Слайд 1Формирование ключевых компетенций во внеурочной деятельности
Подготовила:
Патракова Г.В. – воспитатель ГПД
МКОУ
«Воткинская специальная (коррекционная) школа
Слайд 2 Глоссарий
Компетентный человек – это сформированная личность, способная
брать на себя ответственность в различных ситуациях, готовая расширять границы своих знаний и совершенствовать их.
Компетентность -результат образования, выражающийся в овладении учащимся определенным набором способов деятельности.
Латинское competentia в переводе означает «круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает знаниями и опытом».
Компетенция - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по определённому кругу предметов и процессов необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним.
Слайд 3Чем компетенции отличаются от других результатов образования?
Знание – информация,
присвоенная человеком . Умение - подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым точно, быстро и сознательно на основе усвоенных знаний и жизненного опыта, которые, совершенствуясь и автоматизируясь, превращаются в навыки.
Навыки – действия, выполняемые автоматически. Элементы функциональной грамотности – присвоенные алгоритмы, позволяющие человеку быть адекватным в конкретной ситуации
Слайд 4Компетенция
в отличие от знания существует в форме деятельности (реальной или
умственной), а не информации о ней;
в отличие от умения – переносима (связана с целым классом предметов воздействия), совершенствуется не по пути автоматизации и превращения в навык, а по пути интеграции с другими компетентностями;
в отличие от навыка – осознана;
в отличие от элемента функциональной грамотности позволяет решать целый класс задач.
Слайд 5Ключевые компетенции
Компетенции относятся к ключевым, если овладение ими позволяет решать различные
проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни. Ими необходимо овладеть для достижения различных важных целей, решения сложных задач в самых разных ситуациях.
Ключевые компетенции надпредметны и междисциплинарны, они применимы в различных ситуациях, не только в школе, но и на работе, в семье, в политической сфере и др.
Слайд 6Ключевыми словами в характеристике компетенций являются слова:
искать,
думать,
сотрудничать,
приниматься за дело,
адаптироваться.
Слайд 7Ключевые слова
Сотрудничать:
уметь работать в группе; принимать решения; улаживать разногласия
и конфликты; договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;
Думать:
устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями; критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению; уметь противостоять неуверенности и сложности; занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать своѐ собственное мнение; оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, а также с окружающей средой; оценивать произведения искусства и литературы;
Искать:
опрашивать окружение; консультироваться у педагога; получать информацию
Приниматься за дело:
включаться в группу или коллектив и внести свой вклад; доказать солидарность; организовать свою работу; пользоваться вычислительными и моделирующими приборами;
Адаптироваться:
использовать новые технологии, информации и коммуникации; стойко противостоять трудностям; находить новые решения
Слайд 8Ключевые компетенции
•ценностно-смысловые;
•учебно-познавательные;
•информационные;
•коммуникативные;
•социально-трудовые;
•общекультурные;
•компетенции личностного самосовершенствования.
Слайд 9Методы
активного обучения и воспитания, позволяющие развивать ключевые компетенции:
1.
метод сотрудничества
2. деловая игра
3. обучение через деятельность
4. метод проектов
Слайд 10Выделяются три общие организационные формы развития компетенций:
общешкольная, индивидуальная работа и
сотрудничество в группе.
Практика показывает, что при групповой работе «в процессе решения проблемы и столкновения мнений появляется реальная возможность формировать ключевые навыки общения, развивать речь, учить договариваться друг с другом, видеть и понимать, что человек нуждается в твоей помощи».
(Кузнецова И.В.)
Слайд 11Формами воспитательной деятельности развивающими компетенции являются:
•КТД – коллективное творческое дело
в рамках внеклассной работы;
•внеклассные мероприятия;
•кружковые занятия, работа секций, студий; •тематические классные часы;
•участие в творческих конкурсах;
•портфолио учащегося.
Слайд 12Уровень овладения ключевыми компетенциями – тот реальный багаж, который в дальнейшей
взрослой жизни выпускника будет востребован в первую очередь, и именно от этого багажа зависит не только его дальнейшая жизненная и профессиональная карьера, но и будущее региона, того уголка земли, где он будет жить…
Слайд 131. Учебно-познавательная компетенция-
это способность к самостоятельной познавательной деятельности, владение приёмами действий
в нестандартных ситуациях. Проявляется в развитых интеллектуальных качествах личности. Проектная деятельность, участие детей в интеллектуальных играх и конкурсах, участие в конференциях, и т.п.
Слайд 142. Общекультурная компетенция -
предполагает освоение основ отечественной и мировой культуры. Участие
в творческих конкурсах, проведение мероприятий по культуре речи, культуре общения, поведения, экскурсии, посещения театров, музеев.
Слайд 153. Коммуникативная компетенция -
предполагает наличие готовности и способности свободно осуществлять
коммуникации, способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым.
Все формы диалога; доклады и сообщения; ролевые и деловые игры; исследования и проекты, требующие проведения опросов, бесед, интервью у разных категорий людей; обсуждения, дискуссии, диспуты; упражнения психологического тренинга общения, в том числе в конфликтных ситуациях; выступление на защитах исследовательских работ, подготовленных товарищами, в качестве оппонентов; выступление в качестве ведущих на мероприятиях, вечеров и т.д.;
Слайд 164. Ценностно-смысловая компетенция
определяется развитыми нравственными, эмоциональными, эстетическими установками и качествами, готовностью,
способностью жить по традиционным нравственным законам.
Осуществляется через работу детской и молодежной организации, классные мероприятия самоуправленческой деятельности, традиции класса, школы, участие в работе Совета школы , участие в социально значимых проектах и акциях школы, города.
Слайд 175. Социально-трудовая компетенция
это присущие личности гражданские, демократические и патриотические убеждения,
освоенные социальные практики, способность действовать в социуме с учётом позиций других людей.
День самоуправления, субботники, акции милосердия...
Слайд 186. Компетенция личностного самосовершенствования-
направлена на то, чтобы осваивать способы физического, духовного
и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. Реальным объектом здесь выступает сам ученик. Он владеет способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К этой компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности.
Слайд 197. Продуктивная компетенция -
умение работать и зарабатывать, быть способным создать собственный
продукт, принимать решения и нести за них ответственность.
Кружковые занятии, мероприятия, в ходе которых создаются различные творческие работы, проекты, презентации и т.д.)
Слайд 208. Информационная компетенция -
включает две группы базовых компетенций :
1) компетенции
работы с информацией: осознание потребности в информации; выбор стратегии поиска информации; отбор, сравнение и оценка информации; систематизация, обработка и воспроизведение информации; синтез существующей информации и создание нового знания;
2) компетенции использования информационных технологий: использование стандартного программного обеспечения, технических устройств (компьютера, оргтехники, цифровой техники); поиск информации в Интернете; сетевое взаимодействие.
Слайд 21Ключевые компетенции
•ценностно-смысловые;
•учебно-познавательные;
•информационные;
•коммуникативные;
•социально-трудовые;
•общекультурные;
•компетенции личностного самосовершенствования.
Слайд 22Виды деятельности.
Игровая
деятельность
Познавательная
деятельность
Проблемно-
ценностное общение
Художественное
творчество
Социальное
творчество
Техническое
творчество
Трудовая
деятельность
Спортивно
-оздоровительная
деятельность
Досугово-
развлекательная
деятельность
(досуговое общение)
Экскурсионная
деятельность
Проектная
деятельность
Слайд 23Направления внеурочной деятельности
Спортивно-оздоровительное
Духовно-нравственное
Общекультурное
Коррекционно-развивающее
Социальное
Слайд 24Формы внеурочной деятельности
Круглый стол
Кружок
Соревнование Ансамбль
Театр Студия
Секция Клуб
Классный час
Мастерская
Экскурсия
Диспут
Олимпиада
Общественно-полезная практика