Слайд 2Дуглас МакГрегор — создатель теорий X и Y, которые описывают две
взаимосвязанные концепции, характеризующие варианты отношения человека к труду, и два разных стиля менеджмента. Его относительно непродолжительная научная деятельность оказала огромное влияние на многих современных теоретиков науки управления.
Слайд 3МакГрегор теория Х и У была предложена в 1960 году и
опубликована под названием «Человеческая сторона предприятия».
Слайд 4Теория мотивации МакГрегора – это подходы, которые рассматривались следствиями взглядов на
природные качества человека, и появилась в виде автократичной, негативной теории «X», и демократичной, положительной теории «Y». Теория построена на концепции предпосылок и предположений, а так же анализа отношений руководителей к подчиненным.
Слайд 5Первая МакГрегора теория «Х» не соответствовала действительности. В настоящее время она
не отвечает нашим требованиям.
Вторая МакГрегора теория «У» утверждает, что человек способен быть самоуправляемым и творческим, необходимо только выбрать правильную мотивацию.
Слайд 6Процессуальная теория мотивации, Дугласа МакГрегора теории X и Y, описан контроль
над работниками по вытекающим параметрам:
Задачи;
Качественное исполнение этой задачи;
Время выдачи и окончания задания;
Вспомогательные способы для осуществления задачи;
Осуществление инструкций по технике безопасности во время работы;
Убеждение работника в посильности задачи;
Обещание за удачное окончание достойной премии;
Посвящение работника в трудности, взаимосвязанные с работой.
Слайд 7В теории Х» и «У» МакГрегора предусмотрены действия для управляющего:
Структурировать подчиненным
работу;
Не допускать возможность работникам свободу осуществлять решения;
У каждого работающего своя задача;
Проверять работу и исполнение;
Невыполнение задания в срок, управляющий может применить психологический натиск.
Слайд 8Теория X базируется на следующих предпосылках:
среднестатистический человек по своей природе не
любит трудиться и по возможности старается избегать работы;
большинство людей нуждаются в принуждении, строгом контроле, постоянном управлении и даже в запугивании наказаниями; только так можно заставить их ради достижения целей организации, в которой они работают, затрачивать адекватные усилия;
среднестатистический человек предпочитает, чтобы им управляли; он стремится избегать ответственности; у него относительно небольшие амбиции; больше всего он жаждет защищенности и безопасности.
Слайд 9МакГрегор признает, что такой подход базируется на ложной и даже преступной
уверенности управленца в «посредственности масс». Ученый согласен также, что метод «кнута и пряника» может применяться в менеджменте, но он не будет работать, если потребности людей эгоцентричны и в основном носят социальный характер.
Слайд 10Теория Y базируется на таких предпосылках.
Для человека расходовать моральные и физические
силы на работу не менее естественно, чем отдыхать или играть. Среднестатистический человек по своей природе не испытывает отвращения к труду. Это означает, что, если дать ему возможность полностью раскрыть свой потенциал, его можно стимулировать к активной и усердной трудовой деятельности.
Усиление внешнего контроля и угроза наказания — не единственное средство активизировать усилия человека, направленные на достижение целей организации. Если люди верят в поставленные перед ними задачи, они способны к самоконтролю и самоорганизации.
Приверженность целям — результат вознаграждений, четко привязанных к заслугам работника. Наиболее значимые из таких наград, например, удовлетворение потребности в самореализации, нередко являются непосредственным результатом усилий, направленных на достижение организационных целей.
Слайд 11Если созданы правильные условия, среднестатистический человек учится не только принимать на
себя ответственность, но и начинает стремиться возложить ее на себя. Желание избегать ответственности, отсутствие амбиций и стремление к безопасности и защищенности — не природные качества человека, а приобретаемые с опытом.
Способность проявлять довольно высокий уровень воображения и креативности при решении организационных задач.
В условиях современной индустриализации интеллектуальный потенциал среднестатистического человека используется не в полной мере.
Слайд 12В своей книге «Человеческая сторона предприятия» МакГрегор признает, что теорию Y
не следует считать панацеей от всех бед. Он пишет, что в одних ситуациях (например, в сфере массового производства) годится только теория X, а в других — только теория Y. Понимая, что полностью реализовать эти теории на практике невозможно, автор предлагает варьировать стиль управления в зависимости от конкретной ситуации.
Слайд 13Теория МакГрегора Х и У имеет двоякий смысл, где теория Х
определяет внутреннюю позицию только руководителем. А теория У объединяет взаимопониманием управляющего с подчиненными. Управляющий заботится о нуждах компании, своих подчиненных, их потребностей. Подчиненные приносят огромную пользу для компании.
Слайд 14Не будет преувеличением сказать, что труд МакГрегора «Человеческая сторона предприятия» является
однозначным признаком того, что хотя мы не можем фактически мотивировать людей, мы обязаны взять на себя ответственность и признать факторы, способствующие их мотивации. А вот что мы действительно можем сделать – так это постараться создать нужный для мотивации климат, среду и условия работы.