Слайд 1МБОУ СОШ №16 г.Белгорода
учитель информатики и математики
Пронина Р.И.
Интеграция
как
средство реализации
ФГОС
Слайд 3ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
Задача, которую ставил перед собой великий педагог XVIII
– XIX в.в., и сегодня актуальна. В свете образовательных стандартов второго поколения (ФГОС) развитие личности школьника, его интеллектуальных способностей, активной, разносторонней, самостоятельной познавательной деятельности ставятся во главу образовательного процесса. Такой подход называется системно – деятельностный. Он предполагает переход от информационного репродуктивного знания к знанию действий.
Слайд 4Ориентация образования на личность учащегося влияет на принципы и формы педагогической
деятельности.
При реализации ФГОС
.
Задача обучения
сводится к организации условий, провоцирующих активную самостоятельную познавательную деятельность обучающихся.
Слайд 5Как составить и провести современный урок с учетом требований ФГОС?
Как научиться
мыслить по-новому, используя современные педагогические и компьютерные технологии,
научить детей добывать знания через собственную деятельность?
Слайд 6Переход
на новые федеральные государственные образовательные стандарты
требует дифференциации и интеграции содержания образования,
что может способствовать не только формированию ключевых компетенций (учебных универсальных действий) обучающихся, но и развитию нестандартного творческого мышления и исследовательских умений.
Интеграция – это не простое объединения частей в целое, это система, которая ведет к количественным и качественным изменениям.
Слайд 7Противоречия в преподавании математики в Российской Федерации
Комплексный анализ результатов образования, включая
анализ результатов ЕГЭ последних лет, показывает, что в преподавании математики в Российской Федерации накопился ряд противоречий между интересами различных групп выпускников, родителей, руководителей образовательных учреждений и государственными интересами в сфере образования. Нерешенные проблемы не позволяют повысить эффективность преподавания и изучения математики, а имеющаяся во многих регионах склонность к завышению результатов приводит к маскировке противоречий. Накопленные проблемы можно условно разделить на три группы.
Слайд 8Мотивационные проблемы
Низкая мотивация учащихся и студентов к приобретению математических знаний связана
с общественной недооценкой значимости математического образования. Причина – учебные программы не учитывают запросы и способности каждой личности, слабо связаны с задачами профессиональной подготовки.
Другая причина низкой мотивации –перегруженность школьной математики техническими элементами. У многих учащихся с 6 класса вырабатывается негативное отношение к математике как к непонятному и ненужному предмету, который невозможно освоить. Проблема усугубляется тем, что негативным отношением к математике проникнуто два-три поколения, поэтому в значительной части семей родители не могут поддержать учебную мотивацию учащихся.
Важным фактором, повлиявшим на падение учебной мотивации в последние 30 лет, является избыточная уравнительная ответственность, взятая на себя государством за процесс и результаты образовательной деятельности по отношению ко всем учащимся. Результат –формирование потребительского отношения к школе и отсутствие ответственности учащихся за результаты своего образования.
Мотивационные проблемы не исчезают с переходом в вуз: большинство российских вузов не формирует у студентов современные научные взгляды, не побуждает к исследованиям; карьера инженера, ученого и преподавателя непривлекательна.
Слайд 9Мотивационные проблемы
Проблема усугубляются тем, что сейчас значительная часть учащихся старших классов
предъявляет
к своему образованию все больше утилитарных требований, определяет круг пред-
метов повышенного внимания, а также предметы, «ненужные» с точки зрения дальнейшей учебы. Возникают противоречия в учебных интересах учащихся одного класса, где учитель не в со-
стоянии удовлетворить принципиально разные запросы, руководствуясь общим для всех образо-
ательным стандартом и программами.
Слайд 10Единые требования
Единые требования к результатам обучения нереалистичны для значительной части учащихся.
В условиях, когда от образовательных учреждений требуется стопроцентная успеваемость, результаты обучения завышаются с целью показать формальное выполнение универсальных требований. Это приводит к нетерпимому явлению – нечестности образования. В то же время способные учащиеся интеллектуально недогружены, уровень их итоговой подготовки ниже, чем должен быть.
Слайд 11Содержательные проблемы и неэффективность
В погоне за необъятным и необоснованным содержанием
курса математики учителя не могут обеспечить усвоение даже базовых математических компетенций значительной частью учащихся. Например, задачу В1 на расчет платы за электричество верно выполнили 78% участников экзамена, а задачу В5 (показательное или логарифмическое уравнение) верно решили 86% экзаменуемых. Точно так же задачу на поиск наибольшего значения функции с помощью производной выпускники решают лучше (53%), чем наглядную задачу по геометрии (49%). В этом перекосе проявляется общая системная проблема – в условиях общности и единства образовательных программ учителя отрабатывают и заучивают алгоритмы решения стандартных задач вместо анализа простых математических моделей жизненных ситуаций.
К окончанию 9 класса значительная часть учащихся (по разным оценкам от 20 до 40%) остается на уровне 5 – 7 классов. От 30 до 50% (в разных регионах) выпускников основной школы (9 класс) не готовы к дальнейшему обучению.
Слайд 12
Из выше изложенного следует, что хуже всего выпускники справляются с решением
практических задач.
Причиной является неумение прочитать условия задачи, правильно их понять и интерпретировать. 25% ошибок связаны именно с неправильной трактовкой условий.
Слайд 13
Для учащихся представляют определенную трудность «Текстовые задачи». 10% обучающихся к ним
вообще не приступают, около 25% допускают ошибки в составлении уравнения или в решении дробно-рациональных уравнений.
Слайд 14
Учитывая вышеизложенное, приходишь к выводу, что учеников необходимо вооружить алгоритмом решения
текстовых задач. Обучающиеся должны уметь строить и исследовать простейшие математические модели, моделировать реальные ситуации на языке алгебры, составлять уравнения и неравенства по условию задачи; исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры. Умение решать эти задачи позволяет проверить у выпускников наличие логического мышления, сообразительности и наблюдательности, а также способности к анализу полученных результатов.
Слайд 15Изучение предметной области «Математика и информатика» должно обеспечить:
умения моделировать реальные ситуации
на языке алгебры, исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры, интерпретировать полученный результат;
овладение системой функциональных понятий, развитие умения использовать функционально-графические представления для решения различных математических задач, для описания и анализа реальных зависимостей;
развитие умений извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках;
формирование информационной и алгоритмической культуры;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы.
Слайд 16
Для проведения интегрированных уроков можно взять следующие темы:
информационное моделирование
математические инструменты, динамические
(электронные таблицы)
алгоритмы как инструмент решения задач с помощью компьютера.
Слайд 17Интегрированный урок
математики и информатики
«Решение текстовых задач с использованием технологии
информационного моделирования»
Дидактическая
задача урока : формирование УУД в условиях решения практических задач
Слайд 18Решите задачу
Если от пункта А до пункта В пешеход идет со
скоростью 4 км/ч, то на электропоезд он опаздывает на 30 минут.
Если идет со скоростью 5 км/ч, то приходит на 6 минут раньше. Чему равно расстояние от А до В?
Слайд 19Решение любой текстовой задачи складывается из трех основных моментов:
Удачного выбора неизвестных.
Составления
уравнения и формализации того, что требуется найти.
Решения полученного уравнения.
Важно обязательно сформулировать при помощи переменной, ЧТО надо найти. Выбирая неизвестные, мы создаем математическую модель ситуации, описанной в условии задачи.
Слайд 20Объект -
это любая часть окружающей нас действительности, воспринимаемая как единое целое.
Слайд 22Свойство
ЗНАЧЕНИЕ
ВЕЛИЧИНА
Объект: сервиз
Величина: материал
Значение: фарфор
Свойство: фарфоровый
Объект: дом
Величина: количество этажей
Значение: три этажа
Свойство:
Слайд 23Отношение - определённая связь
двух и более объектов
Слайд 24Родители присматривают за ребёнком
Слайд 27Присматривают…
Ниже…
Плывёт…
Отношения
Слайд 28Модель - это объект, который используется в качестве «заместителя», представителя другого
объекта (оригинала) с определённой целью.
Модель отражает только часть свойств, отношений и особенностей поведения оригинала.
Моделирование - процесс создания и использования модели.
Различают натурные и
информационные модели.
Модели объектов
Слайд 29Алгоритм -
модель деятельности исполнителя
Слайд 30Алгоритм -
это предназначенное для конкретного исполнителя точное описание последовательности действий, направленных
на решение поставленной задачи.
Алгоритм можно записать:
на естественном языке;
в виде нумерованного списка;
в виде блок-схемы.
Программа – это алгоритм, записанный по правилам понятного исполнителю языка.
Слайд 31Модели используются для:
проверки гипотез и получения новых знаний
об исследуемых объектах
Слайд 32Свойства моделей
Модель отражает только часть свойств, отношений и особенностей поведения оригинала.
Модель
вулкана отражает:
форму;
цвет;
отдельные происходящие процессы
Не отражает:
реальные размеры;
многие происходящие процессы
Слайд 33Информационная модель -
набор свойств, содержащий всю необходимую информацию об исследуемом объекте.
Слайд 34Знаковые модели
Знаковые информационные модели строятся с использованием различных языков (знаковых систем).
Слайд 36Таблицы вокруг нас
Вычислительные
Медицинские
Слайд 39Таблицы составляют для описания
ряда объектов, обладающих одинаковыми наборами свойств
Укажите объекты и
одинаковые свойства объектов
Слайд 40Национальный костюм
Информация в таблице наглядна, компактна,
легко обозрима.
Слайд 41Структура таблицы
ПРОГРАФКА
СТРОКИ
ГРАФЫ (СТОЛБЦЫ)
ЗАГОЛОВОК
Слайд 42Правила заполнения таблицы
Заголовок таблицы должен давать представление о содержащейся в ней
информации.
Заголовки граф и строк должны быть краткими.
В таблице должны быть указаны единицы измерения.
Все ячейки таблицы должны быть заполнены. При необходимости в них заносят следующие знаки:
? – данные неизвестны;
× – данные невозможны;
↓ – данные должны быть взяты из вышележащей ячейки.
Слайд 43Таблица состоит из столбцов и строк.
Таблицы используют для описания ряда объектов,
обладающих одинаковыми наборами свойств.
Информация, представленная в таблице, наглядна, компактна, легко обозрима.
Самое главное
Слайд 44Какие преимущества обеспечивают табличные модели по сравнению со словесным описанием?
Любое ли
словесное описание можно заменить таблицей?
Приведите примеры таблиц, с которыми вы сталкивались в жизни.
Всегда ли удобно табличное представление информации?
Приведите пример знаковой информационной модели, рассматриваемой на уроках математики.
Модель каких отношений между людьми построена в басне И.А. Крылова «Волк и ягненок»?
Встречались ли вы с информационными моделями в жизненных ситуациях?
Давайте обсудим
Слайд 45Решите задачу
Если от пункта А до пункта В пешеход идет со
скоростью 4 км/ч, то на электропоезд он опаздывает на 30 минут.
Если идет со скоростью 5 км/ч, то приходит на 6 минут раньше. Чему равно расстояние от А до В?
Слайд 46Задание В13.
В цилиндрическом сосуде уровень жидкости достигает 48 см.
На какой
высоте будет находиться уровень жидкости, если её перелить во второй цилиндрический сосуд, диаметр которого в 2 раза больше диаметра первого? Ответ выразите в см.
Для решения задачи воспользуемся формулой вычисления объема цилиндра Vцилинда=πR2h, где R - радиус основания цилиндра, h - высота цилиндра.
B13
Весной катер идёт против течения реки в 123 раза медленнее, чем по течению. Летом течение становится на 1 км/ч медленнее. Поэтому летом катер идёт против течения в 112 раза медленнее, чем по течению. Найдите скорость течения весной (в км/ч).
Слайд 47Вопрос B14
Из А в В одновременно выехали два автомобилиста. Первый проехал
с постоянной скоростью весь путь. Второй проехал первую половину пути со скоростью, меньшей скорости первого на 15 км/ч, а вторую половину пути — со скоростью 90 км/ч, в результате чего прибыл в В одновременно с первым автомобилистом.
Найдите скорость первого автомобилиста, если известно, что она больше 54 км/ч. Ответ дайте в км/ч.
В понедельник акции компании подорожали на некоторое число процентов, а во вторник подешевели на то же самое число процентов. В результате они стали стоить на 4% дешевле, чем при открытии торгов в понедельник.
На сколько процентов подорожали акции компании в понедельник?
Заказ на 224 детали первый рабочий выполняет на 2 часа быстрее, чем второй. Сколько деталей в час делает второй рабочий, если известно, что первый за час делает на 2 детали больше?
Слайд 48Послесловие
В завершение необходимо отметить, что интегрированный подход на уроках математики создает
условия для успешной реализации ФГОС, значительно увеличивая активные формы работы, направленные на вовлечение обучающихся в математическую деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретения практических навыков, умений проводить рассуждения, доказательства.
Слайд 49Какие положительные черты интегрированных уроков Вы можете отметить?
Помогают ли такие уроки
понимать изучаемые темы?
насыщенность и информативность урока
насыщенность и визуальность
визуальность и связь с жизнью
информативность и связь с жизнью.