Презентация, доклад к уроку Технология саморазвития в процессе организации самостоятельной деятельности

Содержание

В числе первоочередных задач, обозначенных в Концепции модернизации российского образования, одно из ведущих мест занимает задача профессиональной подготовки, направленной на формирование профессиональной компетентности и профессиональной мобильности - качеств, составляющих в совокупности сущностное

Слайд 1


Слайд 2 В числе первоочередных задач, обозначенных в Концепции модернизации российского

образования, одно из ведущих мест занимает задача профессиональной подготовки, направленной на формирование профессиональной компетентности и профессиональной мобильности -
качеств, составляющих в совокупности сущностное содержание современного профессионализма работников системы образования.
В числе первоочередных задач, обозначенных в Концепции модернизации российского образования, одно из ведущих мест занимает

Слайд 3 оптация как осознанный выбор профессии с учетом индивидуально-психологических особенностей

личности профессиональная подготовка профессиональная адаптация
профессионализация профессиональное мастерство

Стадии профессионального самосовершенствования






оптация как осознанный выбор профессии с учетом индивидуально-психологических особенностей личности  профессиональная подготовка профессиональная адаптация

Слайд 4Это движение лежит в основе формирования профессиональной компетентности, содержательной стороной которой

является сформированная в процессе обучения и самообразования система научно-практических знаний и умений, влияющих на качество решения профессиональных задач, а также определенные личностно-профессиональные качества, необходимые в общении с людьми при решении значимых для них проблем.

Это движение лежит в основе формирования профессиональной компетентности, содержательной стороной которой является сформированная в процессе обучения и

Слайд 5Личностные качества, обеспечивающие успешность профессиональной деятельности не даются от рождения. Они являются результатом

длительной работы над собой, результатом самовоспитания и саморазвития.
Личностные качества,  обеспечивающие успешность  профессиональной деятельности не даются от рождения. Они являются результатом длительной работы

Слайд 6Образование переходит в самообразование, воспитание переходит в самовоспитание, обучение переходит в самообучение,

развитие переходит в творческое саморазвитие личности при условии, если человек активно овладевает философской, психологической и педагогической культурой, то есть, становится и философом, и психологом, и педагогом для себя самого.

Закон творческого саморазвития

( В. И. Андреев)

Образование переходит в самообразование,  воспитание переходит в самовоспитание, обучение переходит в самообучение, развитие переходит в творческое

Слайд 7 Л.А. Байкова и Л.К. Гребенкина рассматривая профессиональное саморазвитие и

самовоспитание как сознательную деятельность, направленную на совершенствование своей личности в соответствии с требованиями профессии к человеку, отмечают, что личностное
саморазвитие и профессиональное самовоспитание неразрывно связаны между собой.
Л.А. Байкова и Л.К. Гребенкина рассматривая профессиональное саморазвитие и самовоспитание как сознательную деятельность, направленную на

Слайд 8 Структурные

компоненты
личностного саморазвития
и профессионального самовоспитания

Самопознание
Рефлексия
Целеполагание
(выбор личностно значимых целей саморазвития
самовоспитания)
Структурные компоненты

Слайд 9Личностно- ориентированная ситуация саморазвития включает компоненты ( Э.Ф Зеер, В.В. Серикова)
Самостоятельная постановка

цели и ее достижение под контролем собственного сознания и воли
Создание отношений сотрудничества, при которых создаются комфортные условия для самореализации

Личностно- ориентированная ситуация саморазвития включает компоненты ( Э.Ф Зеер, В.В. Серикова)Самостоятельная постановка цели и ее достижение под

Слайд 10Создание внутренних мотивов саморазвития в ходе компетентностного разъяснения диагностируемых показателей студентов

Препятствия,

требующие проявления воли и переживания радости от достижения успеха
Создание внутренних мотивов саморазвития в ходе компетентностного разъяснения диагностируемых показателей студентовПрепятствия, требующие проявления воли и переживания радости

Слайд 11 Как целенаправленный процесс педагогического воздействия
на себя, самовоспитание требует

от личности достаточно выраженного волевого усилия и положительной мотивационной направленности на свое
самосовершенствование.

Как целенаправленный процесс педагогического воздействия  на себя, самовоспитание требует от личности достаточно выраженного волевого усилия

Слайд 121. Целеполагание: выбор личностно значимых целей и задач самовоспитания.
2. Планирование, выбор

действий, создание программы самовоспитания.
3. Выбор методов и средств самовоспитания.
4. Реализация целей и задач программы профессионального самосовершенствования.
5. Самоконтроль: сравнение достигнутых результатов.
6. Коррекция программы самовоспитания с учётом результатов самоконтроля и самооценки.

Алгоритм профессионального саморазвития

1. Целеполагание: выбор личностно значимых целей и задач самовоспитания.2. Планирование, выбор действий, создание программы самовоспитания.3. Выбор методов

Слайд 13Рассмотрим возможность саморазвития в процессе организации самостоятельной деятельности студентов

Рассмотрим возможность саморазвития в процессе организации самостоятельной деятельности студентов

Слайд 14Самостоятельная деятельность –
система индивидуальной и групповой деятельности студентов, осуществляемой под

опосредованным руководством преподавателя во время аудиторных и внеаудиторных занятий и стимулирующей их познавательную активность, развивающей интеллектуальные способности и потребности в самообразовании.
Морева Н.А.
Самостоятельная деятельность – система индивидуальной и групповой деятельности студентов, осуществляемой под опосредованным руководством преподавателя во время аудиторных

Слайд 15
Развивающая
Функции самостоятельной работы
Самостоятельная деятельность
способствует

повышению культуры
умственного труда,
приобщению к творческим
видам деятельности,
обогащению интеллектуальных
способностей студентов.
РазвивающаяФункции самостоятельной работыСамостоятельная деятельность способствует повышению культуры умственного труда, приобщению к

Слайд 16
Информационно - обучающая
Функции самостоятельной работы

Учебная деятельность студентов
на аудиторных занятиях,
не подкрепленная
самостоятельной работой,
становится малорезультативной.


Информационно - обучающаяФункции самостоятельной работы Учебная деятельность студентов на аудиторных занятиях,

Слайд 17
Ориентирующая и стимулирующая
Функции самостоятельной работы
Позволяют

придать процессу обучения
студентов профессиональное ускорение.
В ходе самостоятельной деятельности
у студентов формируется умение
видеть горизонты прогресса
педагогической науки.
Ориентирующая и стимулирующаяФункции самостоятельной работыПозволяют придать процессу обучения студентов профессиональное ускорение.В

Слайд 18
Воспитывающая
Функции самостоятельной работы
Личность специалиста, его

профессиональные качества
развиваются, формируются, а иногда и корректируются
в процессе непосредственного выполнения того или иного
вида заданий для самостоятельной работы.
ВоспитывающаяФункции самостоятельной работыЛичность специалиста, его профессиональные качестваразвиваются, формируются, а иногда и

Слайд 19
Педагогической коррекции
Функции самостоятельной работы
Самостоятельная деятельность студентов есть
определенное

отражение всего педагогического процесса,
позволяет корректировать разные аспекты деятельности.
Педагогической коррекцииФункции самостоятельной работыСамостоятельная деятельность студентов естьопределенное отражение всего педагогического процесса,позволяет корректировать разные

Слайд 20
Исследовательская
Функции самостоятельной работы

Выводит студентов
на новый уровень развития
профессионально – творческого мышления.
ИсследовательскаяФункции самостоятельной работы Выводит студентов на новый уровень

Слайд 21
Педагогической коррекции
Функции самостоятельной работы
Самостоятельная деятельность студентов есть
определенное

отражение всего педагогического процесса,
позволяет корректировать разные аспекты деятельности.
Педагогической коррекцииФункции самостоятельной работыСамостоятельная деятельность студентов естьопределенное отражение всего педагогического процесса,позволяет корректировать разные

Слайд 22
Самопобуждения
Функции самостоятельной работы
Самоуправления

Познавательная
СамопобужденияФункции самостоятельной работыСамоуправления        Познавательная

Слайд 23 Принцип личностных образовательных инициатив
Реализация заданий для самостоятельной работы происходит

на основе учета образовательных потребностей студентов.

Принцип развивающе – творческой направленности
Студенты участвуют не только в разрешении творческих ситуаций, но и сами их проектируют

Принцип самостоятельности
У студентов должно быть право выбора в планировании хода деятельности, проверке ее результатов


Принцип личностных образовательных инициатив Реализация заданий для самостоятельной работы происходит на основе учета образовательных потребностей студентов.

Слайд 24 Принцип личностно - деятельностного подхода
Учет потребностей,

особенностей, уровня развития студентов

Принцип целевого планирования
В процессе самостоятельной работы реализуются общие цели воспитания, обучения, развития студентов


Принцип комплексного подхода
Составляет основу для целенаправленного формирования навыков репродуктивной и творческой деятельности

Принцип личностно - деятельностного подхода  Учет потребностей, особенностей, уровня развития   студентов

Слайд 25Каковы целевые ориентиры
и направленность этой деятельности?
В чем выражается механизм руководства этой

деятельностью со стороны преподавателя?

Каким должно быть ее содержание?

Процедура организации самостоятельной работы


Каковы целевые ориентирыи направленность этой деятельности?В чем выражается механизм руководства этой деятельностью со стороны преподавателя?Каким должно быть

Слайд 26Рефлекторно- ассоциативная теория организации самостоятельной деятельности
Прием локальных ассоциаций
Направлен на осознание

студентами необходимости усвоения новых знаний в процессе самостоятельной деятельности. Данная задача решается за счет того, что в процессе самостоятельной работы студенты устанавливают преемственную связь между новым и знакомым материалом и этим создается уверенность в том, что он готов к усвоению новых знаний

Прием частично- ассоциативных связей
Позволяет студенту установить системные связи внутри знакомой учебной информации, например, внутри параграфа, и тем самым подвести итог пройденному.



Рефлекторно- ассоциативная теория организации  самостоятельной деятельности Прием локальных ассоциацийНаправлен на осознание студентами необходимости усвоения новых знаний

Слайд 27Рефлекторно- ассоциативная теория организации самостоятельной деятельности

Прием внутрисистемных ассоциаций
Позволяет студентам установить значение использования той или иной педагогической категории в рамках теории и практики научной дисциплины, по которой даются задания для самостоятельной работы

Прием межсистемных ассоциаций
Показывает необходимость межнаучных, межпредметных связей, без которых не может существовать ни одна наука. Этот прием помогает студенту понять связь между преподаванием, самообучением и самостоятельной деятельностью.



Рефлекторно- ассоциативная теория организации  самостоятельной деятельности       Прием внутрисистемных ассоциацийПозволяет студентам

Слайд 28

Уровни самостоятельной продуктивной деятельности
Репродуктивных действий
Копирующих действий, путем сравнения собственных действий с

образцом

Продуктивной деятельности за пределами известного образца



Самостоятельная деятельность по переносу действий в новую ситуацию

Уровни самостоятельной продуктивной деятельностиРепродуктивных действийКопирующих действий, путем сравнения собственных действий с образцомПродуктивной деятельности за пределами известного образцаСамостоятельная

Слайд 29Творческая деятельность
Исследовательские задания
Умение выполнять заданный алгоритм действий
Задания по образцу
Умения воспроизведения заданной

информации по памяти
Конструктивно-
вариативные задания

Типы
самостоятельной работы студентов

Решение нетиповых поисковых задач на основе
накопленного опыта
Задания эвристического характера

Творческая деятельностьИсследовательские заданияУмение выполнять заданный алгоритм действийЗадания по образцуУмения воспроизведения заданной информации по памяти

Слайд 30 Работа с книгой:
реферирование, составление аннотаций, конспектов, обзор научно-методической литературы,

тезирование, цитирование,
чтение текста.

Виды самостоятельной работы



Подготовка ребусов, кроссвордов
Развивающая цель выражается в активизации педагогически направленного мышления, внутреннего самопознания, воображения. Воспитательных характер проявляется в изобретательности, эстетической выразительности.

Работа с книгой:реферирование, составление аннотаций, конспектов, обзор научно-методической литературы, тезирование, цитирование,чтение текста.Виды самостоятельной работы

Слайд 31Написание педагогических эссе, писем-размышлений, сочинений.
Основное назначение данного вида работ- научить

студентов высказывать свое отношение к той или иной концепции, теории, технологии, осмысливать их с позиции современных требований. Несут в себе огромный воспитательный потенциал, так как способствуют проявлению корректного, уважительного отношения к педагогическому наследию, утверждению у будущих профессионалов чувства собственного достоинства.

Создание «картотек методов, идей» Развивается умение обобщать, классифицировать педагогические явления, делать выводы и составлять на их основе методические рекомендации. Такая работа создает предпосылки для проявления студентами своей педагогической позиции, отношения к имеющемуся опыту.


Написание педагогических эссе, писем-размышлений, сочинений. Основное назначение данного вида работ- научить студентов высказывать свое отношение к той

Слайд 32Педагогический коллаж
Студенты учатся искать определенную информационную среду: газеты, телепередачи, педагогические выставки,

новинки методической литературы, участие в « творческих мастерских» педагогов – практиков. С их помощью студенты могут проанализировать имеющийся инновационный опыт. У них формируются навыки самостоятельного анализа, синтеза и обобщения

Создание студентами разнообразных проспектов, проектов, моделей
Они позволяют уйти от противоречия между теоретической информацией, которую они получают на учебных занятиях, и реальной практической деятельностью образовательных учреждений или отдельных педагогов

Педагогический коллажСтуденты учатся искать определенную информационную среду: газеты, телепередачи, педагогические выставки, новинки методической литературы, участие в «

Слайд 33Составление различных памяток, рекомендаций, советов, кодексов
Происходит формирование у студентов умения переносить

полученную информацию в новую ситуацию. Интересно выполненное задание невозможно без творчества. Высказывая свое педагогическое кредо, студенты реализуют собственную педагогическую установку в отношении к профессии, к детям, к себе в профессии

Составление различных памяток, рекомендаций, советов, кодексовПроисходит формирование у студентов умения переносить полученную информацию в новую ситуацию. Интересно

Слайд 34 Конференции
Предметные вечера
Педагогические конкурсы
Проблемные группы и кружки
Выпуск педагогических газет
и

журналов
Выполнение проектных работ
Участие в разнообразных чтениях, лекториях

Формы самостоятельной работы

Конференции Предметные вечера Педагогические конкурсыПроблемные группы и кружкиВыпуск педагогических газети журналовВыполнение проектных работУчастие в разнообразных чтениях,

Слайд 35Управление самостоятельной работой
Информационный этап
Операционный этап
Этап обратной связи
Контрольныйэтап
Указательный этап
Ориентирует студентов на
актуальное

понимание главного
при изучении материала

Направлен на выполнение разнообразных заданий по усвоению полученной учебной информации


Осуществляется в виде
ориентировочных указаний
со стороны преподавателя
и самоконтроля студента

Выполнение студентами
контрольных работ,
что позволяет определить
степень усвоения

Выявление проблем, анализ

Управление самостоятельной работой Информационный этапОперационный этапЭтап обратной связиКонтрольныйэтапУказательный этапОриентирует студентов наактуальное понимание главного при изучении материалаНаправлен на

Слайд 36 Алгоритм работы преподавателя

Разработка и выдача заданий

Требования:
Содержание заданий по конкретной теме должно
соответствовать триединой цели;
Задания должны обеспечивать познавательную
деятельность студентов на всех уровнях познавательной
самостоятельности: репродуктивном, частично- поисковом,
творческом;
Индивидуализация познавательной деятельности
Для обеспечения усвоения студентами знаний на уровне
самостоятельно- творческого воспроизведения учебной
информации задания для самостоятельной работы обязательно
должны вводиться в изучение любой дисциплины и на каждом
этапе усвоения знаний по данному курсу.


Алгоритм работы преподавателяРазработка и выдача заданий

Слайд 37
Консультация по выполнению заданий

Требования:

Осуществляется в виде устного инструктажа, письменной инструкции
В инструкции должны быть указаны время, отведенное на выполнение заданий, система поощрений и штрафные санкции,
требования к содержанию и эстетическому оформлению задания.


Консультация по выполнению заданий

Слайд 38
Коррекция познавательной деятельности

Требования:
Осуществляется при повторной консультации. Преподаватель
помогает решить возникшие трудности при выполнении заданий, подсказывает новые направления работы
Особое значение приобретает организация индивидуальной помощи преподавателя студентам.
Методика реконструкции педагогического опыта
Поиск педагога, чей опыт окажется полезным для решения задачи.
Определение сути предстоящей реконструкции.
Какие поправки надо внести в первоначальный замысел?
Какие результаты говорят о положительном эффекте?
Какие выводы можно сделать на основе полученного опыта?


Коррекция познавательной деятельности

Слайд 39
Контроль
Корректирующий контроль выполняет функцию побуждения.
Констатирующий контроль направлен на проверку и

оценку результатов самостоятельной работы студентов.
Методы контроля:
Коллективный анализ результатов
Самостоятельный анализ своей работы с последующей коллективной проверкой и оценкой деятельности
Самопроверка и самооценка студентом полученных результатов
Взаимоконтроль студентов, который реализуется с помощью отзывов, рецензий, анкет, экспресс – опросов.


Контроль Корректирующий контроль выполняет функцию побуждения.Констатирующий контроль направлен на проверку и оценку результатов самостоятельной работы студентов.

Слайд 40
Системный подход к оргснизации
самостоятельной деятельности
Научиться выделять цели этой деятельности
Определять

ее предмет, выбирать средства организации
собственной самостоятельной деятельности

Находить средства коррекции при получении
неудовлетворительного результата деятельности

Определять область знаний и умений, которыми
нужно дополнить уже имеющиеся для успешной
реализации поставленной задачи

Системный подход к оргснизации самостоятельной деятельности Научиться выделять цели этой деятельностиОпределять ее предмет, выбирать средства организации

Слайд 41Реализация системного подхода
к организации самостоятельной
работы студентов является фактором
профессионального саморазвития
будущих

профессионалов.

Реализация системного подхода к организации самостоятельной работы студентов является факторомпрофессионального саморазвитиябудущих профессионалов.

Слайд 42
1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Кн.1. - Казань, 1996.
2.

Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. - М., 2000.
3. Ермаков А.Л., Галатенко Н.А. Основы самостоятельной работы студента. – М., 1996.
4. Жарова Л.В. Учить самостоятельности .-М., 1993.
5. Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация. – М., 2001.
6. Морева Н.А. Технологии профессионального образования. – М., 2005.
7. Педагогика/ Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1995.
8.Трофимова И.А. Педагогика и психология. Основы самостоятельной работы студентов. – СПб., 2001г.

Литература

1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Кн.1. - Казань, 1996. 2. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть