Презентация, доклад на тему :Иррациональные уравнения

I. Способ возведения обеих частей уравнения в степень.Поясним на примерах:Пример 1. Решите уравнение До возведения в степень рекомендуем предварительно убедиться в том, что множество допустимых значений неизвестной величины не пусто. Решению данному уравнению могут удовлетворить только

Слайд 1Уравнения, содержащие неизвестное под знаком радикала (корня), называются иррациональными.
Если показатель радикала

– четное число, то подкоренное выражение должно быть неотрицательно и при этом значение радикала также является неотрицательным числом;
Если показатель радикала – нечетное число, то подкоренное выражение может быть любым действительным числом; в этом случае знак радикала совпадает со знаком подкоренного выражения;
Уравнение равносильно системе


Уравнение равносильно системе

Необходимо внимательно следить за равносильностью преобразований, а если выполнить это требование затруднительно, то следует сделать проверку в конце решения;

Уравнение равносильно системе











Уравнения, содержащие неизвестное под знаком радикала (корня), называются иррациональными.Если показатель радикала – четное число, то подкоренное выражение

Слайд 2I. Способ возведения обеих частей уравнения в степень.
Поясним на примерах:
Пример 1.

Решите уравнение


До возведения в степень рекомендуем предварительно убедиться в том, что множество допустимых значений неизвестной величины не пусто.


Решению данному уравнению могут удовлетворить только те значения х, для которых

Ответ.

Ø

Замечание 1. Решение примера 1 с помощью двукратного возведения в степень с прослеживанием равносильности преобразований приводит к этому же результату, но отнимает намного больше времени.

Пример 2. Решите уравнение

.


Решение.


Ответ. {1}.

Пример 3. Решите уравнение

Возведем обе части уравнения в квадрат и учтем допустимые значения переменной




Ответ.


I. Способ возведения обеих частей уравнения в степень.Поясним на примерах:Пример 1. Решите уравнение До возведения в степень

Слайд 3Замечание. Не всегда целесообразно приводить иррациональное уравнение к равносильной системе.

Зачастую легче решить уравнение и проверить корни подстановкой в первоначальное уравнение (если эта подстановка не громоздка).

Пример 4. Решите уравнение


Решение. Придерживаясь замечания, возведем обе части уравнения в квадрат. Получим:



Уединим произведение радикалов, приведем подобные члены и снова возведем обе части в квадрат:


Подстановкой в первоначальное уравнение убеждаемся, что

посторонний корень. Ответ.{2}.


Пример 5. Решите уравнение


Решение. Возведем обе части уравнения в куб и учтем при этом тождество

Тогда получим равносильное уравнение

С учетом условия

преобразуем последнее уравнение к уравнению-следствию:





,откуда

Ответ.


Замечание. Не всегда целесообразно приводить иррациональное уравнение  к равносильной системе. Зачастую легче решить уравнение и проверить

Слайд 4II. Способ оценки левой и правой частей уравнения:
Пример 6. Решите уравнение


Пример 8. Решите уравнение

Решение: Так как

, то ни при каких действительных значениях

левая часть уравнения не может равняться –3. Ответ.

Ø

Пример 7. Решите уравнение


Ответ


Ø

Замечание. В примерах 6 и 7 нет необходимости исследовать, какие значения может принимать неизвестная величина

.


Решение. Метод возведения в квадрат при решении этого уравнения ни к чему утешительному не приведет. Очевидно, однако, что


а


Следовательно, левая часть уравнения может равняться правой части только при тех значениях

при которых обе части равны 5. Отсюда находим единственное решение исходного уравнения


Ответ. {0}.

II. Способ оценки левой и правой частей уравнения:Пример 6. Решите уравнение Пример 8. Решите уравнение Решение: Так

Слайд 5III. Способ решения уравнений вида
Пример 9. Решите

уравнение


Ответ. {5; 6}.

Решение. Данное уравнение равносильно системе


Пример 10. Решите уравнение

при всех действительных значениях параметра а.

Решение. Малоподготовленные учащиеся сразу находят, что

;

Этот ошибочный ответ возник из-за того, что не учтены значения

, при которых существует


Правильным ответом данного примера является следующий:


при




при



при


III.    Способ решения уравнений вида Пример 9. Решите уравнение Ответ. {5; 6}.Решение. Данное уравнение

Слайд 6IV. Способ введения вспомогательного неизвестного.

Удачная замена неизвестной может существенно упрощать решения

рационального уравнения.
Пример 11. Решите уравнение


Решение. Замена

упрощает задачу, но при этом уравнение остается иррациональным. Удачной

является подстановка


Отсюда получаем:

и первоначальное уравнение примет вид:

Корень у = -4

не удовлетворяет условию у > 0. Решаем уравнение


Ответ. {0; 1}.



IV. Способ введения вспомогательного неизвестного.Удачная замена неизвестной может существенно упрощать решения рационального уравнения.Пример 11. Решите уравнение Решение.

Слайд 7Пример 12. Решите уравнение

Решение. Непосредственной подстановкой убеждаемся, что
не

является корнем данного уравнения.

, получим равносильное уравнение:

.

Разделив обе его части на

Замена

приводит нас к уравнению:

Решаем первое уравнение совокупности:


Решаем второе уравнение совокупности:


Ответ. {3; -8/9}.

Пример 12. Решите уравнение Решение. Непосредственной подстановкой убеждаемся, что не является корнем данного уравнения. , получим равносильное

Слайд 8V. Способ умножения обеих частей уравнения на отличное от нуля выражение.
Для

разъяснения сути этого метода приведем
Пример13. Решите уравнение


(1)

Решение. Умножим обе части уравнения на выражение

сопряженное левой части. Тогда получим эквивалентное уравнение


(2)

Складывая уравнения (1) и (2), получим уравнение, эквивалентное (1):



, корнями которого являются

Ответ. {1; -8/3}.

V. Способ умножения обеих частей уравнения на отличное от нуля выражение.Для разъяснения сути этого метода приведемПример13. Решите

Слайд 9VI. Способ выделения полного квадрата в подкоренных выражениях
В сочетании со

способом введения вспомогательного неизвестного этот метод является в некоторых случаях наиболее эффективным.
Пример 14. Решите уравнение:


Решение: Обозначив

, приводим исходное уравнение к виду:


Последнее уравнение решаем методом, изложенным в [5] (с учетом того, что у>0).


1)


2)


Ø

Возвращаясь к исходному неизвестному, получим уравнение


Ответ. {2,25}.

VI. Способ выделения полного квадрата в подкоренных выражениях В сочетании со способом введения вспомогательного неизвестного этот метод

Слайд 10VII. Способ применения монотонности функций, входящих в уравнение.
Теорема 1. Если функция

возрастает, а функция убывает на этом отрезке, то уравнение на отрезке [a, b] имеет не более одного решения, причем если– решение этого уравнения, то при будет, а при будет.

Теорема 2. Если функция

является монотонной на R, то равенство

возможно лишь тогда, когда

.

Пример 15. Решите уравнение:


Решение. Подстановкой убеждаемся, что

=3 является корнем. Имеются ли другие корни?

является возрастающей, а

Следовательно, согласно теореме 1, уравнение других корней не имеет.
Ответ. {3}.

убывающей в О.Д.З. уравнения.

Пример 16. Решите уравнение:


Решение. Рассмотрим функцию

. Ясно, что

и

является возрастающей функцией на R. Первоначальное уравнение примет вид:


[теорема 2]


Ответ. {-(1/3)}.

VII. Способ применения монотонности функций, входящих в уравнение.Теорема 1. Если функция возрастает, а функция убывает на этом

Слайд 11VIII. Способ применения равносильности уравнений и

.

Теорема 3. Если является возрастающей функцией, то уравнения и






равносильны.

Пример 18. Решите уравнение


Решение. Введем монотонно возрастающую функцию

Тогда исходное уравнение равносильно следующему:

⇔ [в силу теоремы 3]


.

Ответ.


VIII. Способ применения равносильности уравнений  и         .Теорема 3.

Слайд 12IX. Способ приведения к системам симметрических уравнений.
Определение 2. Функция

называется симметрической, если



Например, функция

является симметрической.

Определение 3. Система вида

называется симметрической, если функции

1 и

2 являются симметрическими функциями своих аргументов.

В общем случае симметрические системы решаются подстановкой:

(3)

Симметрические системы могут быть применены и при решении некоторых иррациональных уравнений. Рассмотрим, например, уравнение вида:


Положим

Тогда данное уравнение равносильно симметрической системе


Теперь достаточно найти все значения u, удовлетворяющие системе (4), а затем из уравнения

найти значения

.

(4)

IX. Способ приведения к системам симметрических уравнений. Определение 2. Функция      называется симметрической,

Слайд 13Пример 19. Решите уравнение:
Решение. Положим

Тогда

получим систему:


Из последнего уравнения системы имеем:


откуда получаем совокупность уравнений для нахождения

:


Ответ. {6; 9}.




Пример 19. Решите уравнение: Решение.   Положим  Тогда получим систему:Из последнего уравнения системы имеем:откуда получаем

Слайд 14Возвращаясь к переменным
и
, получим

Вторая система совокупности

несовместна. Из первой системы получим:


Ответ. {-17; 23}.

Пример 20. Решите уравнение

Решение. Обозначим

Тогда данное уравнение равносильно системе:

Полученная симметрическая система решается обычным способом:

Предыдущая система примет вид:

Возвращаясь к переменным и , получим Вторая система совокупности несовместна. Из первой системы получим: Ответ. {-17; 23}.Пример

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть