Слайд 1АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Анализ эффективности деятельности организации невозможен без учета показателей рентабельности.
Показатель, характеризующий доходность деятельности или, по-другому, экономическую эффективность – это и есть понятие рентабельности.
Данный параметр демонстрирует то, насколько эффективно в компании используются имеющиеся экономические, трудовые, денежные и природные ресурсы.
Слайд 2АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Для некоммерческих структур рентабельность и является основным показателем эффективность
работы, а в коммерческих подразделениях важны количественные характеристики, просчитанные с большей точностью.
Поэтому существует множество видов рентабельности: рентабельность производства, рентабельность продукции, рентабельность активов и т.д.
Ответить однозначно на вопрос как посчитать рентабельность невозможно, так как для каждого из видов существуют свои формулы.
Слайд 3АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Показатели рентабельности необходимы для осуществления финансового анализа деятельности, выявления
ее слабых сторон, планирования и проведения мер по увеличению эффективности производства.
Виды рентабельности разделяются на те, которые базируются на затратном подходе, подходе ресурсном или на подходе, характеризующим прибыльность продаж.
Различные виды расчета рентабельности преследуют собственные задачи и используют множество разных бухгалтерских показателей (чистую прибыль, себестоимость продукции, коммерческих или управленческих расходов, прибыль от реализации и т.д.).
Слайд 4Коэффициент рентабельности продаж.
КРП показывает долю ЧП (чистой прибыли) в общем объеме
продаж компании. Это главный показатель, который употребляется наиболее часто для отображения рентабельности предприятия.
Соответственно, показатель не должен быть отрицательным и соответствовать уровню инфляции на текущий момент. Как вариант, для предприятий в странах с высокоразвитой экономикой, КРП коррелируется в зависимости от отрасли.
Слайд 5Коэффициент рентабельности продаж.
ROS = NI/NS, где
ROS: Return on Sales – собственно
рентабельность продаж;
NI: Net Income – чистая прибыль в определенной валюте;
NS: Net Sales – выручка иил нетто продаж в целом.
Слайд 6Коэффициент рентабельности активов
Данный коэффициент показывает финансовую отдачу от использования активов
предприятия. Цель его использования – повышение его значения (но с учетом, конечно, ликвидности предприятия), то есть с помощью его финансовый аналитик может быстро проанализировать состав активов предприятия и оценить их в клад в генерацию общего дохода. Если какой-либо актив не дает вклада в доход предприятия, то он него целесообразно отказаться (продать, снять с баланса).
Слайд 7Коэффициент рентабельности активов
В западной литературе формула расчета рентабельности активов
(ROA, Return of assets) выглядит следующим образом:
где:
NI – Net Income (чистая прибыль);
TA – Total Assets (сумма активов).
Слайд 8рентабельность собственного капитала
В иностранных источниках коэффициент рентабельности собственного капитала обозначается как
ROE – Return On Equity (или Return on shareholders’ Equity), и показывает долю чистой прибыли в собственном капитале предприятия.
Как было сказано выше, данный показатель используется инвесторами и собственниками предприятия для оценки собственных инвестиций в него. Чем выше значение коэффициента, тем инвестиции более доходные. Если же рентабельность собственного капитала меньше нуля, то есть повод задуматься над целесообразностью и эффективностью инвестиций в предприятие в будущем. Как правило, значение коэффициента сравнивается с альтернативными вложениями средств в акции других предприятий, облигаций и, в крайнем случае, в банк.
Слайд 9рентабельность собственного капитала
Коэффициент рентабельности собственного капитала = Чистая прибыль/Собственный капитал*100
По системе
МСФО коэффициент имеет следующий вид:
Слайд 10ФОРМУЛА ДЮПОНА ДЛЯ РАСЧЕТА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ СОБСТВЕННОГО КАПИТАЛА
Для расчета коэффициента рентабельности собственного
капитала зачастую используется формула Дюпона. Она разбивает коэффициент на три части, анализ которых позволяет лучше понять, что в большей степени влияет на итоговый коэффициент. Другими словами это трехфакторный анализ коэффициента ROE. Формула Дюпона имеет следующий вид:
Коэффициент рентабельности собственного капитала (формула Дюпона) = (Чистая прибыль/Выручка) * (Выручка/Активы)* (Активы/Собственный капитал)
Слайд 11РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ СОБСТВЕННОГО КАПИТАЛА. НОРМАТИВ
В среднем значение ROE в США и Великобритании
равняется 10-12%. Для инфляционных экономик значение коэффициента выше. По данным международного рейтингового агентства S&P коэффициент рентабельности капитала российский предприятий составил 12% в 2010 году, прогноз на 2011 года был – 15%, на 2012 – 17%. Отечественными экономистами считается, что 20% — нормальное значение для рентабельности собственного капитала.
Слайд 12рентабельность предприятия
Итак, рентабельность предприятия это показатель, иллюстрирующий степень эффективности использования
предприятием в своей деятельности имущественных активов (оборотных и собственных средств). Главный смысл расчета рентабельности в том, чтобы показать, сколько прибыли получено предприятием на каждый тенге вложенный в его производственные фонды.
Слайд 13рентабельность предприятия
На уровень рентабельности компании влияет множество факторов: структура капитала,
его источники, структура и стоимость активов, степень вовлеченности производственных ресурсов в деятельность предприятия, стоимость оборотных средств, их источники, величина выручки от реализации, величина сложившихся за отчетный период затрат.
Слайд 14Формула расчета рентабельности предприятия
Рп = Б/ (среднее ОПФ + среднее ОА), где
Рп – рентабельность компании;
Б – балансовая прибыль за отчетный период;
среднее ОПФ – среднее значение стоимости основных производственных фондов компании за отчетный период;
среднее ОА – среднее значение стоимости оборотных активов за отчетный период.
Слайд 15Рентабельность основной деятельности
Рентабельность основной деятельности отражает, какое количество прибыли получает предприятие с
каждой денежной единицы, инвестируемой в производство и реализацию выпускаемой продукции.
Может быть рассчитана как по целому предприятию, так и по различным его подразделениям, а также по видам продукции
Слайд 16Рентабельность основной деятельности
Рентабельность основной деятельности способна позволить специалистам определить сильные и слабые
стороны деятельности предприятия еще в момент основания организации. Хозяйственная деятельность абсолютно любого предприятия обязана сопоставляться с экономическим принципом, который фактически определяется достижением наилучшего результата при наименьших издержках. Говоря иначе, эффективность хозяйственно-финансовых операций должна быть оценена с точки зрения эффективности превращения ресурсов в экономический результат.
Если доходы от реализации продукции в полной мере покрывают затраты обращения и образуют прибыль, достаточную для эффективной работы предприятия, то рентабельность основной деятельности находится в норме, а организация считается доходной.
Слайд 17Рентабельность основной деятельности
Определяется по формуле: R = (Пр/З)*100% где
R – рентабельность основной
деятельности;
Пр - прибыль, полученная предприятием от продаж продукции;
З – Затраты на производство и реализацию продукции.
Исходя из значения показателя рентабельности основной деятельности, различают следующие предприятия:
Низкорентабельное предприятие (R=1-5%);
Среднерентабельное предприятие (R=5-20%);
Высокорентабельное предприятие (R=20-30%);
Сверхрентабельное преприятие (R больше 30;).