Слайд 1Живопись
М.Ю. Лермонтова в его поэзии и прозе
Слайд 2 М. Ю. Лермонтов 1814-1841 гг.
Природа наделила
М.Ю. Лермонтова не только высоким даром поэта, но и одарила подлинным талантом живописца. На протяжении всей недолгой жизни Лермонтов - художник жил рядом с Лермонтовым – поэтом.
Слайд 3
Портрет М.Ю. Лермонтова неизвестного художника 1817
г.
В детском возрасте М.Ю. Лермонтов почти одновременно начал ходить и рисовать. На полу было постелено сукно, и Мишель с помощью мелков рисовал на нем свои первые рисунки.
Слайд 4 Портрет М.Ю. Лермонтова /неизвестный художник 1820 - 1822 гг./
Любовь к рисованию у Михаила Юрьевича возрастала по мере того, как он взрослел. К шести годам любовь к рисованию внука заметила и его бабушка Елизавета Арсеньевна Арсеньева. В классной комнате появились краски и цветные воски.
Слайд 5М.Ю. Лермонтов «Ребенок, тянущийся к матери»
Отец Лермонтова Юрий Петрович
наезжал в Москву из Кропотова проведать сына. Сын радовал отца увлеченностью чтением, быстрым продвижением в постижении наук, заметными успехами в живописи. По видимому, к этому времени относится рисунок «Ребенок, тянущийся к матери», подаренный 15- летним Михаилом своему отцу.
Слайд 6М.Ю. Лермонтов «Герцог Лерма»
К началу 1830-х годов
относится первая попытка создания портрета. М.Ю. Лермонтов изобразил своего предка Лерму в испанском костюме , с широким кружевным воротником и с цепью ордена Золотого Руна, в верхней части лица можно заметить сходство с самим поэтом.
Слайд 7
Руку Лермонтова почти безошибочно можно определить. У
него есть свой почерк, оригинальность замысла. Рисунки обладают общностью изображения с литературными портретными характеристиками.
Облик Варвары Лопухиной дышит очарованием. Над бровью видна родинка. В стихотворении Лермонтов пишет (1832 г.):
Однако все ее движенья,
Улыбки, речи и черты
Так полны жизни, вдохновенья
Так полны чудной простоты».
Слайд 8М.Ю. Лермонтов «Испанская монахиня»
Находящаяся в Эрмитажной коллекции Санкт-Петербурга
лермонтовская акварель получила название «Портрет В.А. Лопухиной в образе испанской монахини».
«Испанская монахиня» Лермонтова – одна из лучших его акварельных работ.
Слайд 9
К одним из ранних акварельных портретов относится и
портрет отца поэта, который был написан тщательно и с большой любовью.
Юрий Петрович до конца своих дней сохранил нежное чувство к сыну.
О себе и своем отце М.Ю. Лермонтов написал:
«Ужасная судьба отца и сына:
Жить розно и в разлуке умереть»
Слайд 10
В Петербурге Лермонтов брал уроки у известного
живописца П.Е. Заболоцкого. Сохранилась акварель в альбоме, в которой он изобразил море, волны и парус. Стихотворение «Парус» еще не написано, а образ одинокого паруса уже зарождается.
Слайд 11
Стихотворение «Родина» будет написано еще только через
десять лет, а чету белеющих берез можно уже видеть на полудетском рисунке «Пейзаж с березами» (1828-1832 гг.). Это скромный прелестный пейзаж села Тарханы Пензенской губернии, где прошли первые 13 лет жизни Лермонтова. Потом он напишет:
«Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи кочующий обоз,
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез»
/отрывок из стих. «Родина» 1841 г./
Слайд 12
Большое впечатление на Лермонтова оказывала русская природа.
Много зарисовок им было сделано в Тарханах, в Апалихе, Середникове. А еще Михаил Юрьевич очень любил изображать лошадей. В Подмосковье им сделан был рисунок, который позднее был переписан акварелью и назван «Пейзаж с всадниками»
Слайд 13
Кавказ в жизни М.Ю.
Лермонтова
Поворотным пунктом биографии Лермонтова стал 1837 год – гибель А.С. Пушкина. За знаменитым стихотворением «Смерть поэта» последовала ссылка на Кавказ.
На Кавказе наиболее полно раскрылся творческий потенциал Лермонтова – и поэта, и художника.
/Воспоминание о Кавказе.
Картон, масло. 1838 г./
Слайд 14
«Тамань» 1837 г.
Несколько слов о пребывании Лермонтова
в Краснодарском крае и о рисунке , сделанном там. Это Тамань. Домик над морским обрывом (1837 г.). На крутом обрыве изображена хата под камышовой крышей, у берега лодка с длинным веслом. Позднее это место Лермонтов описал в «Герое нашего времени», в повести «Тамань»: «Мы подъехали к небольшой хате на самом берегу моря. Полный месяц осветил камышовую крышу и белые стены моего жилища»
Слайд 15
Кавказский вид с верблюдами 1837-38 гг.
В Грузии
была написана картина «Кавказский вид с верблюдами», на которой изображена дорога, вьющаяся у подножия скал. Идут навьюченные верблюды. Сдерживая коня, едет всадник в высокой бараньей шапке, ветер развевает рукава. Рядом со всадником человек в бурке. Это вызывает в памяти поэму «Демон», но это не иллюстрация к поэме. Важно, что одни и те же наблюдения Лермонтов запечатлел и в стихах, и в прозе.
Слайд 16
М.Ю. Лермонтов «Тифлис» 1837 г.
Хочется отметить картину
Лермонтова, написанную маслом с натуры. Лермонтов писал картину, установив мольберт на самом краю обрывистого берега, где река делает поворот. Его восхитила открывающаяся оттуда панорама Тифлиса /Тбилиси/. Это одна из
его лучших живописных работ.
Позднее в 1841 г. Поэт возвращается к этой теме в стихотворении «Свидание»:
«Уж за горой дремучею
Погас вечерний луч,
Едва струей гремучею
Сверкает жаркий ключ,
Сады благоуханием
Наполнились живым,
Тифлис объят молчанием,
В ущелье мгла и дым».
Слайд 17
Кавказский вид с Эльбрусом 1837 г.
К этому
же циклу относится картина, написанная Лермонтовым маслом «Кавказский вид с Эльбрусом».
Красоту этих гор просто невозможно описать. В настоящее время картину можно увидеть в Государственном Лермонтовском музее-заповеднике «Тарханы»
Слайд 18
М.Ю. Лермонтов «Кавказский вид сакли»
1837 г.
Представляет интерес картина «Кавказский вид сакли», на которой изображена военно-грузинская дорога.
Лермонтов почувствовал характерную особенность грузинского пейзажа и в повести «Белла»: «Мы вышли из сакли. По мере того, как бледноватый отблеск востока разливался по темному своду, озаряя постепенно крутые отголоски гор, покрытые девственными снегами. Направо и налево чернели мрачные , таинственные пропасти и туманы, клубясь и извиваясь, как змеи, сползли туда по морщинам соседних скал»
Слайд 19
М.Ю. Лермонтов «Вид горы Крестовой»
1837-1838 гг.
Картина М.Ю. Лермонтова «Вид горы Крестовой» изображает панораму, которая открывается от начала подъема на Крестовую гору.
В «Герое нашего времени» Лермонтов пишет: «Славное место эта долина. Со всех сторон горы непреступные, красноватые скалы, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов. Дорога вела на небо, потому что, сколько глаз мог разглядеть, она все поднималась и, наконец, пропала в облаке».
Карандашом и кистью поэт стремился передать те же впечатления , которые вдохновляли его на создание художественных образов в его произведениях.
Слайд 20
«Вид Пятигорска» 1837-1838 гг.
Особенно хороша картина «Вид
Пятигорска», на которой изображен грот, где поэт любил сидеть и прославил его в «Герое нашего времени»: «Становилось жарко, записал Печорин в своем дневнике, белые, мохнатые тучки быстро сбежали от снеговых гор, обещая грозу. Я углубился в виноградную аллею, ведущую в грот».
Рисунок Лермонтова представляет как бы заставку к этому эпизоду в романе.
Слайд 21 Когда художник касается бумаги - что-то рождается в мире!
Если же одаренный художник еще и великий поэт, то это и вовсе удивительно.
Не зря говорят, что талантливый человек талантлив во всем…