Презентация, доклад :Математика в литературе

Содержание

«Гуманитарные науки... только тогда будут удовлетворять человеческую мысль, когда в движении своём они встретятся с точными науками и пойдут с ними рядом...»

Слайд 1МОУ Пильнинская средняя общеобразовательная школа №1
имени Максима Горького
«Математика в
литературе»

МОУ Пильнинская средняя общеобразовательная школа №1 имени Максима Горького«Математика в литературе»

Слайд 2«Гуманитарные науки... только тогда будут удовлетворять человеческую мысль, когда в

движении своём они встретятся с точными науками и пойдут с ними рядом...»
Фон-Корен


Целью работы является доказательство существования связи между математикой и литературой

«Гуманитарные науки... только тогда будут  удовлетворять человеческую мысль, когда в движении своём они встретятся с точными

Слайд 3

Задачи:
подбор математических задач в литературных произведениях;
решение отобранных задач,
анализ полученных в ходе решения результатов;
оценка проделанной работы и формулировка вывода
В работе использованы следующие методы:
поиск,
изучение,
анализ,
обобщение,
сравнение. 



Слайд 4 Текстовая задача – это описание некоторой ситуации на естественном языке с

требованием дать количественную характеристику какого-либо компонента этой ситуации, установить наличие или отсутствие некоторого отношения между компонентами или определить вид этого отношения.

Текстовые задачи в математике

Текстовая задача – это описание некоторой ситуации на естественном языке с требованием дать количественную характеристику какого-либо компонента

Слайд 5Глиняные таблички
Древнего Вавилона

Глиняные таблички Древнего Вавилона

Слайд 6Чтение и обработка информации,
Представленная в виде таблиц, диаграмм, графиков и т.д.

Чтение и обработка информации,Представленная в виде таблиц, диаграмм, графиков и т.д.

Слайд 7Чему нас учат текстовые задачи?
учащиеся получают опыт работы с величинами, постигают

взаимосвязи между ними, получают опыт применения математики к решению практических (или правдоподобных) задач.
развивает смекалку и сообразительность, умение ставить вопросы, отвечать на них, то есть развивает естественный язык, готовит школьников к дальнейшему обучению.
развивают умение анализировать разные ситуации, строить план решения с учетом взаимосвязей между известными и неизвестными величинами (с учетом типа задачи), истолковывать результат каждого действия в рамках условия задачи, проверять правильность решения с помощью составления и решения обратной задачи, то есть формировать и развивать важные общеучебные умения.
приучают детей к первым абстракциям, позволяют воспитывать логическую культуру, могут способствовать созданию благоприятного эмоционального фона обучения, развитию у школьников эстетического чувства применительно к решению задачи (красивое решение!) и изучению математики, вызывая интерес сначала к процессу поиска решения задачи, а потом и к изучаемому предмету.
обогащают опыт мыслительной деятельности учащихся, но и позволяют им осваивать важное культурно-историческое наследие человечества, связанный с поиском решения задач.


Чему нас учат текстовые задачи?учащиеся получают опыт работы с величинами, постигают взаимосвязи между ними, получают опыт применения

Слайд 8 Практическая полезность математики обусловлена тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры

реального мира: пространственные формы и количественные отношения – от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте людей, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и технологических идей.

Практическая полезность математики

Практическая полезность математики обусловлена тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и количественные

Слайд 9Аршинные уши
Задача

«Прекрасивых двух коней золотогривых
Да игрушечку-конька
Ростом только в три вершка,
На спине

с двумя горбами
Да с аршинными ушами…»

Петр Павлович Ершов

«Конек-Горбунок»

Аршинные ушиЗадача«Прекрасивых двух коней золотогривыхДа игрушечку-конькаРостом только в три вершка,На спине с двумя горбамиДа с аршинными ушами…»Петр

Слайд 10Решение: Если мы попробуем перевести все старые меры длины

в современные, то получится следующее:
Т.к. 1 аршин = 16 вершков = 71 см, то отсюда находим, чему равен 1 вершок,
16 вершков : 1 вершок = 71 см : x см, следовательно 1 вершок = 4,4 см.
4,4 см 3 = 13, 2 см.


Решение:  Если мы попробуем перевести все старые меры   длины в современные, то получится следующее:Т.к.

Слайд 11Ошибка Джека лондона
Задача
«Посреди поля возвышался стальной шест, врытый глубоко в землю.

С верхушки шеста к краю поля тянулся трос, прикрепленный к трактору. Механики нажали на рычаг – и мотор заработал. Машина сама двинулась вперед, описывая окружность вокруг шеста, служившего его центром.
− Чтобы окончательно усовершенствовать машину, − сказал Грэхем, − вам остается превратить окружность, которую она описывает, в квадрат.
− Да, на квадратном поле пропадет при такой системе очень много земли.
Грэхем произвел некоторые вычисления, затем заметил:
− Теряется примерно три акра из каждых десяти.
− Не меньше».

Джек Лондон

«Маленькая хозяйка большого дома»

Ошибка Джека лондонаЗадача«Посреди поля возвышался стальной шест, врытый глубоко в землю. С верхушки шеста к краю поля

Слайд 12

Решение: Пусть сторона квадрата - a.
Площадь такого квадрата − а2 .
Диаметр вписанного круга равен a,

а его площадь − .

Пропадающая часть квадратного участка составляет:
a2 - = (1 – ) ● а2 = 0,22 а2.


Слайд 13

Загадка обряда дома Месгрейвов
Задача:
«Я пошел вместе с Мейсгревом в

его кабинет и вырезал вот этот колышек, к которому привязал длинную верена ней узелки, отмечающие каждый ярд. Затем я связал вместе два удилища, что дало мне шесть футов, и мы с моим клиентом отправились обратно к тому месту, где когда-то рос вяз. Солнце как раз касалось в эту минуту вершины дерева. Я воткнул свой шест в землю, отметил направление тени и измерил ее. В ней было девять футов длины. Дальнейшие мои вычисления были совсем уж несложны. Если палка в шесть футов отбрасывает тень в девять футов, то дерево высотой в шестьдесят четыре фута отбросит тень в девяносто шесть футов и направление той и другой, разумеется, будет совпадать...».

Артур Конан Дойл

«Записки о Шерлоке Холмсе»

Загадка обряда дома МесгрейвовЗадача:«Я пошел вместе с Мейсгревом в его кабинет и

Слайд 14 Решение: Т.к. тень падает под одним углом, шест и дерево перпендикулярны

к земле, то получившиеся треугольники подобны. Из этого получаем следующую пропорцию:
=

х = 64
х = 96 фут.


6

6

9

6

9

64


х – длина тени дерева.

Решение: Т.к. тень падает под одним углом, шест и дерево перпендикулярны к земле, то получившиеся треугольники

Слайд 15Гордый холм
Задача:


Читал я где-то,
Что царь однажды воинам своим
Велел снести земли по

горсти в кучу, ─
И гордый холм возвысился,
И царь мог с высоты с весельем озирать
И дол, покрытый белыми шатрами,
И море, где бежали корабли.


Александр Сергеевич Пушкин

«Маленькие трагедии»

Гордый холмЗадача:Читал я где-то,Что царь однажды воинам своимВелел снести земли по горсти в кучу, ─И гордый холм

Слайд 16






Решение:
Представим, что горсть древнего воина равнялась по объему
л

(дм3).
Объем холма равен: 100000 = 20000 дм3 = 20 м3

Следовательно, холм представлял собой конус объемом не более
20 м3. Пусть угол, составляющий образующие конуса с его основанием, равен 45°, т.е. равный углу естественного откоса.
Высота такого конуса равна радиусу его основания, следовательно,





откуда х = 2,4 м.



Решение:Представим, что горсть древнего воина равнялась по объему  л (дм3). Объем холма равен:

Слайд 17Художественная литература – это огромный кладезь знаний. Следовательно, там остается еще

много математических задач, требующих к себе внимания и проверки решения.

«Маленькие трагедии»

«Вокруг света в восемьдесят дней»

«С Земли на Луну за 97 часов 20 минут»

Художественная литература – это огромный кладезь знаний. Следовательно, там остается еще много математических задач, требующих к себе

Слайд 18
Конан Дойл, А. Записки о Шерлоке Холмсе: повесть и рассказ 1981.

– 576 с.
Ершов, П. Конек-горбунок: изд-во «Самовар», 2007. – 112 с
Лондон, Д. Маленькая хозяйка большого дома: драма/ издательство АСТ, 2001. – 496 с.

Литература

Конан Дойл, А. Записки о Шерлоке Холмсе: повесть и рассказ 1981. – 576 с. Ершов, П. Конек-горбунок:

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть