Слайд 1ГРУППОВАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Умение учиться – это
новообразование, которое, в первую очередь, связано с освоением формы учебного сотрудничества
Г.А. Цукерман
пп
Выполнил:
учитель начальных классов МБОУ СОШ№1 р.п. Хор
Днепровская Л.Н.
Слайд 2ПРОБЛЕМА
В последнее время
отмечается низкий уровень коммуникативной компетентности детей. В связи с этим новая система образования в условиях ФГОС ставит задачу: воспитание умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразию точек зрения и мнений, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему. Все проблемы в развитии коммуникативных способностей ребёнка ярко свидетельствуют о необходимости обучению детей работе в группе.
Слайд 3ЦЕЛЬ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ:
активное включение
каждого ученика
в процесс усвоения
учебного материала
Слайд 4ЗАДАЧИ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ:
активизация познавательной деятельности
развитие навыков самостоятельной учебной
деятельности
развитие умений успешного общения
совершенствование межличностных
отношений в классе
Слайд 5НЕОБХОДИМОСТЬ НОВОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ
Групповое обучение приносит новизну в организацию
традиционного процесса, способствует развитию социально значимых отношений между учителем и группой учащихся, учащихся между собой. Именно в группе происходит обучение рефлексии, то есть умению смотреть на себя, на свою деятельность со стороны, понимать, что ты делаешь, зачем и почему ты делаешь и говоришь то или иное, и оценивать свои действия.
Слайд 6 АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
Групповая форма деятельности является актуальной и перспективной, т.к современное
образование требует сохранить психическое и физическое здоровье детей, поддержать их инициативность, самостоятельность, сберечь ту оптимистическую самооценку, с которой ребенок приходит в школу, сформировать у него навыки сотрудничества, общения, научить делать самостоятельный выбор.
Слайд 7
ГРУППОВАЯ И ПАРНАЯ РАБОТА ФОРМИРУЕТ УУД:
Коммуникативные:
-допускать возможность существования у людей
различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
-задавать вопросы;
- контролировать действия партнёра;
-использовать речь для регуляции своего действия;
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Личностные - участвовать в творческом, созидательном процессе;
- осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества,
- способность к самооценке своих действий, поступков;
Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу;
Познавательные: - осознавать познавательную задачу;
Слайд 8ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СУЩЕСТВЕННО ПОВЫСЯТСЯ:
1) ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПОНЕНТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
2) УСПЕШНОСТЬ РЕШЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ,
3) УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ.
Слайд 9ОДНИМ ИЗ ГЛАВНЫХ УСЛОВИЙ КАЧЕСТВЕННОЙ
РАБОТЫ ГРУППЫ
является наличие
взаимопонимания между
членами группы, умение разрешать
конфликты и вести грамотный, культурный
диалог.
Слайд 10ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ
Повышается учебная и познавательная мотивация
Снижается уровень тревожности
учащихся
В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.
Улучшается психологический климат в классе
Групповой работе надо сначала научить
Организация групповой работы требует от учителя особых умений, усилий
Некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников
Для некоторых детей разделение на группы – процесс болезненный
Плюсы
Минусы
Слайд 11ЭТАПЫ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ:
1. ПОДГОТОВКА К ВЫПОЛНЕНИЮ ГРУППОВОГО ЗАДАНИЯ:
-ПОСТАНОВКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ЗАДАЧИ
(ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ);
-ИНСТРУКТАЖ О ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ РАБОТЫ;
-РАЗДАЧА ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПО ГРУППАМ.
2. ГРУППОВАЯ РАБОТА:
-ЗНАКОМСТВО С МАТЕРИАЛОМ, ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ В ГРУППЕ;
-РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАДАНИЙ ВНУТРИ ГРУППЫ;
-ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЯ;
-ОБСУЖДЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ В ГРУППЕ;
-ОБСУЖДЕНИЕ ОБЩЕГО ЗАДАНИЯ ГРУППЫ (ЗАМЕЧАНИЯ, ДОПОЛНЕНИЯ, УТОЧНЕНИЯ, ОБОБЩЕНИЯ);
-ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ГРУППОВОГО ЗАДАНИЯ.
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
-СООБЩЕНИЕ О РЕЗУЛЬТАТАХ РАБОТЫ В ГРУППАХ;
-АНАЛИЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ЗАДАЧИ, РЕФЛЕКСИЯ;
-ОБЩИЙ ВЫВОД О ГРУППОВОЙ РАБОТЕ И ДОСТИЖЕНИИ ПОСТАВЛЕННОЙ ЗАДАЧИ.
Слайд 12ПРИНЦИПЫ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ:
Учитывать уровень образовательных возможностей учащихся.
Учитывать особенности состава группы.
Составлять задания
исключительно для совместного поиска решения, т. е. справиться с которыми за ограниченное время посильно только в группе.
Распределять роли между участниками группы.
Организовывать коммуникацию в группе и между группами.
Анализировать способ деятельности. Итогом групповой работы должна быть рефлексия учебной деятельности.
Слайд 17Чего не следует делать учителю:
-сидеть за своим столом, проверяя тетрадки;
-воспринимать групповую
работу как «законную передышку», когда можно позволить себе выйти из класса;
-уделять все свое внимание одной группе, забывая об остальных;
-исправлять допущенные ошибки (кроме тех случаев, когда ученики просят об этом сами);
-оказывать давление на участников или мешать им высказываться.
-нельзя исправлять или критиковать первые высказывания, даже если они содержат грубейшие ошибки, эту работу должны выполнить ученики в доброжелательной форме;
-нельзя давать слишком категоричных оценок – они действуют на участников подавляюще;
-не следует отвечать на вопрос, если на него может ответить кто-то из учеников.
-и не следует ходить по классу или стоять около учеников в начале групповой работы: ученики часто стесняются высказываться в присутствии учителя.
Слайд 18ПРИНЦИПЫ ВЫБОРА ЗАДАНИЙ ДЛЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.
1. Задания должны быть такими, чтобы
дружная и согласованная работа всех членов группы давала ощутимо лучший результат, чем мог бы получить каждый из участников, если бы работал один.
Целесообразно использовать:
задания, которые требуют выполнения большого объема работы;
задания, которые требуют разнообразных знаний и умений, всей совокупностью которых не владеет ни один из детей индивидуально, но владеет группа в целом;
задания на развитие творческого мышления, где требуется генерировать максимальное количество оригинальных идей;
задания, требующие принятия решений, непосредственно касающихся будущей деятельности данной группы.
Слайд 192. Содержание работы должно быть интересно детям.
3. Задания должны быть доступны
детям по уровню сложности.
4. Задания должны быть проблемными, создавать определенное познавательное затруднение, предоставлять возможность для активного использования имеющихся знаний.
Слайд 20КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
справились полностью или частично.
справились самостоятельно или потребовалась помощь
(учитель, карточки)
Слайд 21УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ
нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят
вместе работать
следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один
групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I – II классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах
нельзя требовать в классе абсолютной тишины
нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе
Слайд 22ВЫВОДЫ:
1. НЕ ВСЕ УЧЕНИКИ ГОТОВЫ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ УЧИТЕЛЮ, ЕСЛИ ОНИ НЕ
ПОНЯЛИ НОВЫЙ ИЛИ РАНЕЕ ИЗУЧЕННЫЙ МАТЕРИАЛ. ПРИ РАБОТЕ В МАЛЫХ ГРУППАХ, ПРИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКИ ВЫЯСНЯЮТ ДРУГ У ДРУГА ВСЁ, ЧТО ИМ НЕ ЯСНО. В СЛУЧАЕ НЕОБХОДИМОСТИ НЕ БОЯТСЯ ОБРАТИТЬСЯ ВСЕ ВМЕСТЕ ЗА ПОМОЩЬЮ К УЧИТЕЛЮ.
2. УЧАЩИЕСЯ УЧАТСЯ САМИ ВИДЕТЬ ПРОБЛЕМЫ И НАХОДИТЬ СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ.
3. У УЧАЩИХСЯ ФОРМИРУЕТСЯ СВОЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ, ОНИ УЧАТСЯ ОТСТАИВАТЬ СВОЁ МНЕНИЕ.
4. КАЖДЫЙ ПОНИМАЕТ, ЧТО УСПЕХ ГРУППЫ ЗАВИСИТ НЕ ТОЛЬКО ОТ ЗАПОМИНАНИЯ ГОТОВЫХ СВЕДЕНИЙ, ДАННЫХ В УЧЕБНИКЕ, НО И ОТ СПОСОБНОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНО ПРИОБРЕТАТЬ НОВЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ ПРИМЕНЯТЬ ИХ В КОНКРЕТНЫХ ЗАДАНИЯХ.
5. ДЕТИ УЧАТСЯ ОБЩАТЬСЯ МЕЖДУ СОБОЙ, С УЧИТЕЛЯМИ, ОВЛАДЕВАЮТ КОММУНИКАТИВНЫМИ УМЕНИЯМИ.
6. РАЗВИВАЕТСЯ ЧУВСТВО ТОВАРИЩЕСТВА, ВЗАИМОПОМОЩИ.