Слайд 1Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области Петровский агропромышленный лицей
УСТРОЙСТВО И
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ
УСТРОЙСТВО СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ
Слайд 2Система питания двигателя автомобиля
предназначена для подачи, очистки и хранения
топлива, очистки
воздуха, изготовления горючей
смеси и пуска ее в цилиндры двигателя. Качество и
объем этой смеси при различных рабочих режимах
мотора должно быть разным, что также находится
в компетенции системы питания двигателя.
Система питания выполняет функции:
подачи топлива, его очистки и хранения;
очистки воздуха;
приготовления специальной горючей смеси;
подачи смеси в цилиндры ДВС.
Слайд 3Классическая система питания автомобиля состоит из
следующих структурных элементов:
- топливного бака,
предназначенного для хранения
горючего;
- топливного насоса, выполняющего функции создания
давления в системе и принудительной подачи топлива;
- топливопроводов – специальных металлических
трубок и резиновых шлангов для транспортировки
горючего из топливного бака к ДВС (а излишков топлива –
в обратном направлении);
- фильтра (или фильтров) очистки топлива;
- воздушного фильтра (для очистки воздуха от примесей);
устройства приготовления топливно-воздушной смеси.
Слайд 4Система питания имеет достаточно простой
принцип работы: под воздействием специального
топливного
насоса горючее из бака,
предварительно пройдя процедуру очистки
топливным фильтром, по топливопроводам
подается к устройству, предназначенному для
приготовления топливно-воздушной смеси. И уже
затем смесь подается в цилиндры двигателя.
Слайд 5ВАРИАНТЫ СИСТЕМЫ ПИТАНИЯ
Основными видами горючего для ДВС являются бензин и
дизельное
топливо («солярка»). Газ (метан) так же относится
к видам современного топлива, но, несмотря на широкую
применяемость, пока не получил актуальности.
Вид топлива является одним из критериев классификации
систем питания ДВС.
В этой связи выделяют силовые агрегаты:
бензиновые;
дизельные;
основанные на газообразном топливе.
Но наиболее признанной среди специалистов является типология
систем питания двигателя по способу подачи топлива и
приготовления топливно-воздушной смеси. Следуя данному
принципу классификации, различаются, во-первых, система
питания карбюраторного двигателя, во-вторых, система питания
с впрыском топлива (или инжекторного двигателя).
Слайд 6КАРБЮРАТОР
Карбюраторная система основана на действии
технически сложного устройства – карбюратора.
Карбюратор – это
прибор, осуществляющий
приготовление смеси топлива и воздуха в
необходимых пропорциях. Несмотря на разнообразие
видов, в автомобильной практике наибольшее
применение получил поплавковый всасывающий
карбюратор, принципиальная схема которого
включает:
поплавковую камеру и поплавок;
распылитель, диффузор и смесительную камеру;
воздушную и дроссельную заслонки;
топливные и воздушные каналы с соответствующими жиклерами.
Слайд 7Подготовка топливно-воздушной смеси в карбюраторе
осуществляется по пассивной схеме. Движение
поршня
в такте впуска (первом такте) создает в цилиндре
разряженное пространство, в которое и устремляется
воздух, проходя через воздушный фильтр и сквозь
карбюратор. Именно здесь и происходит формирование
горючей смеси: в смесительной камере, в диффузоре
топливо, вырывающееся из распылителя, дробится
воздушным потоком и смешивается с ним. Наконец, через
впускной коллектор и впускные клапаны горючая смесь
подается в конкретный цилиндр двигателя, где в
необходимый момент и воспламеняется искрой от свечи
зажигания.
Таким образом, система питания карбюраторного двигателя
представляет собой преимущественно механический способ
приготовления топливно-воздушной смеси.
Слайд 9ВПРЫСК ТОПЛИВА
Эпоха карбюратора сменяется эпохой инжекторного
двигателя, система питания которого основана
на впрыске
топлива. Ее основными элементами являются:
электрический топливный насос (расположенный, как
правило, в топливном баке), форсунки (или форсунка), блок
управления ДВС (так называемые «мозги»).
Принцип работы указанной системы питания сводится к
распылению топлива через форсунки под давлением,
создаваемым топливным насосом. Качество смеси
варьируется в зависимости от режима работы двигателя и
контролируется блоком управления.
Важным компонентом такой системы является форсунка.
Типология инжекторных двигателей основывается именно
на количестве используемых форсунок и места их
расположения.
Слайд 11Так, специалисты склонны выделять следующие
варианты инжектора:
с распределенным впрыском;
с центральным впрыском.
Система
распределенного впрыска предполагает
использование форсунок по количеству цилиндров
двигателя, где каждый цилиндр обслуживает
собственная форсунка, участвующая в подготовке
горючей смеси. Система центрального впрыска
располагает только одной форсункой на все
цилиндры, расположенной в коллекторе.
Слайд 12ДИЗЕЛЬНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ
Как бы особняком стоит принцип действия, на
котором основывается система
питания дизельного
двигателя. Здесь топливо впрыскивается
непосредственно в цилиндры в распыленном виде,
где и происходит процесс смесеобразования
(смешивания с воздухом) с последующим
воспламенением от сжатия горючей смеси поршнем.
В зависимости от способа впрыска топлива,
дизельный силовой агрегат представлен тремя
основными вариантами:
с непосредственным впрыском;
с вихрекамерным впрыском;
с предкамерным впрыском.
Слайд 13Вихрекамерный и предкамерный варианты
предполагают впрыск топлива в специальную
предварительную камеру
цилиндра, где оно
частично воспламеняется, а затем перемещается в
основную камеру или собственно цилиндр. Здесь
горючее, смешиваясь с воздухом, окончательно
сгорает. Непосредственный же впрыск
предполагает доставку топлива сразу же в камеру
сгорания с последующим его смешиванием с
воздухом и т.д.
Слайд 14Еще одна особенность, которой отличается
система питания дизельного двигателя,
заключается в
принципе возгорания горючей
смеси. Это происходит не от свечи зажигания (как у
бензинового двигателя), а от давления,
создаваемого поршнем цилиндра, то есть путем
самовоспламенения. Иными словами, в этом случае
нет необходимости применять свечи зажигания.
Однако холодный двигатель не сможет обеспечить
должный уровень температуры, требуемый для
воспламенения смеси. И использованием свечей
накаливания позволит осуществить необходимый
подогрев камер сгорания.