Презентация, доклад по логопедии на тему Ринолалия

Содержание

Термин «ринолалия» в переводе с греческого означает «речь с носовым оттенком». Является чаще следствием врожденных аномалий: расщелины верхней губы и неба. Их наличие тяжело отражается на здоровье, общем развитии и особенно на формировании речи ребенка. Такой

Слайд 1Понятие о ринолалии Причины . Классификация
ГГТУ
Психолого-педагогический факультет
Кафедра психологии и социальной педагогики

Выполнила: студентка

3 курса
Заочной формы обучения
По направлению подготовки
«Специальное (дефектологическое )образование
Кассина Анна Владимировна

Орехово-зуево , 2019 г.
Понятие о ринолалии Причины . КлассификацияГГТУПсихолого-педагогический факультетКафедра психологии и социальной педагогикиВыполнила: студентка 3 курсаЗаочной формы обученияПо направлению

Слайд 2Термин «ринолалия» в переводе с греческого означает «речь с носовым оттенком».

Является чаще следствием врожденных аномалий: расщелины верхней губы и неба. Их наличие тяжело отражается на здоровье, общем развитии и особенно на формировании речи ребенка. Такой ребенок с самого рождения овладевает речью в патологических условиях, и у него оказываются дефектными практически все звуки: согласные и гласные. Всегда имеются нарушения голоса: тембра, силы и высоты, а также грубые расстройства функции дыхания, звукообразования. Постепенно формируется своеобразное гортанно-глоточное артикулирование звуков.
Термин «ринолалия» в переводе с греческого означает «речь с носовым оттенком». Является чаще следствием врожденных аномалий: расщелины

Слайд 3Статистика
Среди всех пороков развития человеческого организма на первом месте по частоте

стоят аномалии конечностей, а на втором – аномалии зубов, челюстей и лица. По имеющимся данным, случаи несращения губы составляют от 20 до 33,3, а несращения неба – соответственно от 66,7 до 80 % всех врожденных дефектов челюстно-лицевой области. Принято считать, что на 500–10ОО рождений приходится один случай сочетанного несращения губы и неба либо только губы или неба, однако в некоторых районах нашей страны зарегистрирован более высокий показатель – 1:ЗОО.

Считается, что каждый 600-й ребенок рождается с повреждением лицевого скелета. Обычно такие пороки развития неблагоприятно действуют не только на детей, но и на родителей. Они страдают как в психологическом, так и в социальном плане. Их пугает состояние здоровья, дальнейшее развитие ребенка и отношение к нему окружающих.

Родители остро нуждаются в поддержке и помощи, в своевременных квалифицированных консультациях по поводу лечения и обучения детей. На разных этапах многоуровнего процесса реабилитации дети с расщелинами неба требуют большого внимания и участия специалистов различного профиля: ортодонта, челюстно-лицевого хирурга, логопеда, педиатра, оториноларинголога, психолога и социального работника. Родителей необходимо убедить в том, что физический недостаток устраним, реабилитация осуществляется комплексно и планомерно.
СтатистикаСреди всех пороков развития человеческого организма на первом месте по частоте стоят аномалии конечностей, а на втором

Слайд 4История изучения
Первые работы по ринолалии, обусловленной врожденными расщелинами верхней губы и

нёба, принадлежат врачам.
Русский хирург Н.И.Пирогов уже в 1844г. начал проводить операции по сшиванию мягкого нёба, а его ученик Н.Воронцовский в 1870 г. отмечал, что операция не приводит еще к нормальной речи, и указывал на необходимость специальных речевых упражнений после операции.
Ленинградский хирург проф. А.А.Лимберг проводил одно время операции на нёбе детям в 3-4-летнем возрасте, когда неправильное произношение еще недостаточно закрепилось, и это в некоторых случаях способствовало спонтанному правильному развитию речи. В дальнейшем он отказался от таких ранних сроков операций, и в настоящее время они производятся в более позднем возрасте к концу дошкольного периода, с тем чтобы ребенок мог пойти в школу с нормальной речью.
Большой вклад в изучение ринолалий и стимуляцию развития логотерапии внесли зарубежные специалисты.
История изученияПервые работы по ринолалии, обусловленной врожденными расщелинами верхней губы и нёба, принадлежат врачам.Русский хирург Н.И.Пирогов уже

Слайд 5Классификация ринолалии
Механизм развития ринолалии связан с нарушением взаимодействия носовой полости и

ротоглотки. В зависимости от особенностей этого нарушения принято выделять открытую и закрытую форму ринолалии. С учетом возможных причин (анатомических дефектов или нарушения функции речевого аппарата) каждая из форм может быть органической и функциональной.

Открытая ринолалия- характеризуется наличием постоянного открытого сообщения между носовой и ротовой полостью, что обусловливает свободное прохождение воздушной струи одновременно через нос и рот в процессе речи и возникновение носового резонанса при фонации.( наблюдается гиперназальный оттенок голоса (причина: укороченное мягкое небо, несформированный маленький язычок, расщелина неба, вялые мышцы)

Закрытая ринолалия- связана с наличием препятствия, преграждающего выход воздушной струи через нос. В зависимости от уровня расположении анатомического препятствия (полость носа или носоглотка) выделяют соответственно закрытую переднюю и закрытую заднюю ринолалию.(наблюдается гипоназальный оттенок голоса из-за причин таких как: разращение аденоидов, искривление перегородки, полипы, мышцы напряжены)
При сочетании непроходимости носа и недостаточности небно-глоточного кольца, говорят о смешанной ринолалии. В этом случае отмечается отсутствие носовых звуков и назальный оттенок голоса.



Классификация ринолалииМеханизм развития ринолалии связан с нарушением взаимодействия носовой полости и ротоглотки. В зависимости от особенностей этого

Слайд 6Открытая ринолалия
Врожденная открытая ринолалия встречается у детей с расщелинами мягкого и

твердого нёба ("волчьей пастью") расщеплением альвеолярного отростка верхней челюсти и верхней губы ("заячьей губой") укорочением мягкого нёба, раздвоением или отсутствием маленького язычка, скрытыми (субмукозными) расщелинами твердого нёба.
Причинами врожденных расщелин может служить заражение беременной на ранних сроках гриппом, краснухой, паротитом и др. инфекциями; контакт с ядохимикатами и другими вредными веществами, курение, употребление наркотиков и алкоголя во время беременности, стрессы, эндокринные нарушения у будущей мамы. Критическим периодом для формирования расщелин лица служит 7-8 неделя эмбриогенеза. Так же может быть гинетечиский фактор (15 из 100 наследственно.)
Приобретенная открытая органическая ринолалия возникает в результате рубцовых деформаций, травматической перфорации нёба, параличей и парезов мягкого нёба, обусловленных ранением или опухолевой компрессией языкоглоточного или блуждающего нервов.
Случаи открытой функциональной ринолалии встречаются после удаления аденоидов или при постдифтерийных парезах мягкого неба. При этом наблюдается недостаточный подъем мягкого неба и неполное нёбно-глоточное смыкание при фонации. При открытой ринолалии всегда воздух через носовую полость.
Открытая ринолалияВрожденная открытая ринолалия встречается у детей с расщелинами мягкого и твердого нёба (

Слайд 7Закрытая ринолалия- функциональная и органическая
Причинами закрытой органической ринолалии выступают различного рода

анатомические изменения в носовой полости или носоглотке. Передняя закрытая ринолалия может быть связана с наличием искривления носовой перегородки, гипертрофии слизистой, опухолей носовой полости. Задняя закрытая ринолалия вызывается аденоидами, полипами, фибромами носоглотки, ростом непарной глоточной миндалины и т. д.

Закрытая функциональная ринолалия возникает при гипертонусе мягкого неба, препятствующем выходу воздушной струи через нос. Данное состояние может развиваться вследствие аденоидэктомии (удаление), неврологических нарушений, а также на фоне копирования гнусавой речи окружающих.
Закрытая ринолалия- функциональная и органическаяПричинами закрытой органической ринолалии выступают различного рода анатомические изменения в носовой полости или

Слайд 8Виды врожденных расщелин губы, твердого и мягкого неба.
Расщелины губ. Следует различать

частичную и полную расщелину губы.

Частичной расщелиной считается такая, при которой несращение произошло только в крае губы, т. е. дефект не доходит до нижнего носового отверстия. Полной расщелина считается в том случае, когда она захватывает нижний отдел носового отверстия и нередко передний край дна носового хода. Расщелины могут быть односторонними и двусторонними.

Расщелины неба. Форма и величина расщелин неба чрезвычайно разнообразны Различие их состоит в размере (протяженности) и расположении.

Различают сквозные и изолированные расщелины неба.

Сквозные расщелины бывают двусторонними и односторонними. Сквозные расщелины характеризуются тем, что несращение по средней линии верхней челюсти проходит сквозь губы, альвеолярный отросток, твердое и мягкое небо. Если эта расщелина проходит по обе стороны межчелюстной кости и ни с одной стороны не произошло срастание неба с сошником и носовой перегородкой, то такую расщелину называют сквозной двусторонней. Если одна из сторон срослась с сошником и носовой перегородкой, то такую расщелину называют сквозной односторонней (правосторонней или левосторонней).
Виды врожденных расщелин губы, твердого и мягкого неба.Расщелины губ. Следует различать частичную и полную расщелину губы.Частичной расщелиной

Слайд 9Изолированные расщелины делятся на полные, неполные и подслизистые. Несквозные полные расщелины

характеризуются тем, что несрастание доходит до области резцового отверстия. Обычно расщелины эти очень широкие. При этом наблюдается недоразвитие сошника и носовой перегородки: ткани мягкого неба недостаточно развиты, зев очень широкий. Для хирургического вмешательства полная несквозная расщелина — одна из самых сложных форм. Несквозные полные расщелины могут быть правосторонними или левосторонними.

Несквозные неполные расщелины могут быть по величине близкими к полным, а иногда величина их бывает незначительной. Возможно только несращение увули (uvula). В большинстве случаев при этом одновременно имеется подслизистая расщелина твердого неба, причем горизонтальные пластинки небных костей в средней части тоже недоразвиты. Пластинки, срастаясь в переднем отделе ротовой полости, при удалении от резцов кзади начинают расходиться в стороны, образуя треугольное отверстие в кости небного свода с вершиной к верхним передним резцам.

При таком недоразвитии в пластинках небных костей, сочетающемся с недоразвитием мышечных систем мягкого неба, но при достаточном развитии слизистых оболочек и образуются скрытые (субмукозные) расщелины неба.

Каждая расщелина, даже субмукозная, приводит к укорочению заднего края скелета твердого неба, вследствие чего все мягкое небо перемещается вперед. Таким образом, все небо укорачивается, поперечное расстояние между мягким небом и задней стенкой глотки увеличивается
Изолированные расщелины делятся на полные, неполные и подслизистые. Несквозные полные расщелины характеризуются тем, что несрастание доходит до

Слайд 10Структура дефекта при ринолалии. Характеристика первичных нарушений.
При врожденных расщелинах анатомические изменения

отличаются только в верхнем отделе периферического конца речедвигательного анализатора (наличие самой расщелины, недоразвитие мышечного комплекса неба, изменения в строении челюсти и зубных рядов). Однако эти изменения приводят к стойким функциональным дефектам во всех трех отделах речевого аппарата и в связи с этим — к своеобразному механизму произношения звуков.

1)Нарушение дыхания с самого рождения (При врожденной расщелине неба физиологическое дыхание чаще всего оказывается поверхностным - грудным или ключичным, когда во время вдоха напрягаются грудные мышцы, в движение приходят ключицы и грудная клетка, а диафрагмальные мышцы не принимают необходимого участия в процессе речеобразования. Нарушается соотношение между вдохом и выдохом. Жизненная емкость легких понижается, отстает в развитии грудная клетка. Страдает направленность и плавность выдоха (при попытке подуть ребенок с шумом дует носом).

2)Нарушение питания (сосания, глотания) с самого рождения (Наличие врожденных расщелин неба ставит ребенка в неблагоприятные условия для его физического развития. Чем обширнее дефект, тем большие нарушения претерпевает детский организм в период своего развития. Отмечается отставание в физическом развитии ребенка с врожденной небной патологией с самого рождения)

3)Предрасположенность к заболеваниям ЛОР-органов, физическое снижение слуха
Структура дефекта при ринолалии.  Характеристика первичных нарушений.При врожденных расщелинах анатомические изменения отличаются только в верхнем отделе

Слайд 114)Дефектное произношение артикулем( нарушение артикуляционной моторики)- ослабление развития всей лицевой мускулатуры,

аномалии в строении и подвижности губ, своеобразное расположение языка в полости рта, чрезмерное поднятие корня языка, его гипертрофия, истонченный вялый кончик языка, не принимающий участия в звукообразовании, нарушение оральной чувствительности ротовой полости, менее широкое открывание рта при произнесении звуков, расстройство работы мышц, осуществляющих движение мягкого неба. Мягкое небо пассивно, малоподвижно и не выполняет своей функции разделения ротовой и носовой полости.

Характерным является нарушение взаимосвязи артикуляторных и мимических мышц, что выражается в патологической активности лицевой мускулатуры в процессе артикуляции. Основную компенсаторную нагрузку в связи с недостаточным функционированием небно-глоточного затвора берут на себя мимические мышцы.

5) Неврологические нарушения- разнообразная рассеянная неврологическая микросимптоматика: головные боли, снижение памяти, нарушение сна, нарушения глубокой чувствительности, слабо выраженные гемипарезы преимущественно органов речевого аппарата и отделов правой руки, оральная и артикуляторная апраксия, нарушение мелкой моторики, общемоторная неловкость (недостаточность координации, точности движений и т.п.), повышенная возбудимость, гиперактивность, гиперкинетический, гипердинамический синдромы, повышение сухожильных рефлексов, нервные тики, не резко выраженные вегетативные нарушения, депрессивные типы настроения, страхи, плаксивость, снижение мотивации. Большинство детей не имеют грубой органической симптоматики, но у них отмечается лабильность настроения, слабость активного торможения.

6) Нарушения зубо-челюстной системы- сужение верхней челюсти, недоразвитие альвеолярных отростков, изменение твердого неба, деформация верхних резцов, изменение наклона нижних резцов, изменение соотношения базиса челюстей. От 80 до 90% детей с челюстно-лицевой патологией имеют аномалии зубного ряда. Укорочение заднего края скелета твердого неба, увеличение поперечного расстояния между мягким небом и задней стенкой глотки.

7) Голосовые нарушения и акустико-артикуляционные особенности звукопроизношения- Голос слабый, истощаемый, тихий, приглушенный, с выраженным носовым оттенком (назализация), снижена разборчивость речи. Характерным является зажатое, сдавленное звучание, иногда сиплое и хриплое. Тусклый звук голоса обедняет естественные интонации, мелодику речи. Это создает затруднения при общении со сверстниками и взрослыми.
4)Дефектное произношение артикулем( нарушение артикуляционной моторики)- ослабление развития всей лицевой мускулатуры, аномалии в строении и подвижности губ,

Слайд 12Характеристика вторичных нарушений.
1) Невозможность осуществления полноценного вдоха и выдоха приводит к

нарушению фонационного дыхания(Специфические особенности фонационного, или речевого, дыхания обусловлены также нарушением взаимодействия между артикуляционными и дыхательными мышцами)

2) Из-за первичного Нарушения питания (сосания, глотания) с самого рождения, вторичными нарушениями являются: Отмечается отставание в физическом развитии ребенка с врожденной небной патологией с самого рождения (позднее начинают держать голову, сидеть, ходить, позднее появляются первые молочные зубы, отмечается дефицит массы тела и роста).

Неполноценность и ослабленность физического развития резко ослабляют жизненные силы ребенка, иммунитет. Отмечается повышенный уровень заболеваемости. Дети с врожденными пороками развития челюстно-лицевой области страдают разнообразной сопутствующей патологией (пороки сердца, заболевания почек, нарушения иммунной системы, болезни легких, патология ЦНС, патология внутренних органов, инфекционные заболевания, рахит, анемия).

Соматическое состояние детей с врожденными расщелинами губы и неба усугубляется необходимостью неоднократного оперативного вмешательства. Лечение начинается с первых часов жизни ребенка и нередко заканчивается к 16-18 годам. Повторное использование наркоза и влияние операционной травмы при коррекции врожденной расщелины является дополнительной стрессовой ситуацией.
Характеристика вторичных нарушений.1) Невозможность осуществления полноценного вдоха и выдоха приводит к нарушению фонационного дыхания(Специфические особенности фонационного, или

Слайд 133) Снижение слуха- первичное - Предрасположенность к заболеваниям ЛОР-органов приводит к

вторичным нарушениям (Переход воспалительного процесса со слизистой оболочки носа и глотки на слизистую евстахиевых труб приводит к воспалению среднего уха, что в свою очередь является причиной стойкого снижения слуха)

4) Нарушение фонематического слуха и фонематического восприятия

Дефектное произношение артикулем приводит к вторичным нарушениям. Сами дети с ринолалией воспринимают свою речь как фонетически правильную, не слышат дефекты своей речи. Таким образом, отклонения в фонематическом восприятии у детей с ринолалией бывают вызваны недостаточным артикуляционным опытом, а также недостаточностью физического слуха. Нарушен фонематический слух.

5) Общее недоразвитие речи (Словарь детей недостаточно точен по употреблению, с преобладанием слов, обозначающих конкретные предметы. В спонтанной речи преобладают существительные и глаголы, дети мало пользуются прилагательными, наречиями, причастиями и деепричастиями. Страдает словообразование, затруднен подбор однокоренных слов.

Наблюдаются ошибки грамматического оформления речи: неправильное согласование слов в роде, числе и падеже, ошибки в использовании предлогов, в употреблении падежных форм множественного числа, неправильное построение предложений)

6) Дисграфия и дислексия (Вторично обусловленные особенности восприятия речевых звуков являются основным препятствием к овладению правильным письмом)

7) Задержка психического развития (Динамическое наблюдение выявило детей с различным уровнем развития памяти, внимания, мышления, восприятия. Наиболее характерным оказалось наличие дефицита внимания. Есть основания считать, что нередко задержка психического развития носит временный характер и успешно устраняется в адекватных дефекту условиях обучения и воспитания)
3) Снижение слуха- первичное - Предрасположенность к заболеваниям ЛОР-органов приводит к вторичным нарушениям (Переход воспалительного процесса со

Слайд 14Диагностика ринолалии
Обследование детей и взрослых с ринолалией многопланово и проводится различными

специалистами: отоларингологом, челюстно-лицевым хирургом, ортодонтом, неврологом, фониатром, логопедом, дефектологом, психологом. Наиболее важными инструментальными исследованиями, позволяющими выявить причины ринолалии, служат рентгенография носоглотки, риноскопия, фарингоскопия, электромиография и др.

При логопедическом обследовании больного с ринолалией основное внимание уделяется оценке строения и подвижности артикуляционного аппарата, физиологического и фонационного дыхания, нарушений голоса. Для выявления открытой ринолалии используется проба Гутцмана – произнесение гласных [а] и [и] с попеременным закрытием и открытием носовых ходов. При зажатых ноздрях звуки заглушаются, одновременно логопед ощущает пальцами сильную вибрацию крыльев носа. Затем исследуется звукопроизношение всех гласных и согласных звуков, просодическая сторона речи, фонематические процессы, состояние лексики и грамматики; у школьников – состояние чтения и письма.

На основании медицинской диагностики и обследования устной речи намечается план лечебной и коррекционно-педагогической работы при ринолалии.
Диагностика ринолалииОбследование детей и взрослых с ринолалией многопланово и проводится различными специалистами: отоларингологом, челюстно-лицевым хирургом, ортодонтом, неврологом,

Слайд 17Коррекция ринолалии
При органических формах ринолалии требуется устранение анатомических дефектов: изготовление глоточного

обтуратора, хирургическая коррекция деформаций лица (уранопластика, велофарингопластика, хейлопластика), аденотомия, полипотомия носа, септопластика, удаление новообразований глотки и пр. Главная роль в лечении функциональной ринолалии принадлежит физиотерапии и психотерапии. Медицинское воздействие дополняется дифференцированной логопедической работой. Особенности коррекционного процесса рассмотрим на примере ринолалии при нёбных расщелинах.

Логопедические занятия по коррекции открытой органической ринолалии проводят в до- и послеоперационной периоде. До операции проводится артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, логопедический массаж (пальцевой массаж фрагментов твердого нёба и вибрационный массаж мягкого нёба). На этом этапе необходимо работать над постановкой и автоматизацией доступных звуков (при сохранении их назального оттенка), развивать силу и гибкость голоса, расширять словарь ребенка, воспитывать слуховое внимание и фонематический слух и т. д.

Целью послеоперационной работы по коррекции ринолалии служит закрепление достигнутых навыков в новых анатомических условиях. С этой целью проводится массаж послеоперационных рубцов нёба, развитие полноценного нёбно-глоточного смыкания, выработка дифференцированного ротового и носового выдоха, коррекция звукопроизношения, устранение назального оттенка голоса, ликвидация пробелов в лексико-грамматическом строе и фразовой речи.
Коррекция ринолалииПри органических формах ринолалии требуется устранение анатомических дефектов: изготовление глоточного обтуратора, хирургическая коррекция деформаций лица (уранопластика,

Слайд 18Прогноз и профилактика ринолалии
Функциональная ринолалия, как правило, имеет благоприятный прогноз и

устраняется с помощью фониатрических упражнений и логопедических занятий. Эффективность преодоления органической ринолалии во многом определяется результатами хирургического лечения, сроками начала и полнотой логопедической работы.

Профилактика ринолалии заключается в предупреждении возникновения и своевременном устранении анатомических дефектов и функциональных расстройств речевого аппарата.
Прогноз и профилактика ринолалииФункциональная ринолалия, как правило, имеет благоприятный прогноз и устраняется с помощью фониатрических упражнений и

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть