Слайд 1СТРАТЕГИЯ ПОВЕДЕНИЯ
В КОНФЛИКТНЫХ
СИТУАЦИЯХ
Слайд 2По способу разрешения
на продуктивные (конструктивные)
и
непродуктивные (деструктивные).
Слайд 3Деструктивные конфликты
это конфликты, при которых разрушаются межличностные связи, резко снижается
эффективность работы, а решение проблемы становится невозможным.
Слайд 4Конструктивные конфликты
не выходят за рамки деловых отношений и предполагают п
я т ь с т р а т е г и й п о в е д е н и я :
соперничество
сотрудничество
компромисс
приспособление
избегание
Слайд 5Соперничество
это открытая борьба за свои интересы.
Данная стратегия используется тогда,
когда человек обладает
сильной волей, властью и достаточным авторитетом. Однако соперничество редко приносит долгосрочные результаты; тот, кто сегодня проиграл, впоследствии может отказаться от сотрудничества.
Поэтому эта стратегия не может быть использована в личных, близких отношениях.
Слайд 6Сотрудничество
это поиск решения, удовлетворяющего интересы двух сторон. Такая стратегия ведет
к успеху в делах и личной жизни, так как в процессе разрешения конфликта есть стремление к удовлетворению нужд всех.
Специалисты рекомендуют начать реализацию этой стратегии с фраз типа: «Я хочу справедливого исхода для нас обоих», «Давайте посмотрим, что можно сделать, чтобы получить то, что мы оба хотим» и т.п.
Доказано, что при выигрыше двух сторон обе стороны более склонны исполнять принятые решения. Сотрудничество предполагает умение (желание) сдерживать свои эмоции, объяснять свои решения (аргументировать требования) и выслушивать другую сторону. При сотрудничестве происходит приобретение совместного опыта работы и вырабатываются навыки слушания.
Слайд 7Компромисс
это урегулирование разногласий через взаимные уступки. Такая стратегия эффективна тогда,
когда обе стороны желают одного и того же, но точно знают, что одновременно их желания невыполнимы (например: желание занять одну и туже должность).
Как правило, компромисс позволяет хоть что-то получить, чем
все потерять, и дает возможность выработать временное решение, если на выработку другого нет времени.
Слайд 8Избегание
это стремление выйти из конфликта, не решая его, не настаивая
на своем, но и не уступая своего.
Данную стратегию рекомендуется использовать в случаях, когда одна из сторон чувствует, что не права, или считает, что нет серьезных оснований для продолжения контактов. Более того, уход или отсрочка позволяет предположить, что за это время ситуация может разрешиться сама собой или вы сможете ею заняться, когда будете обладать достаточной информацией или желанием разрешить ее.
Слайд 9Приспособление
это попытка сгладить противоречия, поступаясь своими интересами.
Если нужда
другого человека окажется более важной, чем ваша, а переживания — сильнее, то эта стратегия является единственной для разрешения конфликта.
Стратегия приспособления может применяться, если:
■ вас не особо волнует случившееся, а предмет разногласия для вас не важен;
■ вы осознаете, что правда на вашей стороне;
■ вы чувствуете, что ваши шансы на победу минимальны;
■ вы считаете, что лучше сохранить добрые отношения с
партнером, чем отстаивать собственную позицию.
Слайд 10Структурный метод
Этот метод предполагает:
1) разъяснение требований к работе, поскольку каждый
сотрудник должен знать об ожидаемом уровне результатов, о том, кто предоставляет и получает различную информацию, о своих полномочиях и ответственности и т.п.;
2) если конфликт возникает между двумя подразделениями, то целесообразно создание промежуточной службы, координирующей деятельность этих подразделений;
3) направление усилий всех участников на достижение общих целей;
4) создание системы вознаграждений: благодарность, премия, повышение по службе и т. п.
Слайд 11 ВОПРОСЫ
1. Раскройте сущность каждой стратегии поведения в продуктивном конфликте.
2. Какая
стратегия характерна для вас?
3. Охарактеризуйте структурный метод устранения конфликтов.