Слайд 1Пути преодоления неуспеваемости учащихся
Слайд 2Рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения
Причины:
ухудшение соматического и
нервно-психического здоровья школьников;
интенсификация обучения и перегруженность школьных программ;
социально-психологический фактор неуспеваемости.
Слайд 3Проблема школы
«Не потерять», «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями.
Слайд 4Особенности неуспевающих учащихся
Низкий уровень знаний, как следствие этого – низкий уровень
интеллектуального развития.
Отсутствие познавательного интереса.
Несформированность элементарных организационных навыков.
Необходимость индивидуального подхода с психологической и педагогической точки зрения.
Отсутствие опоры на родителей как союзников учителя-предметника.
Отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся.
Пропуски уроков без уважительной причины.
Слайд 5Признаки отставания ученика в усвоении учебного предмета
Низкий уровень умственного развития.
Причины:
педагогическая запущенность;
частые
заболевания;
пропуски занятий;
органические нарушения центральной нервной системы и головного мозга.
Слайд 6Признаки отставания ученика в усвоении учебного предмета
Низкий уровень умственного развития.
Проявления:
не умеет
устанавливать причинно-следственные связи;
не умеет учитывать все признаки предмета или явления;
не умеет видеть общее.
Слайд 7Несформированность учебных навыков
Не умеет работать с текстом.
Не умеет выделять главное, существенное.
Не
может организовать свое время и распределить усилия.
Слайд 8Гиперактивность и дефицит внимания
Отвлекаемость
Подвижность
Неусидчивость
Слайд 9Отсутствие познавательного интереса обусловлено:
с ребенком никто не занимается, не развивает познавательные
способности;
мало чем интересуется, не посещает кружки и секции, не читает книг, предпочитает пустое время препровождения;
Слайд 10Несформированность произвольной сферы
Конфликтные отношения со сверстниками, учителями, отказ от усилий в
учебной деятельности.
Низкий познавательный интерес.
Низкий уровень развития словесно-логического мышления.
Слайд 11Низкая работоспособность
Причины:
Утомляемость
Истощаемость
Медленный темп работы
Слайд 12Чему учить?
Выяснить причину отставания
Определить действительный уровень знаний
«Возвратить» на ту ступень обучения,
где будет соответствовать требованиям программы ФГОС
Слайд 13Как учить?
Продумать и осуществить индивидуальный план обучения
Своевременно выявлять образовавшиеся проблемы в
ЗУНах
Установить правильность и разумность способов учебной работы
Учебный процесс должен вызывать и развивать внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.
Слайд 14Как помочь слабоуспевающему ученику?
Для закрепления необходимо более длительное время и больший
объем решаемых заданий
Сформулировать минимум знаний и навыков, который должен усвоить ученик
Слайд 15Как повысить работоспособность?
Разнообразие видов деятельности
Проветривание кабинета
Проведение физминуток
Соблюдение принципа необходимости и
достаточности
Слайд 16Виды работ со слабоуспевающими
Карточки для индивидуальной работы
Задания с выбором ответа
Деформированные задания
Перфокарты
«Разрезные
правила»
Карточки-тренажеры
Творческие задания
«Карточки-информаторы»
«Карточки с образцами решения»
«Карточки-конспекты»
Слайд 17Учитель должен
Знать психическое развитие ребенка (восприятие, внимание, память)
Понимать и принимать
каждого ребенка
Создавать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке
Проявлять разумную требовательность, терпение, справедливую строгость, веру в возможность ученика
Уметь встать на позицию ученика
Уметь вести непринужденный диалог
Слайд 18Учитель должен
НЕТ насмешливому тону!
Стремиться к внешней занимательности
Использовать средства невербального общения
Учить
работать со справочным материалом
Слайд 19Применять в обучении
Опережающее обучение
Различные формы групповой работы
Взаимоопрос, самоконтроль
Конспекты-блоки по темам
Частая смена
видов деятельности
Многократное проговаривание и закрепление материала
Рациональное распределение учебного материала (трудное – сначала!)
Слайд 20Рекомендации психологов
Не ставить в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого
ответа
Ответ должен быть в письменной форме
Нельзя давать большой сложный материал, постараться распределить его на части
Опрос по новому материалу отложить на следующий урок
Сформировать уверенность в своих силах, знаниях через тактику опросов и поощрений
Осторожно оценивать неудачи ученика
Не переключать внимания, создавать спокойную обстановку
Слайд 22Увидеть и понять проблему – наполовину решить ее, если же не
видишь проблему, - это значит, что она в тебе самом.