Презентация, доклад Живопись М.Ю. Лермонтова в его поэзии и прозе

М. Ю. Лермонтов 1814-1841 гг. Природа наделила М.Ю. Лермонтова не только высоким даром поэта, но и одарила подлинным талантом живописца. На протяжении всей недолгой жизни Лермонтов - художник жил рядом с Лермонтовым

Слайд 1Живопись М.Ю. Лермонтова в его поэзии и прозе

Живопись  М.Ю. Лермонтова в его поэзии и прозе

Слайд 2 М. Ю. Лермонтов 1814-1841 гг.
Природа наделила

М.Ю. Лермонтова не только высоким даром поэта, но и одарила подлинным талантом живописца. На протяжении всей недолгой жизни Лермонтов - художник жил рядом с Лермонтовым – поэтом.


М. Ю. Лермонтов 1814-1841 гг.  Природа наделила М.Ю. Лермонтова не только высоким даром

Слайд 3 Портрет М.Ю. Лермонтова неизвестного художника 1817

г.

В детском возрасте М.Ю. Лермонтов почти одновременно начал ходить и рисовать. На полу было постелено сукно, и Мишель с помощью мелков рисовал на нем свои первые рисунки.

Портрет М.Ю. Лермонтова неизвестного художника 1817 г. В детском

Слайд 4 Портрет М.Ю. Лермонтова /неизвестный художник 1820 - 1822 гг./

Любовь к рисованию у Михаила Юрьевича возрастала по мере того, как он взрослел. К шести годам любовь к рисованию внука заметила и его бабушка Елизавета Арсеньевна Арсеньева. В классной комнате появились краски и цветные воски.
Портрет М.Ю. Лермонтова /неизвестный художник 1820 - 1822 гг./   Любовь к рисованию у Михаила

Слайд 5М.Ю. Лермонтов «Ребенок, тянущийся к матери»
Отец Лермонтова Юрий Петрович

наезжал в Москву из Кропотова проведать сына. Сын радовал отца увлеченностью чтением, быстрым продвижением в постижении наук, заметными успехами в живописи. По видимому, к этому времени относится рисунок «Ребенок, тянущийся к матери», подаренный 15- летним Михаилом своему отцу.

М.Ю. Лермонтов «Ребенок, тянущийся к матери»  Отец Лермонтова Юрий Петрович наезжал в Москву из Кропотова проведать

Слайд 6М.Ю. Лермонтов «Герцог Лерма»
К началу 1830-х годов

относится первая попытка создания портрета. М.Ю. Лермонтов изобразил своего предка Лерму в испанском костюме , с широким кружевным воротником и с цепью ордена Золотого Руна, в верхней части лица можно заметить сходство с самим поэтом.
М.Ю. Лермонтов «Герцог Лерма»     К началу 1830-х годов относится первая попытка создания портрета.

Слайд 7
Руку Лермонтова почти безошибочно можно определить. У

него есть свой почерк, оригинальность замысла. Рисунки обладают общностью изображения с литературными портретными характеристиками.
Облик Варвары Лопухиной дышит очарованием. Над бровью видна родинка. В стихотворении Лермонтов пишет (1832 г.):
Однако все ее движенья,
Улыбки, речи и черты
Так полны жизни, вдохновенья
Так полны чудной простоты».
Руку Лермонтова почти безошибочно можно определить. У него есть свой почерк, оригинальность

Слайд 8М.Ю. Лермонтов «Испанская монахиня»
Находящаяся в Эрмитажной коллекции Санкт-Петербурга

лермонтовская акварель получила название «Портрет В.А. Лопухиной в образе испанской монахини».

«Испанская монахиня» Лермонтова – одна из лучших его акварельных работ.
М.Ю. Лермонтов «Испанская монахиня»    Находящаяся в Эрмитажной коллекции Санкт-Петербурга лермонтовская акварель получила название «Портрет

Слайд 9
К одним из ранних акварельных портретов относится и

портрет отца поэта, который был написан тщательно и с большой любовью.

Юрий Петрович до конца своих дней сохранил нежное чувство к сыну.

О себе и своем отце М.Ю. Лермонтов написал:
«Ужасная судьба отца и сына:
Жить розно и в разлуке умереть»
К одним из ранних акварельных портретов относится и портрет отца поэта, который был

Слайд 10
В Петербурге Лермонтов брал уроки у известного

живописца П.Е. Заболоцкого. Сохранилась акварель в альбоме, в которой он изобразил море, волны и парус. Стихотворение «Парус» еще не написано, а образ одинокого паруса уже зарождается.
В Петербурге Лермонтов брал уроки у известного живописца П.Е.

Слайд 11
Стихотворение «Родина» будет написано еще только через

десять лет, а чету белеющих берез можно уже видеть на полудетском рисунке «Пейзаж с березами» (1828-1832 гг.). Это скромный прелестный пейзаж села Тарханы Пензенской губернии, где прошли первые 13 лет жизни Лермонтова. Потом он напишет:
«Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи кочующий обоз,
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез»
/отрывок из стих. «Родина» 1841 г./

Стихотворение «Родина» будет написано еще только через десять лет, а чету белеющих

Слайд 12
Большое впечатление на Лермонтова оказывала русская природа.

Много зарисовок им было сделано в Тарханах, в Апалихе, Середникове. А еще Михаил Юрьевич очень любил изображать лошадей. В Подмосковье им сделан был рисунок, который позднее был переписан акварелью и назван «Пейзаж с всадниками»
Большое впечатление на Лермонтова оказывала русская природа. Много зарисовок

Слайд 13 Кавказ в жизни М.Ю.

Лермонтова


Поворотным пунктом биографии Лермонтова стал 1837 год – гибель А.С. Пушкина. За знаменитым стихотворением «Смерть поэта» последовала ссылка на Кавказ.

На Кавказе наиболее полно раскрылся творческий потенциал Лермонтова – и поэта, и художника.

/Воспоминание о Кавказе.
Картон, масло. 1838 г./

Кавказ в жизни М.Ю. Лермонтова   Поворотным пунктом

Слайд 14 «Тамань» 1837 г.
Несколько слов о пребывании Лермонтова

в Краснодарском крае и о рисунке , сделанном там. Это Тамань. Домик над морским обрывом (1837 г.). На крутом обрыве изображена хата под камышовой крышей, у берега лодка с длинным веслом. Позднее это место Лермонтов описал в «Герое нашего времени», в повести «Тамань»: «Мы подъехали к небольшой хате на самом берегу моря. Полный месяц осветил камышовую крышу и белые стены моего жилища»
«Тамань» 1837 г.Несколько слов о пребывании Лермонтова в Краснодарском

Слайд 15 Кавказский вид с верблюдами 1837-38 гг.
В Грузии

была написана картина «Кавказский вид с верблюдами», на которой изображена дорога, вьющаяся у подножия скал. Идут навьюченные верблюды. Сдерживая коня, едет всадник в высокой бараньей шапке, ветер развевает рукава. Рядом со всадником человек в бурке. Это вызывает в памяти поэму «Демон», но это не иллюстрация к поэме. Важно, что одни и те же наблюдения Лермонтов запечатлел и в стихах, и в прозе.

Кавказский вид с верблюдами 1837-38 гг.   В Грузии была написана картина «Кавказский вид

Слайд 16 М.Ю. Лермонтов «Тифлис» 1837 г.
Хочется отметить картину

Лермонтова, написанную маслом с натуры. Лермонтов писал картину, установив мольберт на самом краю обрывистого берега, где река делает поворот. Его восхитила открывающаяся оттуда панорама Тифлиса /Тбилиси/. Это одна из
его лучших живописных работ.
Позднее в 1841 г. Поэт возвращается к этой теме в стихотворении «Свидание»:
«Уж за горой дремучею
Погас вечерний луч,
Едва струей гремучею
Сверкает жаркий ключ,
Сады благоуханием
Наполнились живым,
Тифлис объят молчанием,
В ущелье мгла и дым».
М.Ю. Лермонтов «Тифлис» 1837 г.   Хочется отметить картину Лермонтова, написанную

Слайд 17 Кавказский вид с Эльбрусом 1837 г.
К этому

же циклу относится картина, написанная Лермонтовым маслом «Кавказский вид с Эльбрусом».
Красоту этих гор просто невозможно описать. В настоящее время картину можно увидеть в Государственном Лермонтовском музее-заповеднике «Тарханы»

Кавказский вид с Эльбрусом 1837 г.   К этому же циклу относится картина, написанная

Слайд 18 М.Ю. Лермонтов «Кавказский вид сакли»

1837 г.

Представляет интерес картина «Кавказский вид сакли», на которой изображена военно-грузинская дорога.
Лермонтов почувствовал характерную особенность грузинского пейзажа и в повести «Белла»: «Мы вышли из сакли. По мере того, как бледноватый отблеск востока разливался по темному своду, озаряя постепенно крутые отголоски гор, покрытые девственными снегами. Направо и налево чернели мрачные , таинственные пропасти и туманы, клубясь и извиваясь, как змеи, сползли туда по морщинам соседних скал»

М.Ю. Лермонтов «Кавказский вид сакли» 1837 г.

Слайд 19 М.Ю. Лермонтов «Вид горы Крестовой»

1837-1838 гг.

Картина М.Ю. Лермонтова «Вид горы Крестовой» изображает панораму, которая открывается от начала подъема на Крестовую гору.
В «Герое нашего времени» Лермонтов пишет: «Славное место эта долина. Со всех сторон горы непреступные, красноватые скалы, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов. Дорога вела на небо, потому что, сколько глаз мог разглядеть, она все поднималась и, наконец, пропала в облаке».
Карандашом и кистью поэт стремился передать те же впечатления , которые вдохновляли его на создание художественных образов в его произведениях.

М.Ю. Лермонтов «Вид горы Крестовой» 1837-1838 гг.

Слайд 20 «Вид Пятигорска» 1837-1838 гг.
Особенно хороша картина «Вид

Пятигорска», на которой изображен грот, где поэт любил сидеть и прославил его в «Герое нашего времени»: «Становилось жарко, записал Печорин в своем дневнике, белые, мохнатые тучки быстро сбежали от снеговых гор, обещая грозу. Я углубился в виноградную аллею, ведущую в грот».
Рисунок Лермонтова представляет как бы заставку к этому эпизоду в романе.

«Вид Пятигорска» 1837-1838 гг.   Особенно хороша картина «Вид Пятигорска», на которой изображен грот,

Слайд 21 Когда художник касается бумаги - что-то рождается в мире!

Если же одаренный художник еще и великий поэт, то это и вовсе удивительно. Не зря говорят, что талантливый человек талантлив во всем…
Когда художник касается бумаги - что-то рождается в мире! Если же одаренный художник еще и

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть