Слайд 1Формирование универсальных учебных действий на уроках математики
Учитель математики
Плешкова Л.А.
Слайд 2Творчество на деле существует
не только там,
где оно создаёт великие исторические
произведения.
Но везде, где человек воображает, комбинирует, изменяет и созидает что-либо новое.
Л.С.Выготский
Слайд 3ФГОС федеральный государственный образовательный стандарт
Слайд 4Планируемые результаты
достижений обучающихся:
ЛИЧНОСТНЫЕ
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
(освоенные УУД)
ПРЕДМЕТНЫЕ
Слайд 5В основе стандарта лежит
системно-деятельностный подход
Формирование универсальных учебных действий,
обобщенных
способов действия, обеспечивающих высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития учащихся.
Слайд 6
Основная цель
системно – деятельностного
подхода в обучении:
научить не знаниям,
а работе.
Слайд 7Тема методического семинара:
«Педагогические приёмы для формирования универсальных учебных действий»
Слайд 8Цель:
Повышение компетентности педагогов в освоении приемов педагогической техники для формирования УУД
Слайд 9Задачи:
Раскрыть и осмыслить понятие «универсальные учебные действия»
Рассмотреть виды УУД, их содержание,
требования к результатам сформированности
Познакомиться с приемами, помогающими формировать УУД
Приобрести практический опыт выполнения УУД в процессе работы с информацией
Слайд 10Понятие УУД
Умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём
сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Слайд 11Обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения.
Ставить учебные цели.
Искать
и использовать необходимые средства и способы достижения целей.
Контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
Функции УУД
Слайд 13Мысли вслух
Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил
этим самостоятельным процессом и давал для него материал.
К.Д.Ушинский
Слайд 14Классификация универсальных
учебных действий
Слайд 16 Задачи, требующие
мнемического воспроизведения данных:
Задачи по узнаванию;
Задачи по воспроизведению отдельных фактов,
чисел, понятий;
Задачи по воспроизведению норм, правил;
Задачи по воспроизведению больших текстовых блоков, стихов, таблиц, и т.п.
Слайд 17
1 уровень
(задачи, требующие мнемонического воспроизведения данных):
Из перечисленных уравнений выпишите линейные:
х
= 1; х – 3 = 0; 1/ х= 5; (х+1)/3 = 5. (1.1)
Найдите гипотенузу прямоугольного треугольника, если его катеты равны 6 см и 8 см. (1.1)
Дайте определение арифметического квадратного корня. (1.3)
Слайд 18 Задачи, требующие
простых мыслительных операций:
Задачи по выявлению фактов (измерение, взвешивание, простые
исчисления и т.п.);
Задачи по перечислению и описанию фактов;
Задачи по перечислению и описанию процессов и способов действий;
Задачи по разбору и структуре (анализ и синтез);
Задачи по сопоставлению и различению (сравнение и разделение);
Задачи по распределению (категоризация и классификация);
Задачи по выявлению взаимоотношений между фактами (причина, следствие, цель, влияние, функция, полезность, способ и т.п.);
Задачи по абстракции, конкретизации и обобщению;
Решение несложных примеров (с неизвестными величинами…).
Слайд 19
2 уровень
(задачи, требующие простых мыслительных операций с данными):
Сторона ромба равна 25
см, большая диагональ 48 см. Найдите меньшую диагональ ромба. (2.9)
Расположите в порядке возрастания числа:
3; (2.5)
Перечислите основные тригонометрические тождества. (2.6)
Слайд 20Задачи, требующие
сложных мыслительных операций
с данными:
Задачи по переносу (трансляция, трансформация);
Задачи
по изложению (интерпретация,
Разъяснение смысла, значения, обоснование);
Задачи по индукции;
Задачи по дедукции;
Задачи по доказыванию (аргументации) и проверке (верификации);
Задачи по оценке.
Слайд 21
3 уровень
(задачи, требующие сложных мыслительных операций с данными):
При каких значениях переменной
выражение
имеет смысл. (3.5)
Докажите, что 32n - 1 делится на 8 (доказательство методом математической индукцией). (3.3)
Каким словом можно заменить слово “функция”? (3.2) (Слова “функция” и “отображение” - синонимы.)
Слайд 22 Задачи,
требующие сообщения данных:
Задачи по разработке обзоров, конспектов, содержания…;
Задачи по разработке
отчетов, сообщений, рефератов;
Самостоятельные письменные работы, чертежи, проекты.
Слайд 23
4 уровень
(задачи, требующие сообщения данных):
Изучите П 1 §
1 стр.3 из учебника “Алгебра 8”. Составьте опорный конспект по пункту. (4.1)
Постройте столбчатую диаграмму по следующим данным: наибольшая глубина озера Байкал 1620 м, Онежского озера 127 м, Ладожского озера 225 м. (4.3)
Составьте таблицу для решения задачи: Поезд был задержан у семафора на 12 минут. Чтобы ликвидировать опоздание на перегоне в 60 км, машинисту пришлось увеличить скорость на 10 км/ч. Какая скорость была запланирована по расписанию? (4.3)
Слайд 25Задачи, требующие творческого
мышления:
Задачи по практическому приложению;
Решение проблемных задач и ситуаций;
Постановка
вопросов и формулировка задач и заданий;
Задачи по обнаружению на основании собственных наблюдений;
Задачи по обнаружению на основании собственных наблюдений.
Слайд 26
5 уровень
(задачи, требующие творческого мышления):
1. Найдите закономерность,
заполнив таблицу: (5.1)
Слайд 27
2. Найдите алгоритм внесения общего множителя под знак корня, на примере
(5.2)
Слайд 29Виды заданий:
Познавательные УУД
«Найди отличия» (можно задать их количество);
«На что похоже?»;
Поиск
лишнего (игра «Третий лишний?»);
«Лабиринты»;
Упорядочивание;
«Цепочки»;
Хитроумные решения;
Составление схем-опор;
Работа с разного вида таблицами;
Составление и распознавание диаграмм;
Работа со справочниками, словарями;
Изготовление моделей из бумаги, спичек, палочек.
Слайд 30Формирование
познавательных учебных действий
на уроке математики
Умение учащихся выделять тип задач
и способы их решения
Слайд 31Задание, направленное на развитие познавательных УУД
Задача:
Используя рисунок, найдите число
Решение:
Слайд 32Решите уравнение: 28k + 30n + 31m
= 365
Говорят, уравнение вызывает сомнение,
но итогом сомнения может быть озарение!
365 – количество дней в году
28 – количество дней в феврале
30 – количество дней имеют
4 месяца в году
31 – количество дней имеют
7 месяцев в году
K = 1, n = 4, m = 7.
Слайд 33Результатом формирования познавательных УУД будет являться умение ученика:
· выделять тип задач и способы
их решения
· осуществлять поиск необходимой информации, которая нужна для решения задач
· различать обоснованные и необоснованные суждения,
· обосновывать этапы решения учебной задачи,
· производить анализ и преобразование информации
· проводить основные мыслительные операции (анализ, синтез, классификации, сравнение, аналогия и т.д.)
· устанавливать причинно-следственные связи
· владеть общим приемом решения задач создавать и преобразовывать схемы необходимые для решения задач
· осуществлять выбор наиболее эффективного способа решения задачи исходя из конкретных условий
Слайд 34
УУД
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
планирование учебного
сотрудничества с учителем и сверстниками
управление поведением партнёра
постановка вопросов
разрешение конфликтов
Коммуникативные УУД
Слайд 35Виды заданий:
Коммуникативные УУД
Составь задание партнеру;
2. Отзыв на работу товарища;
3. Групповая работа
по составлению кроссворда, ребуса;
4. Диалоговое слушание
(формулировка вопросов для обратной связи);
5. «Подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...»...
Слайд 36Формирование
коммуникативных учебных действий
на уроке математики
Развитие навыков активного слушания, взаимодействия
в группе, ведения диалога и монолога
Слайд 37Задание, направленное на развитие коммуникативных УУД
Задача:
Устный счет:
(Проводится по колонкам, учащиеся пишут
только ответы)
Эстафета:
1 колонка 2 колонка 3 колонка
7,2
0,9
0,18
0,4
0,22
1,1
4,5
2,25
0,8
4
1,6
2
Слайд 38Коммуникативные УУД
Игра «Танграм»
Квадрат размером 15 Х 15 (10 Х 10)
разрежьте так,
как показано на рисунке.
Попробуй собрать
Подсвечник
Свеча
Буква Е
Слайд 39
Основным критерием сформированности коммуникативных действий можно считать коммуникативные способности ребенка, включающие в
себя
· желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»)
· знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими
· умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, умение решать конфликтные ситуации
Слайд 41Формирование
личностных учебных действий
на уроке математики
Самостоятельно определять и высказывать самые
простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве
Слайд 42Задание, направленное на развитие личностных УУД
Задача 1:
Можно ли
в аквариум с измерениями 50см, 30см, 40см налить 55 л воды?
Решение:
1)50см 30см 40см = 60000 см3 = 60дм3 = 60 л
55 л < 60 л
Ответ: можно
Слайд 43Задача 2.
Сколько можно изготовить флагов, составленных из трёх
горизонтальных полос одинаковой ширины и различных цветов – белого, красного и синего?
(5 класс, комбинаторная задача)
Слайд 44ВЫБЕРИ ЦЕЛЬ:
научиться составлять план решения задачи;
научиться объективной самооценке своих
достижений;
научиться анализировать, сравнивать;
научиться рассуждать и делать выводы;
научиться использовать полученную информацию;
научиться представлять информацию в виде рисунка, схемы.
Слайд 46Б
С
К
С
К
Б
К
Б
С
К
С
К
Б
С
Б
БСК, БКС, СБК, СКБ, КБС, КСБ - 6 флагов
1 способ
2
Слайд 47
Результатом формирования личностных УУД следует считать:
Уровень развития морального сознания
Присвоение моральных норм,
выступающим регулятором морального поведения
Полноту ориентации учащихся на моральное содержание ситуации
Слайд 49
Формирование
регулятивных учебных действий
на уроке математики
Развитие умения разворачивания информации, планирования,
смыслового чтения на этапе применения знаний
Слайд 50Виды заданий:
Регулятивные УУД
«Преднамеренные ошибки»;
Поиск информации в предложенных источниках;
Взаимоконтроль;
Взаимный
диктант (метод М.Г. Булановской);
Заучивание материала наизусть в классе;
«Ищу ошибки»;
КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).
Слайд 51Задание, направленное
на развитие регулятивных УУД
Задача:
Найди пропущенное число:
Решение:
2,6+4,5=7,1
7,1
Слайд 52Регулятивные УУД
Среднее расстояние от Земли до Солнца равно 149,6 млн. км.
Солнечный свет распространяется со скоростью 300 000км/с. Вычислите (примерно), за сколько минут луч света от Солнца доходит до Земли. При расчетах 149,6 млн. округлите до целых. (5 класс, «Округление чисел»)
149,6 млн.км
Слайд 53ВЫБЕРИ ЦЕЛЬ:
научиться прогнозировать результат;
научиться искать информацию в предложенных источниках;
научиться оценивать выполненную работу;
научиться исправлять ошибки;
научиться аккуратно и грамотно записывать решение.
Слайд 54
Критерием сформированности регулятивных действий может стать способность:
· выбирать средства для своего поведения
· планировать,
контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм.
· Планировать результаты своей деятельности и предвосхищать свои ошибки
· Начинать и заканчивать свои действия в нужный момент
Слайд 59
«Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются
в результате активного участия хотя бы в маленькой поисковой исследовательской работе»
А.Н.Колмогоров
Слайд 60Технологии, формирующие УУД
Исследовательская деятельность.
Проблемно – диалогическая технология;
Технология оценивания учебных
успехов;
Технология метода проектов;
Проблемное обучение.
Слайд 61
Исследовательская деятельность как образовательная технология.
Слайд 62
Этапы включения учащихся в исследовательскую деятельность
Слайд 63
Процесс формирования исследовательских навыков на уроках математики.
Слайд 69
технология ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА
1.Учитель создает проблемную ситуацию, а ученики формулируют проблему (цель)
урока
3.Учитель предлагает ученикам диалог, задания. Ученики открывают новые знания, находят решение.
4.Ученики применя-ют новые знания в задачах примене-ния
технология ОЦЕНИВАНИЯ
технол. ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ
1. Оцениваем решение конкретных задач (заданий)
2. Ученик сам оценивает себя:
Какая была цель? Справился? Правильно? Сам? Отметка?
3-7. Каждое задание по таблицам умений, уровням успешности и пр.
1. До чтения – прогнозирование.
2. Во время чтения – задаем вопросы к тексту, ищем ответы в нем, проникаем в смысл, в подтекст.
3. После чтения – формулируем своё понимание
2.Учитель и ученики вспоминают то, что уже известно по проблеме и определяют пути решения, поиска нового
Оценивать свои и чужие поступки, стремиться к созидательной деятельности
Добывать, преобразовывать и представлять информацию
Доносить свою позицию, понимать других, договариваться, делать что-то сообща
Организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат
Слайд 70 Традиционный взгляд
на урок
1. Дом.задание: «Перескажи…»
2. Тема: «Сегодня мы
будем изучать …»
3.Объяснение: «Итак, слушайте внимательно…»
4.Закрепление: «Повторите что…? Когда…?»
Проблемно-диалогический урок
1.Постановка проблемы: -«С одной стороны… , но с другой стороны …»; -«Что вас удивляет? …» -«Какой возникает вопрос? (проблема)»
2.Актуализация: «Вспомните, что мы уже знаем по этой проблеме?»
3. Поиск решения: «По тексту определите …»
4. Решение: «Как мы можем ответить на наш вопрос?»
Проблемно-диалогическая технология
Цель - обучить самостоятельному решению проблем (ФГОС)
Средство - открытие знаний вместе с детьми
Слайд 71 Проблемно-диалогический урок
1.Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками
2.Актуализация
учениками своих знаний
3. Поиск решения проблемы учениками
4.Выражение решения,
5. Применение знаний учениками
Проблемно-диалогическая технология
Регулятивные УУД
Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
Составлять план.
Работая по плану, сверять свои действия с целью.
Определять степень успешности выполнения своей работы.
Слайд 72Каких метапредметных и личностных результатов позволяет достичь проблемный диалог?
Регулятивные – умение
решать проблемы
Коммуникативные – вести диалог
Познавательные – извлекать информацию, делать логические выводы и т.п.
Личностные – в случае если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора
Слайд 73Технология проблемно-диалогического обучения является
результативной
здоровьесберегающей
общепедагогической
обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта
и творческих способностей младших школьников, воспитание активной личности обучающихся, развитие универсальных учебных действий;
позволяет снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний;
реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени.
Слайд 74САМОЕ ГЛАВНОЕ
О
ТЕХНОЛОГИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Слайд 75ЧТО? Все действия! Но отметка – за решение задачи
КТО? Ученик +
Учитель в диалоге
СКОЛЬКО? Одна задача – одна отметка
ГДЕ? В таблицах образов.результатов и в портфеле достижений школьника
КОГДА? Текущие - по желанию, тематические – обязательны (+ право пересдачи)
КАК? По критериям уровней успешности (с переводом в любой тип отметок)
ИТОГ? Предметные – по таблице результатов, общая – по всем накопленным результатам.
7 правил технологии: ОЦЕНИВАЕМ
Слайд 76Правило 1. ЧТО ОЦЕНИВАЕМ?
«Оцениваться может любое, особенно успешное действие
(предметное, метапредметное,
личностное),
а фиксируется отметкой только демонстрация умения по применению знания (решение задачи)».
Оценка - словесная характеристика результатов действия (можно за любое действие ученика)
Отметка - фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (только за решение продуктивной задачи – каждой в отдельности)
Пример: Ученикам ОБЪЯВЛЯЕТСЯ: общая активность на уроке достойна оценки «молодец», «стараешься», но отметка может быть выставлена только за решение одной задачи от начала до конца.
Слайд 77Правило 2. КТО ОЦЕНИВАЕТ?
«На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания
определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.
После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценки), что она завышена или занижена.
Слайд 78Правило 3. СКОЛЬКО СТАВИТЬ ОТМЕТОК?
«За каждую учебную задачу или группу заданий-задач,
показывающих овладение отдельным умением, ставится своя отдельная отметка»
ПРИМЕР 1: На уроке ученик дважды предъявлял решение двух разных задач – за урок он получает две разные отметки (они могут быть выставлены в журнал на один день, на два дня в рамках общей темы)
ПРИМЕР 2: В проверочной работе – 5 заданий. Значит в контрольной работе ученик видит 5 отметок, которые если необходимо (выставить в журнал одну отметку) усредняются по правилу среднего арифметического. Должно быть видно и понятно ученику
Слайд 79Правило 4. ГДЕ НАКАПЛИВАТЬ ОЦЕНКИ?
В таблицах результатов образования (предметных, метапредметных
и личностных) (+ в портфеле достижений)!
Таблицы результатов образования – составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик:
предметных,
регулятивных,
познавательных,
коммуникативных,
личностных-неперсонифицированных.
.
Слайд 80Правило 6: КАК РАЗЛИЧАТЬ УРОВНИ ОЦЕНОК? (по уровням успешности)
Необходимый уровень (базовый)
– решение простой типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовалось применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».
Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности - «отлично».
Максимальный уровень (Необязательный) - решение «сверхзадачи» по неизученному материалу, когда потребовались либо самостоятельно добытые вне уроков знания, либо новые самостоятельно усвоенные умения. Этот уровень демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам - сверх школьных требований, «превосходно».
Слайд 81Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифм.баллов),
Итоговая
оценка за образовательную ступень – на основе всех результатов:
накопленных учеником в портфеле достижений
итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов
на основе защиты индивидуального итогового проекта (метапредметного или предметного)
Правило 7. Как определять итоговые оценки и отметки?
Слайд 82ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Оценка и отметка всегда считались монополией учителя, а развитие самооценки
- чем-то «дополнительным и необязательным». Если мы хотим помочь нашим детям стать самостоятельными, давайте учить их свободе решений и ответственности за свой выбор.
Развитие самооценки потребует от вас дополнительных усилий, но вскоре вы увидите как дети станут другими! Как показала практика они говорят: «Теперь понятно зачем мы учимся!» и «Я больше не боюсь отвечать, потому что учитель со мной советуется!»
Слайд 84Определение метода проектов
Метод проектов позволяет каждому обучающемуся найти и выбрать
дело
по душе, в соответствии
со своими устремлениями и
возможностями, освоить
необходимые знания и
навыки,
способствуя зарождению
интереса к последующей
деятельности.
Слайд 85
Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся.
Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы
самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы, города, села.
Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Оно включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.
Ролевой проект является наиболее сложным в разработке и реализации. Участвуя в нём, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Результат проекта остаётся открытым до самого окончания.
Слайд 86Применение проектных технологий в
обучении математике позволяет строить образовательный процесс на
учебном диалоге ученика и учителя, учитывать индивидуальные способности, формировать мыслительные и самостоятельные практические
действия, развивать творческие
способности, активизировать
познавательную деятельность
учащихся.
Слайд 87
Метод проектов по своей
дидактической сущности нацелен на
формирование способностей, обладая
которыми, выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора.
Слайд 88Проблемное обучение
в преподавании математики
Слайд 89
Проблемное обучение представляет собой особый тип взаимообусловленной деятельности учителя и
учащихся.
Проблемное обучение следует понимать как тип обучения, обеспечивающий в сочетании с традиционным, развитие всей совокупности чувств и разума, мышления школьника и его памяти, развитие ценностей, интеллектуально активной личности.
Проблемный тип обучения не решает всех образовательных и воспитательных задач, он не может заменить собой всей системы обучения, включающей разные типы, способы и формы организации учебно- воспитательного процесса.
Спецификой такого типа обучения является то, что он обеспечивает усвоения не только новых знаний, но и новых способов умственных действий, а также формирование познавательной потребности, мотивов учения.
Слайд 90 Деятельность учителя и учащихся в
условиях проблемного метода обучения
Деятельность
учителя:
создает проблемную ситуацию
организует размышление над проблемой и ее формулировкой
организует поиск гипотезы
организует проверку гипотезы
организует обобщение результатов и применение полученных знаний
Деятельность ученика:
осознают противоречия
Формирует проблему
выдвигают гипотезы, объясняющие явления
проверяют гипотезу в эксперименте, решении задач
анализируют результаты, делают выводы.
применяют полученные
знания
Слайд 91 Главный смысл деятельности Учителя состоит в том, чтобы создать каждому
воспитаннику ситуацию успеха.
А. Белкин
Слайд 92ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ.
Помните-каждый ребенок индивидуален.
Организуя, учебную деятельность по предмету учитывайте возможности
и способности учеников
Помните, что главным является не предмет, которому ВЫ учите, а личность, которую ВЫ формируете
Помогите ребенку адекватно оценивать ту работу, которую он сделал
Помните, что знает материал не тот, кто пересказывает материал, а кто его применяет на практике
Научите ребенка высказывать свои мысли
Не бойтесь" нестандартных уроков", попробуйте, различные виды игр, дискуссий и групповую работу для освоения материала.
Слайд 93Процесс работы по теме «Формирование универсальных учебных действий» - это попытка
осознать, какие требования предъявляет учительству внешний мир.
Главная польза тщательного изучения многочисленных документов - формирование личных представлений о системе, в которой работаешь и собираешься работать дальше.
Формирование универсальных учебных действий у каждого учащегося – это жизненная необходимость!!!
Наша задача не предвидеть будущее, а творить его уже сегодня, ведь будущее всегда заложено в настоящем!
- здоровья !
- творческих успехов !
- сохранить верность традициям !
- чувствовать время !
- не останавливаться на достигнутом !