Презентация, доклад Народные (якутские песни

Презентация Народные (якутские песни, предмет презентации: Разное. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 18 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях!

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Текст слайда:

Народные (якутские) песни.


Песня – душа народа.


Слайд 2
Текст слайда:

Песни народные якутские — по тематическому содержанию разнообразны. Воспевание родной природы — один из распространенных видов народной песни. Они обычно исполняются напевом дьиэрэтии (кылысах). В песнях о природе преобладают описательные импровизации о растительном и животном мире. Красота летнего расцвета трав и деревьев раскрывается чаще всего сравнениями с животным миром. Некоторые песни, например, о жаворонке и стерхе, исполняются напевом дэгэрэҥ. Из домашних животных наиболее воспевается лошадь, которая будто сотворена божествами Верхнего мира и послана на Землю, чтобы стать другом человека. Широко известны песни-импровизации о родных местах, о Лене — реке, о ленском острове Кыыллаах арыы. Другой цикл песен состоит из песен о временах года, о природных явлениях.


Слайд 3
Текст слайда:

.

Бытуют песни о труде и быте, которые связаны с календарными обрядами наступления лета, переходом на летний образ жизни, заготовкой кормов, наступлением осеннего времени и началом охотничьего сезона. Особое развитие получило песенное сопровождение праздника ыһыах: алгысы-благопожелания и умилоствительные моления, посвященные божествам айыы и духам-хозяевам иччи, песня круговых танцев юнгкю тыла.


Слайд 4
Текст слайда:

У саха распространены также песни-тойуки, представляющие собою аллегорические поэмы о судьбе, в которых воспевалась домашняя утварь. Так, в тойуке «Чабычах ырыата» («Песня про берестяную посуду») описывается «жизнь» чабычаха: как была содрана береста с цветущей березы, как была сделана искусной рукой мастерицы прекрасная посуда, в которой хранили самую вкусную пищу, как ухаживали и холили её, а потом, когда она стала с годами старой, забросили её в мусор и сожгли на костре.
Такова и «Песня о венике», но звучит она печальнее и трагически. В середине XIX в. возник новый жанр-новеллистические поэмы-тойуки о приключениях зарождающихся новых типах людей-предпринимателях, торговцах.
Таким образом, тематика песен показывает, что в песенном творчестве якутов отражалась их жизнь с древнейших времен и до наших дней во всех её проявлениях со всеми житейскими мелочами быта.


Слайд 5
Текст слайда:

Певцы народные — исполнители песен и создатели импровизаций. Искусство народного певца состоит в том, чтобы исполнить песню напевом «дьиэрэтии» и импровизировать на избранную тему в народной песенной традиционной манере. Певцы обладали особым талантом голоса кылыһах и поэтической памятью, способностью импровизации. Певцы всегда пользовались уважением и почетом сородичей, часто приглашались на торжества и праздники. Многие олонхосуты были хорошими певцами.

«Сядет якут на коня - певец, сядет у огня – философ».


Слайд 6
Текст слайда:

Поэтические импровизации — поэтические импровизации, сопровождающие хороводный якутский танец осуохай. Они, объединяясь общностью поэтической системы, бытового назначения, форм исполнения и музыкального строя, представляют собой особый жанр якутской фольклорной поэзии. Их можно условно называть «хороводные песни». Они возникли в глубокой древности, отделившись от алгысов. Богатство тем и мотивов хороводных песен неисчерпаемо и бесконечно так же, как олонҥхо, с тем различием, что этот жанр вечно молодой, развивающийся, идущий в ногу с жизнью. Особенности данного жанра связаны с его назначением, которое заключается в выражении всеобщего ликования, радости собравшихся людей, в эмоциональном воздействии на публику силой художественного слова, украшенной и усиленной красотой и мелодичностью голоса, музыкальностью и ритмичностью танца.


Слайд 7
Текст слайда:

Тойук — протяжная песня на манер дьээ-буо. В музыкальном фольклоре якутского народа тойук занимает центральное место, представляя собой самобытную национальную особенность якутского пения. Тойуком исполняются алгысы, бытовые, торжественные, любовные песни, арии основных персонажей олонхо.
Поскольку тойуком поются свободные импровизации, выражающие радость, торжество, горе, печаль, страх, веселье и другие душевные порывы человека, его мелодии, ритмика богаты и разнообразны. Особенно в олонхо, являющемся народной оперой, тойук приобрел свои специфические особенности и средства, создающие образы целой серии героев в олонхо.


Слайд 8
Текст слайда:

Якутский тойук — это уникальный и сложный вид пения. Его особенности не вмещаются в современной, широко бытующей в мире нотной системе, что мешает его распространению в музыкальной жизни других народов. Однако исполнение тойука якутскими народными певцами кажется весьма интересным и очень нравится представителям народов высокой музыкальной культуры, особенно Западной Европы и Востока.
Якутский тойук по стилю исполнения делится на два направления — вилюйское и «якутское», т.е. распространенное в заречных улусах р.Лены. При вилюйском пении голос и его украшение кылыһах резонируются в основном в ротовой полости, а при «якутском» — в основном, носовой полости. Различение разновидностей тойука по артикуляционной базе их исполнения более верно, чем деление их по территориям былого первоначального распространения. Вилюйское пение рождено оһуокаем. Его породила необходимость петь громко, как в опере, на лоне природы, в кругу хоровода из сотен человек.


Слайд 9
Текст слайда:

«Якутская» манера исполнения тойука порождена пением в камерных условиях, в доме, на сцене или при исполнении олонхо в семейном кругу.
Специфическими разновидностями тойука являются шаманские напевы и протяжное пение при начальном этапе хоровода опуская.
Шаманские напевы возникли на основе отрицательного магического воздействия человеческого голоса, особенно на использовании воздействия душераздирающих мелодий, вызывающих холод и дрожь по всему телу человека и приводящих слушателя в иное психическое состояние.
Тойук в начале хоровода возник в такт ритуальных поклонов и в ритме торжественной поступи всего хоровода оһуокая. Он, вероятно, самый древний вид тойука, благодаря освобождению его от мерных ритмических танцевальных движений и импровизаторской манере исполнения возникли другие виды тойука.


Слайд 10
Текст слайда:

Кылыһах — особая окраска якутского голоса, применяемая как специфическое украшение тойука и пения. Его трудно конкретно представить и объяснить словами. Поэтому тойуксуты, соединяя звонкий согласный Һ с задними гласными, особенно с у, о, а, образуют слоги һу, һо, һа и выведение кылысаха начинают с частого произнесения этих слогов с некоторым придыханием.


Слайд 11
Текст слайда:

Знаменитыми народными певцами – выходцами из народа, самородками были С.А.Зверев и Х.Т. Максимов.
- Популярный в Республике певец и сказитель С.А.Зверев создал много песен, сказаний и поэм. Он воспевал в своих импровизациях родную природу, жизнь и быт народа. С.А.Зверев не раз выступал со сцен Москвы на разных показах якутского искусства.

- Таким же известным певцом был Х.Т.Максимов – артист театра, эстрадный артист – исполнитель песен, самодеятельный композитор. Он сочинил около 400 мелодий якутских песен.


Слайд 12
Текст слайда:

Сергей Зверев – «Кыыл Уола»

Певец и сказитель


Слайд 13
Текст слайда:

Христофор Максимов

Известный певец – артист театра, эстрадный артист – исполнитель песен, самодеятельный композитор


Слайд 14
Текст слайда:

Песня – ырыа тыкпыт - засияло
Күммүт- наше солнышко ыспыт - расплескало
Сылаас – тёплый түспүт - настала
Итии – куйаас – жара кэлбит – пришло.

Словарная работа:


Слайд 15
Текст слайда:

Сайын. Лето.
Слова и музыка народные.
Һыттыа-һыттыа, сырдык күммүт
Һыттыа-һыттыа, күммүт тыкпыт
Һыттыа-һыттыа, сылаас уотун
Һыттыа-һыттыа, уотун ыспыт
Һыттыа-һыттыа, итии-куйаас
Һыттыа-һыттыа, куйаас түспүт
Һыттыа-һыттыа, илгэ сайын
Һыттыа-һыттыа, сайын кэлбит.


Слайд 16
Текст слайда:

Һыттыа-һыттыа, чыычаах кэлбит
Һыттыа-һыттыа, чыычаах туойбут
Һыттыа-һыттыа, тойугунан
Һыттыа-һыттыа, толоон туолбут
Һыттыа-һыттыа, итии-куйаас
Һыттыа-һыттыа, куйаас түспүт
Һыттыа-һыттыа, илгэ сайын
Һыттыа-һыттыа, сайын кэлбит. (Повтор 1 куплета)


Слайд 17
Текст слайда:

- В песне поётся о лете, о том, что солнце расплескало жаркие лучи, что наступило лето.
В народной песне слова всегда несколько раз повторяются. По таким повторам можно определить, что эта песня именно народная.


Слайд 18
Текст слайда:

Спасибо за внимание!


Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть