Презентация, доклад Требования к организации исследовательской деятельности учащихся

Содержание

Почему важна исследовательская деятельность?«Ум, хорошо устроенный, лучше, чем ум, хорошо наполненный»М. МонтеньШкола не должна научить на всю жизнь, школа должна научить учиться всю жизнь.«Усвоение содержания образования является не конечной целью, а лишь средством развития личности»О.Е. ЛебедевИз

Слайд 1Научно-исследовательская
работа -что

это:
очередная дань моде
или попытка
реформировать
школу?

Требования к организации исследовательской деятельности учащихся

Научно-исследовательская         работа -что это:

Слайд 2Почему важна исследовательская деятельность?
«Ум, хорошо устроенный, лучше, чем ум, хорошо наполненный»
М.

Монтень
Школа не должна научить на всю жизнь, школа должна научить учиться всю жизнь.
«Усвоение содержания образования является не конечной целью, а лишь средством развития личности»
О.Е. Лебедев
Из 100% того, что мы знаем сегодня, лишь 10 – 15% будут актуальны через 20 лет.

Почему важна исследовательская деятельность?«Ум, хорошо устроенный, лучше, чем ум, хорошо наполненный»М. МонтеньШкола не должна научить на всю

Слайд 3Учебно – исследовательская деятельность обучающихся -
процесс решения ими научных и

личностных проблем,

цель - построение субъективно нового знания

Учебно – исследовательская деятельность обучающихся - процесс решения ими научных и личностных проблем,  цель - построение

Слайд 4Исследовательская деятельность учащихся
деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с неизвестным

заранее решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

Исследовательская деятельность учащихсядеятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с неизвестным заранее решением и предполагающая наличие основных

Слайд 5Особенности учебно-исследовательской деятельности
Руководимая учителем (учитель активно включается в процесс руководства).
Для

учителя – одна из форм повышения профессиональной компетентности
Индивидуальный маршрут исследования

Особенности  учебно-исследовательской деятельности Руководимая учителем (учитель активно включается в процесс руководства).Для учителя – одна из форм

Слайд 6Аспекты исследовательской деятельности
Овладение методологией самостоятельного исследования
Освоение путей и способов расширения

и углубления знаний, а не получение новой суммы знаний
Учет реальных интересов и образовательных потребностей ученика
Мотивы осуществления личностно-значимых достижений
Сотрудничество
Успешная публичная самореализация
Аспекты исследовательской деятельности Овладение методологией самостоятельного исследованияОсвоение путей и способов расширения и углубления знаний, а не получение

Слайд 7Цель организации исследовательской деятельности в условиях школьного(дополнительного) образования:
создание условий для

личностного развития учащихся, повышения их образовательного и общекультурного уровня.

Задачи, которые решаются при организации исследовательской деятельности учащихся:

1. Формирование исследовательских умений и навыков.

2. Формирование и развитие исследовательского стиля мышления и научного мировоззрения в целом.

Цель организации исследовательской деятельности в условиях школьного(дополнительного) образования:  создание условий для личностного развития учащихся, повышения их

Слайд 8МОТИВАЦИЯ УЧАЩИХСЯ:
ОСОЗНАНИЕ СВОЕЙ
ЗНАЧИМОСТИ;
ПРИОБРЕТЕНИЕ НАВЫКОВ НАУЧНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ

РАБОТЫ;
ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫДЕЛИТЬСЯ СРЕДИ СВЕРСТНИКОВ;
ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В НАУЧНЫХ ЭКСПЕРИМЕНТАХ;
АДАПТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ К ОСОБЕННОСТЯМ ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ(СНИЖЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БАРЬЕРА В СИСТЕМЕ «ШКОЛА – ВУЗ».
МОТИВАЦИЯ УЧАЩИХСЯ:ОСОЗНАНИЕ СВОЕЙ    ЗНАЧИМОСТИ;ПРИОБРЕТЕНИЕ НАВЫКОВ НАУЧНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ;ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫДЕЛИТЬСЯ СРЕДИ СВЕРСТНИКОВ;ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ

Слайд 9ТРУДНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
слабое владение методологией научного исследования, недостаток методической, научной,

специальной литературы; недостаток специального оборудования

большая загруженность учащихся, отсутствие времени;

Боязнь учащихся и педагогов несвойственной им научной деятельности;

наукообразие в образовательном процессе, т.е. оторванное от жизни  знание…
ТРУДНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫслабое владение методологией научного исследования, недостаток методической, научной, специальной литературы; недостаток специального оборудованиябольшая загруженность

Слайд 10Условия осуществления исследовательской деятельности
готовность учащихся к этому виду работы

желание и

готовность учителей руководить этим видом деятельности

Условия осуществления исследовательской деятельностиготовность учащихся к этому виду работы желание и готовность учителей руководить этим видом деятельности

Слайд 11Общие требования (критерии) к исследовательской работе:

• актуальность темы;

• новизна

научной работы;

• органическая связь теории и школьной практики;

• в случае, если работа носит опытный характер, она должна быть теоретически обоснована;

• оригинальность методов решения задачи, исследования;

• научное и практическое значение результатов работы;

• достоверность результатов;

• уровень проработанности исследования;

• эрудированность автора в рассматриваемой области.
Общие требования (критерии) к исследовательской работе: • актуальность темы; • новизна научной работы; • органическая связь теории

Слайд 12Основные этапы исследования

Основные этапы исследования

Слайд 13 Классификация задач исследования
.

Служат для иллюстрации
какого-либо явления. В
этом

случае изменяется
какой-либо параметр
(например, температура
воздуха,) и исследуется
связанное с этим
параметром изменение
( понижение температуры,).
Результат стабилен
и не требует анализа.

Эти задачи
неприменимы
в образовательном
процессе,
так как данные задачи
решают ученые,
делая великие открытия.

Применяются в школах. В них исследуемая
величина зависит от
нескольких несложных факторов (например,
загрязненность местности зависит от расстояния до трубы завода и метеоусловий, рост растения зависит от температуры воздуха и полива и т.д. ).

Классификация  задач исследования.Служат для иллюстрации какого-либо явления. В этом случае изменяется какой-либо параметр (например, температура

Слайд 14 Методы исследования
Моделирование
Абстрагирование
Анализ и синтез
От простого к сложному

Наблюдение
Сравнение
Эксперимент
Тестирование
Интервьюирование
Статистические
Сетевое моделиров.
Программирование
Визуализация

Метод

– это способ достижения цели исследования
Методы исследованияМоделированиеАбстрагированиеАнализ и синтезОт простого к сложномуНаблюдениеСравнениеЭкспериментТестированиеИнтервьюированиеСтатистическиеСетевое моделиров.ПрограммированиеВизуализацияМетод – это способ достижения цели исследования

Слайд 15Виды научно-исследовательских работ учащихся
Информационно-реферативные
Виды работ учащихся
Экспериментально -творческие
Натуралистические и описательные

Исследовательско -творческие

Проблемно - реферативные

Виды научно-исследовательских работ учащихсяИнформационно-реферативныеВиды работ учащихся  Экспериментально -творческиеНатуралистические и описательные   Исследовательско -творческие

Слайд 16Виды работ учащихся
Информационно- реферативные Это творческие работы, написанные на основе нескольких

литературных источников с целью наиболее полного освещения какой - либо проблемы
Проблемно - реферативные Это творческие работы,  написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы /элементы исследовательской работы/.
Экспериментально - творческие Это работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат.  Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.
Натуралистические и описательные Это творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого - либо явления, могут иметь элемент научной новизны. Отсутствие количественной методики исследования (общественно - экологическая направленность, социология и демография, психология и социальная среда и т. д.)

Виды работ учащихсяИнформационно- реферативные Это творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников с целью наиболее полного

Слайд 17Правила работы учителя с учениками

при проведении исследования.

Известный специалист в области «исследовательского обучения» Д. Треффингер рекомендует педагогам, занимающимся выработкой у детей исследовательских наклонностей, соблюдать следующие правила.
1.He занимайтесь наставлениями; помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.
2. Не делайте скоропалительных выводов; на основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей; не следует полагаться на то, что они уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями.
3. Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.
4. Научитесь не торопиться с вынесением суждения.
5. Научите детей прослеживать межпредметные связи.
6. Приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.
7. Используйте трудные ситуации, возникшие у детей в школе и дома, как область приложения полученных навыков в решении задач
8. Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний.
9. Подходите ко всему творчески.

Правила работы учителя с учениками            при

Слайд 19Требования к оформлению работ
Титульный лист
является первой страницей исследовательской работы и заполняется

по определенным правилам.
Требования к оформлению работТитульный листявляется первой страницей исследовательской работы и заполняется по определенным правилам.

Слайд 20Требования к оформлению работ
Содержание

помещается на второй странице.
В нем приводятся

названия глав
и параграфов с указанием страниц,
с которых они начинаются.
Требования к оформлению работСодержание помещается на второй странице. В нем приводятся названия глав и параграфов с указанием

Слайд 21Требование к оформлению работ
Введение

Во введении должны быть

сформулированы цель и задачи исследования, обоснована актуальность выбранной автором темы, приведён краткий обзор существующих источников и литературы по данной проблеме, оговорено на основании каких источников написано данное исследование.
Требование к оформлению работВведение    Во введении должны быть сформулированы цель и задачи исследования, обоснована

Слайд 22Требования к оформлению работ
Основная часть
представлена в виде глав,

разделенных на параграфы. Каждая часть должна раскрывать какой-либо аспект темы, каждый параграф – один из аспектов главы. В конце параграфа и главы целесообразно делать краткие выводы.

Требования к оформлению цитат и ссылок
Для подтверждения собственных выводов и для критического разбора того или иного положения часто используются цитаты. При цитировании следует выполнять следующие требования:
При дословном цитировании мысль автора заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в которой дана в первоисточнике. По окончании делается ссылка на источник, в которой указывается номер книги или статьи в списке использованной литературы и номер страницы, где находится цитата, например: обозначение [4. С. 123] указывает, что цитата, использованная в работе, находится на странице 123 в первоисточнике под номером 4 в списке литературы.
При недословном цитировании (пересказ, изложение точек зрения различных авторов своими словами) текст в кавычки не заключается. После высказанной мысли необходимо в скобках указать номер источника в списке литературы без указания конкретных страниц, например: [23].
Требования к оформлению работОсновная часть  представлена в виде глав, разделенных на параграфы. Каждая часть должна раскрывать

Слайд 23Требования к оформлению работ
Заключение.
В заключении делаются

выводы по исследованию. Выводы должны вытекать из цели и задач исследования, которые были определены во введении. Учащиеся должны определить удалось или нет достигнуть поставленной цели.
Списки источников информации и литературы.
Списки должны содержать все источники и книги, которыми вы пользовались при исследовании в алфавитном порядке, с указанием выходных данных.

Приложения.
Приложения должны тщательно отбираться и иллюстрировать наиболее яркие моменты работы. В приложения рекомендуется включать копии редких фотографий, документов, различные таблицы, графики, рисунки, но эти приложения должны быть связаны с текстом исследования. Обязательны ссылки на приложения в тексте исследования.
Требования к оформлению работЗаключение.    В заключении делаются выводы по исследованию. Выводы должны вытекать из

Слайд 24Требования к написанию работы
Язык работы

Работа должна быть написана чётким

и ясным литературным языком, присущим для данного предмета. Сленг и фразы из просторечия не допустимы в исследовательской работе.
Требования к написанию работыЯзык работы  Работа должна быть написана чётким и ясным литературным языком, присущим для

Слайд 25Оценка сформированности ключевых компетентностей в рамках оценивания учебно-исследовательской и проектной деятельности
Объектами

оценки являются портфолио проектной деятельности учащегося, презентация продукта, а также наблюдение за работой в группе и консультацией. Субъекты оценки в первых двух случаях могут быть разными: руководитель проекта, другие педагоги; при оценке презентации – также учащиеся и родители. Наблюдение и оценку рабочих листов портфолио проектной деятельности проводит только руководитель проекта.
Продукт, полученный учащимся, не является объектом оценки, поскольку его качество очень опосредованно указывает на уровень сформированности компетенции учащегося в целом (т.е. соорганизации внешних и внутренних ресурсов для решения проблемы).

Оценка сформированности ключевых компетентностей в рамках оценивания  учебно-исследовательской и проектной деятельности  Объектами оценки являются портфолио

Слайд 26Решение проблем как ключевая компетентность
Объектом оценки являются рабочие листы портфолио проектной

деятельности учащегося



Решение проблем как ключевая компетентность Объектом оценки являются рабочие листы портфолио проектной деятельности учащегося

Слайд 27 Постановка проблемы:
1 балл: признаком того, что учащийся понимает проблему, является развернутое

высказывание по этому вопросу.
2 балла: учащийся, объясняя причины, по которым он выбрал работу именно над этой проблемой, не только формулирует ее своими словами, но и приводит свое отношение к проблеме и, возможно, указывает на свое видение причин и последствий ее существования; обращаем внимание: указание на внешнюю необходимость изучить какой-либо вопрос часто является признаком неприятия проблемы учащимся.
3 балла: важно, чтобы в описании ситуации были указаны те позиции, по которым положение дел не устраивает учащегося.
4 балла: учащийся должен не только описать желаемую ситуацию (которая, предположительно, станет следствием реализации проекта), но и указать те причины, по которым он считает, что такое положение вещей окажется лучше существующего.
5 баллов: противоречие должно быть четко сформулировано учащимся, таким образом он делает первый шаг к самостоятельной формулировке проблемы (поскольку в основе каждой проблемы лежит противоречие между существующей и идеальной ситуацией).
6 баллов: поскольку причины существования любой проблемы также являются проблемами более низкого уровня, выявляя их, учащийся демонстрирует умение анализировать ситуацию, с одной стороны, и получает опыт постановки проблем – с другой.
7 баллов: анализ причин существования проблемы должен основываться на построении причинно-следственных связей, кроме того, учащийся может оценить проблему как решаемую или нерешаемую для себя.
8 баллов: выполняется, по сути, та же операция, что и на предыдущей ступени, однако учащийся уделяет равное внимание как причинам, так и последствиям существования проблемы, положенной в основу его проекта, таким образом прогнозируя развитие ситуации.

Постановка проблемы:1 балл: признаком того, что учащийся понимает проблему, является развернутое высказывание по

Слайд 28Целеполагание и планирование:
Предлагаются три линии оценки: постановка цели и определение стратегии

деятельности, планирование и прогнозирование результатов деятельности.

Целеполагание и планирование: Предлагаются три линии оценки: постановка цели и определение стратегии деятельности, планирование и прогнозирование результатов

Слайд 29Постановка цели и определение стратегии деятельности
1 балл: признаком того, что

учащийся понимает цель, является развернутое высказывание.
2 балла: учащийся подтверждает понимание цели на более глубоком уровне, предлагая ее деление на задачи, окончательные формулировки которых подсказывает учитель (не следует путать задачи, указывающие на промежуточные результаты деятельности, с этапами работы над проектом).
3 балла: учащийся должен предложить задачи, без решения которых цель не может быть достигнута, при этом в предложенном им списке могут быть упущены 1-2 задачи, главное, чтобы не были предложены те задачи, решение которых никак не связано с продвижением к цели; учитель помогает сформулировать задачи грамотно с позиции языковых норм.
4 балла: цель должна соответствовать проблеме (например, если в качестве проблемы заявлено отсутствие общих интересов у мальчиков и девочек, обучающихся в одном классе, странно видеть в качестве цели проекта проведение тематического литературного вечера).
5 баллов: учащийся указал на то, что должно измениться в реальной ситуации в лучшую сторону после достижения им цели, и предложил способ более или менее объективно зафиксировать эти изменения (например, если целью проекта является утепление классной комнаты, логично было бы измерить среднюю температуру до и после реализации проекта и убедиться, что температура воды, подаваемой в отопительную систему, не изменилась, а не проверять плотность материала для утепления в оконных рам).
6 баллов: для этого учащийся должен показать, как, реализуя проект, он устранит все причины существования проблемы или кто может устранить причины, на которые он не имеет влияния; при этом он должен опираться на предложенный ему способ убедиться в достижении цели и доказать, что этот способ существует.
7 баллов: многие проблемы могут быть решены различными способами; учащийся должен продемонстрировать видение разных способов решения проблемы.
8 баллов: способы решения проблемы могут быть взаимоисключающими (альтернативными), вплоть до того, что проекты, направленные на решение одной и той же проблемы, могут иметь разные цели. Анализ альтернатив проводится по различным основаниям: учащийся может предпочесть способ решения, например, наименее ресурсозатратный или позволяющий привлечь к проблеме внимание многих людей и т.п.

Постановка цели и определение стратегии деятельности  1 балл: признаком того, что учащийся понимает цель, является развернутое

Слайд 30Планирование
2 балла: действия по проекту учащийся описывает уже после завершения работы,

но при этом в его высказывании прослеживается понимание последовательности действий.
3 балла: список действий появляется в результате совместного обсуждения (консультации), но их расположение в корректной последовательности учащийся должен выполнить самостоятельно.
5 баллов: на предыдущих этапах учащийся работал с хронологической последовательностью шагов, здесь он выходит на логическое разделение задачи на шаги; стимулируемый учителем, учащийся начинает не только планировать ресурс времени, но и высказывать потребность в материально-технических, информационных и других ресурсах.
6 баллов: это означает, что учащийся без дополнительных просьб руководителя проекта сообщает о достижении и качестве промежуточных результатов, нарушении сроков и т.п., при этом точки текущего контроля (промежуточные результаты) намечаются совместно с учителем.
8 баллов: учащийся самостоятельно предлагает точки контроля (промежуточные результаты) в соответствии со спецификой своего проекта.

Планирование 2 балла: действия по проекту учащийся описывает уже после завершения работы, но при этом в его

Слайд 31Прогнозирование результатов деятельности
2 балла: в самых общих чертах учащийся описывает

продукт до того, как он получен.
3 балла: делая описание предполагаемого продукта, учащийся детализирует несколько характеристик, которые окажутся важными для использования продукта по назначению.
5 баллов: продукт может быть оценен как самим учеником, так и другими субъектами; если это происходит, особенно важно согласовать с учащимся критерии оценки его будущего продукта; на этом этапе учащийся останавливается на тех характеристиках продукта, которые могут повлиять на оценку его качества.
6 баллов: учащийся соотносит свои потребности (4 балла) с потребностями других людей в продукте, который он планирует получить (в том случае, если продукт может удовлетворить только его потребности и учащийся это обосновал, он также получает 6 баллов).
8 баллов: учащийся предполагает коммерческую, социальную, научную и т.п. ценность своего продукта и планирует в самом общем виде свои действия по продвижению продукта в соответствующей сфере (информирование, реклама, распространение образцов, акция и т.п.); вместе с тем, учащийся может заявить об эксклюзивности или очень узкой группе потребителей продукта - это не снижает его оценки в том случае, если границы применения продукта обоснованы (в случае с планированием продвижения продукта границы его использования тоже могут быть указаны).

Прогнозирование результатов деятельности  2 балла: в самых общих чертах учащийся описывает продукт до того, как он

Слайд 32Оценка результата:
Предлагаются две линии оценки: оценка полученного продукта и оценка собственного

продвижения в проекте.

Оценка результата: Предлагаются две линии оценки: оценка полученного продукта и оценка собственного продвижения в проекте.

Слайд 33Оценка полученного продукта
1-2 балла: 1 балл допускает предельно простое высказывание:

нравится - не нравится, хорошо - плохо и т.п.; если учащийся объяснил свое отношение к полученному продукту, он претендует на 2 балла.
3 балла: учащийся может провести сравнение без предварительного выделения критериев.
4 балла: проводя сопоставление, учащийся работает на основании тех характеристик, которые он подробно описал на этапе планирования, и делает вывод («то, что я хотел получить, потому что…», «в целом то, но…» и т.п.).
5 баллов: критерии для оценки предлагает учитель.
7 баллов: учащийся предлагает группу критериев, исчерпывающих основные свойства продукта (например, в оценке такого продукта, как альманах, учащийся предлагает оценить актуальность содержания, соответствие нормам литературного языка и эстетику оформительского решения).
8 баллов: см. предыдущий пример: учащийся предлагает актуальность содержания оценивать по количеству распространенных экземпляров, язык - на основании экспертной оценки, а оформление - на основании опроса читателей.
Оценка продвижения в проекте
7 баллов: учащийся проявляет способность к рефлексии, выделяя не только отдельную новую информацию, полученную в рамках проекта, или конкретный позитивный и негативный опыт, но и обобщает способ решения разнообразных проблем, которым воспользовался в ходе деятельности по проекту, и переносит его на другие области своей деятельности.
8 баллов: учащийся демонстрирует способность соотносить свой опыт и свои жизненные планы.

Оценка полученного продукта  1-2 балла: 1 балл допускает предельно простое высказывание: нравится - не нравится, хорошо

Слайд 34Работа с информацией
Поиск информации:
Предлагаются две линии оценки: определение недостатка информации для

совершения действия / принятия решения (определение пробелов в информации) и получение информации из различных источников, представленных на различных носителях.
Определение недостатка информации
Объектом оценки является консультация, а основанием - наблюдение руководителя проекта.

Работа с информацией Поиск информации:Предлагаются две линии оценки: определение недостатка информации для совершения действия / принятия решения

Слайд 35Оценка работы с информацией
1-2 балла: признаком понимания учащимся недостаточности информации является

заданный им вопрос; продвижение учащегося с 1 балла на 2 связано с проявлением первых признаков предварительного анализа информации.
3-4 балла: продвижение учащегося выражается в том, что сначала он определяет, имеет ли он информацию по конкретно очерченному вопросу, а затем самостоятельно очерчивает тот круг вопросов, связанных с реализацией проекта, по которым он не имеет информации.
На этих уровнях учащийся может фиксировать основные вопросы и действия, предпринятые по поиску информации в дневнике (отчете), поэтому объектом оценки может являться как дневник (отчет), так и, по-прежнему, наблюдение за консультацией, если учащийся и руководитель проекта договорились о минимальном содержании дневника (отчета).
5 баллов: учащийся самостоятельно предлагает те источники, в которых он будет производить поиск по четко очерченному руководителем проекта вопросу (например, областная газета, энциклопедия, научно-популярное издание, наблюдение за экспериментом, опрос и т.п.).
6 баллов: подразумевается, что учащийся спланировал информационный поиск (в том числе, разделение ответственности при групповом проекте, выделение тех вопросов, по которым может работать кто-то один, и тех, которые должны изучить все члены группы, и т.п.) и реализовал свой план.
7 баллов: учащийся не только формулирует свою потребность в информации, но и выделяет важную и второстепенную для принятия решения информацию или прогнозирует, что информация по тому или иному вопросу будет однозначной (достоверной), что выражается в намерении проверить полученную информацию, работая с несколькими источниками одного или разных видов.
8 баллов: самостоятельное завершение поиска информации означает, что учащийся может определять не только необходимую, но и достаточную информацию для того или иного решения.
 

Оценка работы с информацией1-2 балла: признаком понимания учащимся недостаточности информации является заданный им вопрос; продвижение учащегося с

Слайд 36Получение информации
объектом оценки является консультация, а основанием - наблюдение руководителя проекта

Получение информации объектом оценки является консультация, а основанием - наблюдение руководителя проекта

Слайд 37Оценка получения информации
1 балл демонстрировать владение полученной информацией учащийся может, отвечая

на вопросы, предпринимая действия (если возможная ошибка в понимании источника не влечет за собой нарушение техники безопасности) или излагая полученную информацию.
Поиск информации тесно связан с ее первичной обработкой, которая приводит к созданию вторичного информационного источника учащимся (пометки, конспект, цитатник, коллаж и т.п.), поэтому уже в начальной школе дневник проектной деятельности может стать тем документом, в котором фиксируется полученная учеником информация, и, соответственно, объектом оценки. Вместе с тем, возможно, учитель рекомендует фиксировать информацию с помощью закладок, ксерокопирования, заполнения готовых форм, карточек и т.п. В таком случае эти объекты подвергаются оценке в ходе консультации.
4 балла: свидетельством того, что ученик получил сведения из каких-либо конкретных источников, может являться библиография, тематический каталог с разнообразными пометками учащегося, "закладки", выполненные в Internet Explorer, и т.п.

Оценка получения информации1 балл демонстрировать владение полученной информацией учащийся может, отвечая на вопросы, предпринимая действия (если возможная

Слайд 38Обработка информации
Объектом оценки является консультация, а основанием - наблюдение руководителя проекта.

Нарастание баллов связано с последовательным усложнением мыслительных операций и действий, а также самостоятельности учащихся. Первая линии критериев оценки связана с критическим осмыслением информации.

Обработка информации Объектом оценки является консультация, а основанием - наблюдение руководителя проекта. Нарастание баллов связано с последовательным

Слайд 39Оценка обработки информации
1 балл: ученик в ходе консультации воспроизводит полученную им

информацию.
2 балла: ученик выделяет те фрагменты полученной информации, которые оказались новыми для него, или задает вопросы на понимание.
3 балла: ученик называет несовпадения в предложенных учителем сведениях. Задача учителя состоит в том, что снабдить ученика такой информацией, при этом расхождения могут быть связаны с различными точками зрения по одному и тому же вопросу и т.п.
4 баллов: ученик "держит" рамку проекта, то есть постоянно работает с информацией с точки зрения целей и задач своего проекта, устанавливая при этом как очевидные связи, так и латентные.
5 баллов: ученик указывает на выходящие из общего ряда или противоречащие друг другу сведения, например, задает вопрос об этом учителю или сообщает ему об этом.
6 баллов: ученик привел объяснение, касающееся данных (сведений), выходящих из общего ряда, например, принадлежность авторов монографий к разным научным школам или необходимые условия протекания эксперимента.
7 баллов: ученик реализовал способ разрешения противоречия или проверки достоверности информации, предложенный учителем, или (8 баллов) такой способ выбран самостоятельно. Эти способы могут быть связаны как с совершением логических операций (например, сравнительный анализ), так и с экспериментальной проверкой (например, апробация предложенного способа).

Оценка обработки информации1 балл: ученик в ходе консультации воспроизводит полученную им информацию.2 балла: ученик выделяет те фрагменты

Слайд 40Выводы на основе полученной информации.
1 балл: сначала принципиально важным является умение

учащегося воспроизвести готовый вывод и аргументацию, заимствованные из изученного источника информации.
2 балла: о том, что вывод, заимствованный из источника информации, понят учеником, свидетельствует то, что он смог привести пример, подтверждающий вывод.
3 балла: ученик предлагает свою идею, основываясь на полученной информации. Под идеей подразумеваются любые предложения ученика, связанные с работой над проектом, а не научная идея.
4-5 баллов: ученик делает вывод (присоединился к выводу) на основе полученной информации и привел хотя бы один новый аргумент в его поддержку. В данном случае речь идет о субъективной новизне, то есть вполне вероятно, что приведенный учеником аргумент (для оценки в 5 баллов - несколько аргументов) известен в науке (культуре), но в изученном источнике информации не приведен.
6 баллов: ученик выстраивает совокупность аргументов (заимствованных из источника информации или приведенных самостоятельно), подтверждающих вывод в собственной логике, например, выстраивая свою собственную последовательность доказательства или доказывая от противного.
7 баллов: ученик сделал вывод на основе критического анализа разных точек зрения или сопоставления первичной информации (то есть самостоятельно полученных или необработанных результатов опросов, экспериментов и т.п.) и вторичной информации.
8 баллов: ученик подтвердил свой вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

Выводы на основе полученной информации. 1 балл: сначала принципиально важным является умение учащегося воспроизвести готовый вывод и

Слайд 41Коммуникация. Письменная презентация
1-2 балл: при работе учащихся над проектом задачей учителя

является экспертное удержание культурных норм, в частности, учитель должен предложить образец представления информации ученику, который должен соблюдать нормы оформления текста и вспомогательной графики, заданные образцом.
3-4 балла: нарастание балов связано с усложнением темы изложения, которая может включать несколько вопросов.
5 баллов: оценивается грамотное использование вспомогательных средств (графики, диаграммы, сноски, цитаты и т.п.).
6 баллов: ученик понимает цель письменной коммуникации и в соответствии с ней определяет жанр текста. Например, если цель - вовлечь в дискуссию, то соответствующий жанр - проблемная статья или чат на сайте.
7 баллов: ученик самостоятельно предлагает структуру текста, соответствующую избранному жанру. Например, он предваряет презентацию своего проекта раздачей зрителям специально разработанной рекламной продукции (листовки).
8 баллов: носитель информации и форма представления адекватны цели коммуникации. Например, если цель - привлечь внимание властных структур, то это официальное письмо, выполненное на стандартном бланке. Если же целью является обращение с предложением о сотрудничестве к зарубежным ровесникам, то это может быть электронное письмо, отправленное по e-mail, а если цель - продвижение своего товара, то баннер на посещаемом сайте.

Коммуникация. Письменная презентация 1-2 балл: при работе учащихся над проектом задачей учителя является экспертное удержание культурных норм,

Слайд 42Коммуникация. Устная презентация презентация
Объектом оценки является презентация проекта (публичное выступление учащегося),

основанием – результаты наблюдения руководителя проекта.

Коммуникация. Устная презентация презентация Объектом оценки является презентация проекта (публичное выступление учащегося), основанием – результаты наблюдения руководителя

Слайд 43Коммуникация. Устная презентация
Монологическая речь
Для всех уровней обязательным является соблюдение норм

русского языка в монологической речи.
1 балл: учащийся с помощью учителя заранее составляет текст своего выступления, во время презентации обращается к нему.
2 балла: ученик предварительно с помощью учителя составляет план выступления, которым пользуется в момент презентации.
3 балла: ученик самостоятельно готовит выступление.
4-8 баллов: форма публичного выступления предполагает, что ученик использует различные средства воздействия на аудиторию.
4 балла: в монологе ученик использует для выделения смысловых блоков своего выступления вербальные средства (например, обращение к аудитории) или паузы и интонирование.
5 баллов: ученик либо использовал жестикуляцию, либо подготовленные наглядные материалы, при этом инициатива использования их исходит от учителя - руководителя проекта.
6 баллов: ученик самостоятельно подготовил наглядные материалы для презентации или использовал невербальные средства.
7 баллов: ученик реализовал логические или риторические приемы, предложенные учителем, например, проведение аналогий, доказательства от противного, сведение к абсурду или риторические вопросы, восклицания, обращения.
8 баллов: ученик самостоятельно реализовал логические или риторические приемы.

Коммуникация. Устная презентация  Монологическая речьДля всех уровней обязательным является соблюдение норм русского языка в монологической речи.1

Слайд 44Коммуникация. Устная презентация
Ответы на вопросы
Во-первых, при оценке учитывается, на вопросы какого

типа ученик сумел ответить. Во время презентации проекта вопросы необходимого типа могут не прозвучать, тогда, чтобы не лишать учащегося как возможности продемонстрировать умение, так и соответствующего балла, учителю следует задать вопрос самому.
Во-вторых, учитывается содержание ответа и степень аргументированности.
1 балл: ученик в ответ на уточняющий вопрос повторяет фрагмент своего выступления, при этом он может обращаться за поиском ответа к подготовленному тексту.
2 балла: при ответе на уточняющий вопрос ученик приводит дополнительную информацию, полученную в ходе работы над проектом, но не прозвучавшую в выступлении.
3 балла: ученику задается вопрос на понимание, в ответе он либо раскрывает значение терминов, либо повторяет фрагмент выступления, в котором раскрываются причинно-следственные связи.
4 балла: при ответе на вопрос на понимание ученик дает объяснения или дополнительную информацию, не прозвучавшую в выступлении.
5-6 баллов: вопрос, заданный в развитие темы, нацелен на получение принципиально новой информации, поэтому для получения 5 баллов достаточно односложного ответа по существу вопроса, для 6 баллов требуется развернутый ответ по существу вопроса.
7 баллов: допускается, что при ответе на вопрос, заданный на дискредитацию его позиции, ученик может уточнить свое понимание вопроса, если это необходимо; при ответе он обращается к своему опыту или авторитету (мнению эксперта по данному вопросу и т.п.) или апеллирует к объективным данным (данным статистики, признанной теории и т.п.).
8 баллов: свое отношение к вопросу ученик может высказать как формально (например, поблагодарить за вопрос, прокомментировать его), так и содержательно (с какой позиций задан вопрос, с какой целью и т.п.), в любом случае, необходимо, чтобы при ответе ученик привел новые аргументы.

Коммуникация. Устная презентацияОтветы на вопросыВо-первых, при оценке учитывается, на вопросы какого типа ученик сумел ответить. Во время

Слайд 45Продуктивная коммуникация (работа в группе)
Объектом оценки является продуктивная коммуникация в группе,

основанием – результаты наблюдения руководителя проекта.
В проекте, в котором участвуют несколько учеников, групповая работа является основной формой работы. В случае, когда реализуются индивидуальные проекты учащихся, учителю необходимо специально организовать ситуацию группового взаимодействия авторов индивидуальных проектов. Это может быть, например, обсуждение презентаций проектов, которые будут происходить в одном месте и в одно и то же отведенное время. Тогда предметом обсуждения может быть порядок выступлений, распределение пространства для размещения наглядных материалов, способы организации обратной связи со зрителями и т.п.
Первая линия критериев оценки связана с умением соблюдать / выстраивать процедуру группового обсуждения.

Продуктивная коммуникация (работа в группе) Объектом оценки является продуктивная коммуникация в группе, основанием – результаты наблюдения руководителя

Слайд 46Продуктивная коммуникация (работа в группе)
1-2 балла: для I и II уровней

сформированности коммуникативных компетентностей необходимо, чтобы процедуру обсуждения устанавливал учитель. При этом на I уровне учитель выступает в роли организатора и координатора дискуссии, а на II ученики самостоятельно следуют установленной процедуре обсуждения.
3-4 балла: ученики самостоятельно договариваются об основных вопросах и правилах обсуждения. Однако для III уровня допустимо обращение к помощи учителя перед началом обсуждения.
5 баллов: ученики могут обобщить не только окончательные, но и промежуточные результаты обсуждения.
6 баллов: ученики могут зафиксировать полученные ответы и мнения как письменно, так и устно. По завершении обсуждения предлагаются дальнейшие шаги, план действий.
7 баллов: группы учащихся, работающих над проектом, или специально сформированные учителем группы могут быть зрелыми и достаточно самостоятельными. Однако во время работы любая группа испытывает затруднения и ход дискуссии приостанавливается или заходит в тупик. При этом возможны два варианта развития групповой работы. 7 баллов присуждаются вне зависимости от того, по какому из них пошла группа. Во-первых, для входа из ситуации, когда дискуссия зашла в тупик, могут использоваться разные способы, например, ученики изменяют организацию рабочего пространства в комнате - переставляют стулья, пересаживаются сами; жестко регламентируют оставшееся время работы; изменяют процедуру обсуждения и т.п. Во-вторых, групповое обсуждение может завершиться тем, что ученики резюмируют причины, по которым группа не смогла добиться результатов.

Продуктивная коммуникация (работа в группе) 1-2 балла: для I и II уровней сформированности коммуникативных компетентностей необходимо, чтобы

Слайд 47Содержанием коммуникации
1 балл: коммуникация предполагает, что ученики будут высказывать идеи, возникшие

непосредственно в ходе обсуждения, или свое отношение к идеям других членов группы, если к этому их стимулировал учитель.
2 балла: напомним, что ученики на II уровне самостоятельно работают в группе, учитель при этом не руководит дискуссией, все усилия и внимание учеников сосредоточены на соблюдении процедуры обсуждения. Поэтому допустимо, чтобы они заранее готовили идеи, которые будут вынесены на общее обсуждение.
3 балла: возможны 2 варианта самоопределения учащихся по отношению к содержанию коммуникации. Либо ученики предлагают свои собственные идеи и при этом разъясняют ее другим членам группы, либо высказывают свое отношение к идеям других членов группы и аргументируют его.
4 баллов: чтобы сформировать свою позицию по отношению к идеям других членов группы, ученики задают вопросы на уточнение или понимание идей друг друга.
5-6 баллов: ученики высказывают собственные идеи в связи с идеями, высказанными другими участниками, сопоставляют свои идеи с идеями других членов группы, развивают и уточняют идеи друг друга.
7-8 баллов: понимание высказанных в группе идей всеми участниками, преодоление тупиковых ситуаций в обсуждении обеспечивается процессами рефлексии, при этом ученики могут определять области совпадения и расхождения позиций, согласовывать критерии, давать сравнительную оценку предложений.

Содержанием коммуникации1 балл: коммуникация предполагает, что ученики будут высказывать идеи, возникшие непосредственно в ходе обсуждения, или свое

Слайд 48Заключение
Академик Остроградский писал: «Хороший учитель

рождает хороших учеников». Современный учитель
является важнейший фигурой в организации
педагогического процесса. От его профессиональной
пригодности, педагогического мастерства, творчества,
к готовности к инновационной деятельности зависит
эффективность педагогической системы. Научно-


исследовательская деятельность – это не дань моде, это попытка реформировать систему образования.
Как показали исследования зарубежных ученых, изменить систему образования сложно, но и оставить ею такой, как сейчас - нельзя. Поэтому решение проблемы находится в изменении педагогического сознания учителя, в обретении им современной методологической культуры, исследовательской позиции в обучении и воспитании. А на это и направлена научно-исследовательская деятельность.
Таким образом, владение учителем методикой организации научно-исследовательской деятельности учащихся и знание ее основных методов является основным элементом реформирования школьного образования
ЗаключениеАкадемик Остроградский писал: «Хороший учитель

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть