Слайд 1Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж
№5» Обособленное подразделение №3
разработала
преподаватель ПМ
Приданцева М.Ю.
Демонстрация иллюстраций
по ПМ.01 Проведение профилактических мероприятий
МДК.01.03. Осуществление профилактических мероприятий в системе ПМСП
на тему: «Физиологические особенности лиц пожилого и старческого возраста».
№ 1
Москва 2018
Слайд 2Геронтология- это наука изучающая процессы старения, его биологические, медицинские, социальные, психологические
и экономические аспекты.
Гериатрия(гер- от греческого старик, атрис- лечение)- составная часть геронтологии, включающая в себя медицинские аспекты старения.
Задачи гериатрии:
Изучение особенностей развития, клиническое течение, лечение и профилактика различных заболеваний у людей пожилого и старческого возраста.
Выявление возможностей влияния на процесс старения и обеспечение высокого качества жизни пожилого пациенты.
Слайд 3Анатомо-физиологические особенности лиц пожилого возраста.
Особенности системы органов дыхания
Признаки старения: Снижение ЖЕЛ,
ухудшение бронхиальной проходимости, нарушение дренажной функции бронхов, снижение кашлевого рефлекса, уменьшение общей и местной иммунологической реактивности.
Механизмы старения: Ослабление эластичности лёгочной ткани, уменьшение количества альвеол, ослабление дыхательной мускулатуры, ограничение подвижности грудной клетки (формирование кифоза).
Слайд 4Особенности сердечно сосудистой системы
Признаки старения: Уменьшение сократительной способности миокарда. Уменьшение пластичности
сосудов. Ухудшение коронарного кровообращения. Увеличение артериального давления и уменьшение венозного. Увеличение размеров сердца.
Механизмы старения: Уменьшение количества клеток миокарда, атрофия и склероз. Склеротическое уплотнение сосудов (аорты, артерий). Уменьшение количества функционирующих капилляров. Уменьшается величина минутного объёма сердца, т.к. уряжается частота сердечных сокращений.
Слайд 5Особенности системы крови
Признаки старения: Объём крови практически не изменяется. Тенденция к уменьшению
эритроцитов и Нв. Уменьшение лейкоцитарной реакции при воспалительных процессах. При кровопотерях и стрессах резко снижаются адаптационные возможности системы.
Механизмы старения: Уменьшается объём костного мозга (замещается жировой и соединительной тканью) – в 70 лет – кроветворная ткань костного мозга составляет 30%.
Слайд 6Особенности пищеварительной системы
Признаки старения: Нарушение прикуса, акта кусания и механической обработки
пищи в полости рта. Ухудшение восприятия вкусовых ощущений, уменьшение удовольствия от приёма пищи, сухость во рту. Дисфагия – нарушение глотания. Снижение секреторной и всасывательной функции ЖКТ. Запоры.
Ослабление обоняния: потеря восприятие запахов и способность различать запахи.
Механизмы старения: Уменьшение размеров верхней челюсти, атрофия жевательных мышц, потеря зубов. Уменьшение количества вкусовых сосочков на 50%, атрофия слюнных желёз. Ослабление подвижности пищевода и нарушение функции сфинктеров. Ослабление перистальтики кишечника. Снижение антитоксической функции печени.
Ослабление функции клеток, воспринимающих запах, курение, и различные химические вещества.
Слайд 7Особенности опорно-двигательного аппарата
Признаки старения: Уменьшение роста, мышечной силы и массы. Формирование
кифозов (горб). Остеопороз – уменьшение костной массы – склонность к переломам. Окостенение суставов и их воспаление.
Механизмы старения: Снижение (атрофия) мышц. Искривление позвоночника. Уменьшение содержания минеральных веществ в костях (к 60 годам плотность у мужчин составляет 70%, а у женщин – 60% от нормальной). Обызвествление хрящей, разрушение их с потерей влаги. Повышение окостенения сухожилий. Снижение плотности кости в результате уменьшения количества костного вещества кальция.
Слайд 8Особенности нервной системы
Признаки старения: Снижение памяти, уменьшение способности к обучению
Механизмы старения: Атрофия
мозга из-за гибели нейронов. Ухудшение мозгового кровообращения. Сужение черепно-мозговых сосудов. Снижение ортостатических рефлексов. Снижение чувствительности к изменениям температуры. Уменьшение чувства жажды и желания пить. Снижение функции спинного мозга.
Слайд 9Старость-это закономерно наступающий заключительный период возрастного развития.
Старение- разрушительных процесс, который развивается
в результате нарастающего с возрастом повреждающего действия экзогенных и эндогенных факторов, ведущий к развитию возрастной патологии.
Различают: естественное(физиологическое) и преждевременное старение (факторы риска: наличие хронических заболеваний, неблагоприятные факторы окружающей среды, вредные привычки, гиподинамия, нерациональное питание, отягощенная наследственность, длительные и часто повторяющиеся нервноэмоциональные перенапряжения.
Слайд 10Такие люди нуждаются в 7-8 часовом сне(без дневного сна, иначе бессонница),
а люди с выраженной астенизацией (астения, астенический синдром- повышенная утомляемость, истощаемость, ослабление или утрата способности к продолжительному физическому или умственному напряжению) в дополнительном сне.
Советы:
1. Засыпать пожилой человек должен в тишине.
2. Постель должна быть твердая.
3. Температура воздуха в комнате – 20-23°С(в связи с нарушением микроциркуляции).
4. Воздух должен быть чистым, комната проветренной, лучше спать с открытой форточкой.
5. Одеяло должно быть легкое и теплое, подвернутое под матрац и дающее возможность удобно укутать ноги.
Слайд 116. Последний прием пищи не позднее, чем за 4 часа до
сна, перед сном лучше выпить кефира. Не рекомендуется, есть сладости.
7. Перед сном необходима недлительная прогулка или просто ходьба по коридору.
8. Можно изменить распорядок дня за счет интересных дневных занятий, удерживающих пожилого человека от сна днем и делающим его менее сонливым.
Ночной диурез увеличивается, за счет уменьшения концентрационной способности почек, советы:
Не принимать жидкость непосредственно перед сном
Необходимо выдать пациенту судно
Слайд 12Советы по гигиене:
Гигиена тела 1-2 раза в неделю.
Ноги мыть ежедневно с
использованием щетки, своевременно обрезать ногти и удалять мозоли(только после распаривания).
Использовать мыло с высоким содержанием жира для профилактики сухости кожи и зуда.
Использовать кремы для уменьшения сухости кожи.
Ванная или душ пожилого человека рекомендуется в присутствие родственников или медицинского персонала. Температура воды – 36-37°С. Рекомендуется принимать душ, а не ванну, принимать стоя или сидя, в теплом, вентилируемом помещении.
Слайд 13Советы по обеспечению безопасных и комфортных условий для пациентов:
Кровать должна быть
не ниже 60 см., чтобы, сев на ней, больной касался ногами пола. Желательно наличие функциональной кровати, у которой можно опускать и поднимать головную и ножную часть, создавая при этом комфортное положение тела. Более целесообразны 2 небольшие подушки, чем одна большая подушка.
На постели не должно быть складок, швов.
Необходимо каждый день осматривать кожные покровы. При наличии покраснения- обрабатывать камфорным спиртом или 2% раствором перекиси водорода(места наибольшего сдавливания- затылок, лопатки, локти, пятки).
Обязательно наличие столика (тумбочки) и индивидуального освещения.
Рядом с кроватью должна быть кнопка вызова медперсонала.
В комнатах не должно быть излишней мебели.
Слайд 147. Не переставлять мебель, не предупредив об этом пожилого человека (т.к.
старые люди живут многолетней выработанной привычкой, стереотипом).
8. Пол должен быть покрыт цельным ковром.
9. Носить тапочки, а не шлепанцы.
10. Оборудовать ванные комнаты опорами (поручнями), резиновыми ковриками, срочной сигнализацией.
11. Не закрывать ванные комнаты с внутренней стороны.
В пожилом и старческом возрасте развивается хроническая ишемия головного мозга, которая связана с наличием атеросклероза сосудов головного мозга- риск травматизма. Также головокружения могут возникать при резком переходе пациента из горизонтального в вертикальное положение – ортостатический коллапс.
12. Вследствие нарушения памяти нередко уходят из дома, теряются в холодную погоду- необходимо в карманы одежды положить записки с указанием ФИО, адреса, телефона.
Слайд 15 Работа с конспектом лекции
Самостоятельная работа: