Слайд 1
Тема: Якутская военная школа вчера и сегодня.
Автор: Степанов А.А.
Руководитель: Харитонова С.Н
Якутск-2017
Министерство
образования республики Саха (Якутия)
ГБОУ «Якутская кадетская школа-интернат»
Слайд 2Цель исследования:
изучить якутскую военную школу прошлого и настоящего, раскрыть роль военно-прикладной
подготовки.
Слайд 3Задачи:
Изучить историю создания якутской военной школы и курсантов ЯНВШ.
Раскрыть особенности организации
военно-прикладной подготовки в ЯКШИ, на которых основывается становление личности кадетов.
Провести исследовательскую работу по выявлению особенностей развития кадетов.
Рассмотреть результаты обучающихся по военно-прикладной подготовке.
Слайд 4Методы исследования:
1.Анализ научной и исторической литературы по проблеме исследования.
2.Исследовательский метод.
3.Тестирование
физической подготовленности.
4.Сравнительный метод.
Слайд 5Объект исследования: особенности военно-прикладной подготовки как основа становления личности кадетов ЯКШИ.
Предмет
исследования: военно-прикладная подготовка.
Участники исследования: Кадеты 7 «б» класса ЯКШИ.
Гипотеза исследования: проведение исследовательской работы, анализ физической подготовленности по военно-прикладной подготовке позволит выявить особенности развития кадетов.
Слайд 6База исследования: ГБОУ «Якутская кадетская школа-интернат» п.Марха, города Якутска.
Практическая значимость: заключается
в том, что данная работа наглядно показывает влияние военно-прикладной подготовки на развитие кадетов.
Слайд 7Актуальность
Актуальность исследования связана с тем, что в настоящее время в обществе
произошли изменения, серьезно повлиявшие на социальную активность людей, поменялись требования к реализации личностного потенциала, определения жизненных позиций. Глобальные изменения приоритетов в государственном устройстве, ориентированном на восстановление духовных и интеллектуальных ценностей личности обусловили формирование социального заказа на возрождение Кадетских школ. В традиционном русском понимании слово «кадет» трактуется намного шире – это не чин, не звание, а состояние души, воспитанной и взращенной на лучших традициях славной, героической истории нашего Отечества. И становления кадетских школ в Якутии сыграла большую роль. Начало этого пути начинается с Якутской национальной военной школы.
В нашем Якутске всего одно специализированное кадетское учреждение Якутская кадетская школа-интернат. Количество желающих стать кадетами с каждым годом растет. Растущий интерес объясняется тем что, многие родители заранее задумываются о будущем своих детей, хотят видеть их здоровыми, образованными. Основными же задачами кадетского обучения является развитие патриотизма, физических способностей, формирование личностной культуры ребенка, что достигается через организацию военно-прикладной подготовки. Военно-прикладная подготовка – процесс взаимодействия субъекта и объекта образования с целью передачи подрастающему поколению элементарных основ военных знаний, формирования двигательных умений, физических качеств, военно-патриотических чувств и морально-психологической готовности к образовательному процессу в Вооруженных силах и службе в армии.
Слайд 8Как все начиналось.
Якутская военная школа вчера.
Якутская национальная военная школа была основана
в г. Якутске на базе Якутской национальной военной роты по приказу Командующего Сибирским военным округом от 10.09.1925 г. Идею ее открытия первым высказал председатель ЯЦИК Платон Алексеевич Ойуунский в 1924 году.
Школа за 15 лет работы подготовила около 900 младших командиров (сержантов) РККА и красноармейцев.
Как и задумывал Платон Алексеевич Ойуунский, выпускники школы в мирное время работали в различных организациях, предприятиях родной Якутской республики. Руководили бригадами, колхозами, комсомольскими и спортивными организациями, подразделениями Осоавиахима (позже — ДОСААФ), работали в органах суда, прокуратуры, милиции, госбезопасности, а также в системе советских и партийных органов.
Формирование школы закончилось в 1926 году, с февраля начались занятия. Торжественное открытие состоялось 23 февраля.
Слайд 9 Якутская национальная военная школа готовила младших командиров и обучала военному делу
красноармейцев запаса.
Первые выпускники школы вышли из стен этого военного учебного заведения в 1927 г., последний выпуск был в 1941 г. Последние два выпуска были направлены в распоряжение Забайкальского военного округа, в подчинении которого с 1936 г. находилась ЯНВШ. До этого школа подчинялась штабу Особой Краснознаменной Дальневосточной армии (ОКДВА). Помимо военной учебы, в школе особое внимание уделялось физической подготовке будущих младших командиров.
Многие известные в республике лыжники и стрелки вышли из числа воспитанников ЯНВШ. Выпускники ЯНВШ, продолжившие военную учебу в военных училищах центра, участвовали в боях с японскими войсками на о. Хасан, на р. Халкин Гол. Из них более ста человек стали офицерами Красной Армии, в том числе 11 старшими офицерами.
Слайд 10 Когда началась Великая Отечественная война, они первыми призывались в ряды воюющей
армии и показали себя доблестными воинами — командирами отделений, помкомвзводами, а те, кто продолжил военную учебу до войны и в годы войны в учебных заведениях среднего комсостава, на полях сражений командовали взводами, ротами, батальонами.
Они были потомственными охотниками, прекрасно владели и использовали боевую мощь вверенного им стрелкового и другого оружия, на поле боя всегда наносили чувствительный удар живой силе и технике противника, проявили себя умелыми боевыми командирами. Многие воспитанники ЯНВШ были награждены боевыми и трудовыми наградами: 16 человек стали кавалерами ордена Красного Знамени, четверо — ордена Ленина, десятки заслужили ордена Красной Звезды, Отечественной войны первой и второй степеней, трудовые награды. 19 человек стали старшими офицерами Красной Армии, МВД и госбезопасности.
Слайд 11Курсанты Якутской национальной военной школы.
Сюльский Семен Иванович. С 1935 — 1941
гг. работал комендантом строительства Центральной электростанции г. Якутска, райинспектором ЦСУ в п. Покровске. К началу войны был в бригаде рыбаков Булунского района, которые по специальному постановлению имели "бронь": не призывались на фронт. Младший командир запаса С.И.Сюльский только благодаря своему упорству добился призыва в Красную Армию (с разрешения командования Забайкальского военного округа).
Боевые награды гвардии ст. сержанта С.И. Сюльского: ордена Отечественной войны I ст., Красной Звезды, медали "За отвагу", "За освобождение Праги", "За победу над Германией" и "Партизану Великой Отечественной войны I степени".
Слайд 12 Будурусов Василий Дмитриевич. Выпускник ЯНВШ 1935 г. Призван в армию 27
июня 1941 г. Чурапчинским РВК. Был комсомольцем. Участвовал в боях с 12.07.42 г. командиром отделения 5-й роты 2-го стрелкового батальона 955-го СП 309-й СД.
В первые же дни боевого пути он отличился как храбрый и стойкий младший командир в боях за деревню Щучье Лиснинского района Воронежской области.
29 июля 1942 г. был представлен к боевой награде. После войны бывший младший командир В.Д. Будурусов был награжден орденом Славы III степени и медалями. Он родом из Абагинского наслега Амгинского улуса.
Слайд 13 Г.Т. Табунанов. Первый крупный организатор Осоавиахимовского движения
Якутской АССР.
1930-31 гг.
— студент Якутского педтехникума, курсант;
1931-32 гг. — командир отделения, старшина, командир взвода ЯНВШ;
1932-36 гг. — председатель Якутского областного совета Осоавиахима.
За свою деятельность по руководству Осоавиахимом Якутской АССР был награжден Почетными грамотами высших органов Осоавиахима СССР и Верховного Совета своей республики. Первым из якутов стал "ворошиловским стрелком". В своей республике через районные, городские организации Осоавиахима подготовил первые сотни и тысячи метких стрелков, получивших престижный в то время значок Ворошиловского стрелка.
Боевой путь офицера: с августа 1941 г. по ноябрь 1942 г. — командир пулеметного взвода и заместитель командира пулеметной роты в 80-м и 386-м запасных СП ЗабВО; затем до марта 1943 г. — слушатель курсов "Выстрел", заместитель командира пулеметной роты 64-го СП 14-й СД 36-й армии ЗабВО; с июня 1943 г. по январь 1946 г. — командир пулеметной роты того же 64-го СП, участвовал в войне с Японией. За умелые боевые действия в районе г. Хайлар получил Благодарность Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина.
Слайд 14 В.М. Чупров. Выпускник ЯНВШ 1933 г.
Родом из бывшего 1-го Холгуминского
наслега Мегино-Кангаласского улуса. В 1932 г. стал курсантом ЯНВШ. После окончания ЯНВШ В.М. Чупров два года служил командиром отделения этой школы, затем назначается инструктором Совнархоза Якутской АССР.
Скоро в г. Ленинграде при Институте народов Севера окончил годичные курсы советско-партийных работников и до пенсионных лет работал в северных районах республики на руководящих должностях: председателем райсовета Аллаиховского, Томпонского районов, избирался I секретарем Томпонского райкома партии. Дважды избирался депутатом Верховного Совета Якутской АССР.
Награды: орден Ленина (1955 г.), Красного Знамени (1949 г.), два ордена Красной Звезды, орден Отечественной войны 2-й степени, две Почетные грамоты Президиума Верховного Совета Якутской АССР, боевые и трудовые медали, знак "50 лет в рядах КПСС".
Слайд 15 Соколов С.Н. Прославленный выпускник ЯНВШ подполковник. Был родом из с. Табага
Якутского района. Родился в бывшем Кюняйском наслеге Таттинского улуса.
В 1932-33 гг. учился в ЯНВШ. Был физически развитым, выносливым курсантом. В результате скрупулезного отбора был зачислен членом команды школы для сверхдального лыжного перехода по маршруту Якутск — Хабаровск и выдержал этот сверхизнурительный физический и духовный экзамен. Команда ЯНВШ, имея для каждого запасные лыжи, с полной боевой выкладкой прошла более 2000 км. за 43 дня. Этот сверхдальный переход лыжников-якутян привлек внимание высшего военного руководства страны и в годы войны послужил поводом для зачисления якутян в лыжные бригады.
Слайд 16Якутская военная школа сегодня.
Якутская кадетская школа-интернат.
Якутская кадетская школа-интернат основана 7 февраля
2000 года по указу Первого президента Республики Саха (Якутия) Михаила Ефимовича Николаева. Школа-интернат расположена в городе Якутске, в микрорайоне Марха, на бывшей воинской части.
Имеет интернат на 140 мест, 2 учебных корпуса, 2 спортивных зала, стрелковый тир, столовую, баню, мастерскую, спортивную площадку, строевой плац.
В Якутскую кадетскую школу-интернат принимаются юноши, успешно закончившие 6 класс общеобразовательной школы и прошедшие вступительные испытания. Набор юношей производится ежегодно.
В ЯКШИ обучается 140 кадет из различных улусов и городов нашей республики. Обучение и воспитание кадет проходит в соответствии с требованиями программы по внедрению общевоинских дисциплин.
Слайд 17Учебная программа состоит из трех компонентов:
федеральный компонент;
национально-региональный компонент;
компонент образовательного учреждения.
Слайд 18Цель и задачи деятельности школы:
создание образовательной среды, способствующей становлению у кадет
гражданско-патриотической, социальной активности, формирование личности, способной к самообразованию, самовоспитанию, подготовленной к служению Отечеству, профессиональному служению на гражданском и военном поприще.
Слайд 19 В свободное время кадеты занимаются спортом, развивают свои творческие способности на
кружках дополнительного образования.
С момента образования ЯКШИ сотрудничает со структурами МЧС, УФСИН, МВД.
Якутская кадетская школа-интернат реализует свою уникальную модель воспитательного и образовательного процесса, направленную на создание оптимальных условий для раскрытия и развития индивидуальных особенностей каждого обучающегося в рамках военно-патриотического воспитания, основанного на воспитании духовно-нравственных качеств личности.
Слайд 20Военно-прикладная подготовка как основа становления личности кадетов.
Исследовательская работа по военно-прикладной подготовке
проводилась на базе «Якутской кадетской школы-интернат» п.Марха, города Якутска. В эксперименте участвовали 10 кадетов 7 «б» класса. Для сравнения были взяты данные физической подготовленности при поступлении. И результаты их развития за 2 года обучения по военно-прикладной подготовке.
В Якутской кадетской школе-интернат большое внимание уделяется военной и физической подготовке обучающихся. И одним из основ становления личности является военно-прикладная подготовка.
Военно-прикладная подготовка (ВПП) – разновидность специальной физической подготовки, оформившаяся в самостоятельное направление физического воспитания и нацеленная на психофизическую подготовку призывника к воинской службе. ВПП – это специально направленное и избирательное использование средств физкультуры и спорта.
Слайд 21Цель и задачи комплексных занятий по военно–прикладной подготовке в ЯКШИ:
эффективно совершенствовать
физические, морально-волевой и психологические качества, а также двигательные навыки;
подбор наиболее эффективных упражнений, приемов и действий;
целенаправленное использование средств физической подготовки для развития силы, быстроты, ловкости и выносливости, прикладных навыков;
развивать у кадетов способности быстро переключаться с одного вида мышечной деятельности на другой и способность переносить физические нагрузки;
совершенствование функциональных возможностей организма посредством направленной общеприкладной и спортивной подготовки;
воспитание индивидуальных психологических черт и особенностей в общении и коллективном взаимодействии, чувства взаимной выручки и взаимопомощи;
принятие морально–боевых и психологических качеств, развитие умений преодолевать трудности.
Слайд 22Для получения объективных сведений по изучаемым вопросам, уточнения методики исследования изучалась
литература: о физической и военно-прикладной подготовке, рассмотрены нормативы и требования. Были изучены данные, позволившие объективно проанализировать и обосновать результаты исследования.
Слайд 23 Цель исследования:
изучить особенности физической подготовки кадетов и сравнить результаты за
два года.
Слайд 24Этапы исследования:
Констатирующий этап;
Формирующий этап;
Контрольный этап.
Слайд 25Тесты для исследования развития физической подготовки:
Бег 60 метров.
Бег 1000 метров.
Сгибание и
разгибание рук.
Комплекс силовых упражнений за 1 минуту: поднимание туловища - 30 секунд, сгибание и разгибание рук - 30 секунд.
Слайд 26На следующем этапе проводилась работа по военно-прикладной подготовке по учебной программе,
которая включает в себя 6 видов:
Легкая атлетика и ускоренное передвижение;
Преодоление препятствий;
Прикладная гимнастика и атлетическая подготовка;
Боевые приемы борьбы (рукопашный бой);
Бокс;
Лыжная подготовка.
Слайд 27 На контрольном этапе проводилось повторное тестирование кадетов, полученные данные обрабатывались, анализировались.
Исходя
из исследования на контрольном этапе, у кадетов повысился уровень развития физической подготовки.
Анализируя полученные данные, можно констатировать, что физическая подготовленность и личностное становление кадета, зависит от занятий по военно-прикладной подготовке.
Как показывает сравнительный анализ исследования, средний оценочный балл был на уровне 3,1 на контрольном этапе. После проведенной работы составляет 4,4 балла. На заключительном этапе группа показала повышение результатов развития физической подготовки. Изменения составляют 1,3 балла.
Из результатов процентного соотношения разных видов тестирования видно положительное влияние военно-прикладной подготовки.
Если сравнить в целом изменения на констатирующем и контрольном этапах, то хорошие показатели отмечаются на контрольном этапе.
Слайд 28Заключение
Таким образом, якутская военная (кадетская) школа прошлого и настоящего сыграли и
играют большую роль не только в образовательной системе, но и отвечают современным принципам всестороннего развития личности. Формируются важнейшие социально значимые качества такие, как гражданская зрелость, любовь к Отечеству, ответственность, чувство долга, верность традициям, стремление к сохранению и преумножению исторических и культурных ценностей, готовность к преодолению трудностей, самопожертвование, а также готовность к служению в Вооруженных силах, Отечеству.
Немаловажную роль для достижения целей Якутской кадетской школы-интернат играет военно-прикладная подготовка. Именно с помощью военно-прикладной подготовки происходит процесс взаимодействия субъекта и объекта образования с целью передачи подрастающему поколению элементарных основ военных знаний, формирования двигательных умений, физических качеств, военно-патриотических чувств и морально-психологической готовности к образовательному процессу в Вооруженных силах и службе в армии.
Слайд 29Цель и задачи исследования достигнуты:
1. Изучена история создания якутской военной школы и
курсантов ЯНВШ.
2. Раскрыта роль и особенности военно-прикладной подготовки в ЯКШИ, на которых основывается становление личности кадетов.
3. Проведена исследовательская работа по выявлению особенностей развития кадетов.
4. Рассмотрены и проанализированы результаты обучающихся по военно-прикладной подготовке.
В ходе работы я научился изучать, обобщать, сравнивать и анализировать полученные материалы, работать с литературой и другими источниками.
Слайд 30Список использованной литературы:
1. Бака М.М. Физическая и военно-прикладная подготовка допризывной молодежи: учеб.-метод.пособие
/ М.М. Бака – М.: Советский спорт, 2004.
2. Барсуков И.С. Физическая культура и физическая подготовка курсантов и слушателей МВД Российской федерации. Москва «Юнити-Дана» 2009 г.
3. Военная педагогика и психология // Под ред. А.В. Барабанщикова. – М.: Воениздат, 1986.
4. Гофман Ж.И. Военно-патриотическое и интернациональное воспитание на уроках начальной военной подготовки. – М.: Высшая школа, 1985.
5. Гурьев К.Н. Сержанты – якутяне –участники Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: (Боевые пути, подвиги, биографические спрвки). – Якутск: Сахаполиграфиздат, 2000.
6. Методические указания к лабораторным работам по определению и оценке физического развития спортсменов. Алма-Ата, 1998.
7. Начальная военная подготовка. Издательство «АСТ, Харвест». 2001 г.
8. Ноговицын С. Буьуу-хатыы оскуолата. – Якутскай: Кинигэ изд-вота, 1991.
9. Плеханов А.М. Словарь военных терминов. Москва. Военное издание. 1988 г.
10. Чусовской Н.Н. По зову Родины. – Якутск: Кн. Изд-во, 1975.
11. Янсов Ю.А. Физическая культура в школе. Научно-педагогический аспект. Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
12. http: kadet.ykt.ru
13. http: ya-kadet.yaguo.ru
14. http: www.yakutskhistory.net – образование/ якутская-военная-школа/
Слайд 31 Приложение 1.
Контрольные тесты по общей физической подготовке.
Слайд 32 Приложение 2.
Протокол исследования констатирующего этапа.
Слайд 33 Приложение 3.
Протокол исследования контрольного этапа.
Слайд 34 Таблица 1.
Динамика изменений физической подготовки кадетов.
Диаграмма 1.
Изменения в тестировании бег 60 метров.
Слайд 36 Диаграмма 2.
Изменения в тестировании бег 1000
метров.
Слайд 37 Диаграмма 3.
Изменения в тестировании сгибание и разгибание рук.
Слайд 38 Диаграмма 4.
Изменения в тестировании комплекс силовых упражнений.