когда на жатве я и встретила Суванкула. В тот год

Слайд 12 Зная, что Толгонай и Суванкул познакомились, когда ему было 19 лет,

а ей 17 и до призыва Суванкула на войну зимой 1942 года они прожили 22 года, можно вычислить год рождения каждого из них :
Суванкул: 1942 – 22 – 19 = 1901 г.;
Толгонай: 1942 – 22 – 17 = 1903 г.;
Жанболот родился осенью 1947 года.
Разговор Толгонай и поля состоялся осенью, в тот год Жанболоту исполнилось 12 лет, то есть в 1959 году.

Можно ли определить годы рождения главных героев «Материнского поля» и время окончания повести?

Зная, что Толгонай и Суванкул познакомились, когда ему было 19 лет, а ей 17 и до призыва

Слайд 13 «Прощай, Гульсары!»
…Словоохотливым оказался старичок Торгой. Всю ночь наказы давал. Танабай терпеливо

выслушивал.
Провожал он Торгоя и его жену верст семь от стойбища. Оставалась пустая юрта, в которой он должен был поселиться с семьей. В другой юрте поселится его помощник. Но помощника ещё не подобрали. Пока он был один…
«Прощай, Гульсары!» …Словоохотливым оказался старичок Торгой. Всю ночь наказы давал. Танабай терпеливо выслушивал.Провожал он Торгоя и

Слайд 14 Известно, что чем дальше хозяин провожает гостей, тем большее уважение он

к ним питает.

Как далеко проводил Танабай Торгоя?

Зная, что 1 верста = 1066,8 метров

можно узнать расстояние на которое Танабай проводил старого чабана.

1066,8 м * 7 = 7 467,6 м ≈ 7,5 км.

А значит, Танабай очень уважал старика Торгоя.

Известно, что чем дальше хозяин провожает гостей, тем большее уважение он к ним питает. Как далеко проводил

Слайд 15 «Белое облако Чингисхана.»
…К тому времени большая часть Азии была уже под

пятой Чингисхана, поделена на улусы между его сыновьями, внуками и полководцами. Теперь на очереди стояла участь краев за Итилем (Волгой), участь Европы…
...Три армии — три тумена по десять тысяч воинов — двигались впереди, широко развернув фланги…

... Еще два тумена с запасными табунами, обозами и яловыми стадами на каждодневный убой следовали позади — в этом можно было убедиться, оглянувшись, — там тоже вилась пыль в полнеба. Были еще и другие боевые силы, которые нельзя было увидеть из-за их удаленности от этих мест. К ним надо было скакать несколько дней — то были правые и левые крылья, по три тумена в каждом крыле. Те войска двигались самостоятельно в сторону Итиля…

«Белое облако Чингисхана.» …К тому времени большая часть Азии была уже под пятой Чингисхана, поделена на

Слайд 16 На войну вышли три тумена по центру, два тумена с запасными

обозами, правое и левое крыло, по три тумена в каждом крыле. Зная, что в каждом тумене по десять тысяч воинов можно сделать несложные подсчёты:
(3 + 2 + 3 + 3) * 10 000 = 110 000

Так какова численность войска, собранного Чингисханом?

А значит, на завоевание Европы отправились более 110 000 воинов.

На войну вышли три тумена по центру, два тумена с запасными обозами, правое и левое крыло, по

Слайд 17 В нашей исследовательской работе раскрыты факты счастливого соединения художественного и математического

таланта.
Математика и литература, не так далеки друг от друга. Наука и искусство требуют фантазии, творческой смелости, зоркости и наблюдения различных явлений жизни. Литература учит нас понимать окружающий мир, математика – точно мыслить, соизмерять, оценивать этот мир.

Заключение:

В нашей исследовательской работе раскрыты факты счастливого соединения художественного и математического таланта. 	Математика и литература, не так

Слайд 18 В процессе исследования было установлено:
Связь между математикой и литературой действительно существует;

Найдены материалы, подтверждающие это;
Доказано присутствие математики в произведениях Ч. Т. Айтматова.

Результаты работы:

В процессе исследования было установлено:Связь между математикой и литературой действительно существует; Найдены материалы, подтверждающие это;Доказано присутствие математики

Слайд 19 Вывод:
Математика и литература – это симбиоз науки

и искусства.
Только в тесной взаимосвязи науки и искусства человек будет чувствовать себя спокойно, уверенно, комфортно в этом огромном мире загадок.
Вывод: 	Математика и литература – это симбиоз науки и искусства.	 Только в тесной взаимосвязи

Слайд 20Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть