Слайд 2ПЛАН:
Понятие о памяти. Значение памяти в жизни и деятельности человека.
Процессы памяти:
запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.
Виды памяти. Закономерности памяти.
Развитие памяти.
Слайд 3ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Мнемоника - совокупность приемов, облегчающих запоминание.
Представления памяти- образы ранее воспринятых
материалов.
Проактивное торможение - ухудшение воспроизведения материала под влиянием деятельности, предшествующей забыванию. 4. Ретроактивное торможение - отрицательное влияние последующей деятельности на связи, выработанные в предшествующей деятельности.
Реминисценция - отсроченное воспроизведение ранее усвоенного, казавшегося забытым.
Эйдетическая память - зрительная память на образы, характеризующаяся особенностью их сохранять и воспроизводить в течении достаточно длительного времени.
Слайд 41.Определение памяти
сохранять
Память — одна из психических функций и видов
умственной деятельности, предназначенная
накапливать
воспроизводить
использовать информацию
Слайд 5Понятие памяти
Под памятью обычно понимают запоминание, сохранение и последующее воспроизведение
обстоятельств жизни и деятельности личности, её прошлого опыта.
Слайд 6
Процессы
памяти
запоминание
хранение
воспроизведение
узнавание
припоминание
забывание
Слайд 7Запоминание
Хранение
Воспроизведение
Узнавание
процесс памяти, посредством которого происходит запечатление
следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей.
процесс накопления материала в структуре памяти,
включающий его переработку и усвоение
процесс актуализации элементов прошлого опыта образов,
мыслей, чувств, движений
опознание воспринимаемого объекта или явления как уже
известного по прошлому опыту, установлением сходств между
объектом и образом его в памяти
Припоминание
процесс затруднения воспроизведения
Забывание
потеря возможности воспроизведения, а иногда даже
узнавания ранее запомненного
Слайд 9Мгновенная память связана с удержанием точной и полной картины только что
воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Эта память — непосредственное отражение информации органами чувств. Ее длительность от 0,1 до 0,5 с. Мгновенная память представляет собой полное остаточное впечатление, которое возникает от непосредственного восприятия стимулов. Это — память-образ.
Слайд 10Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка
времени. Длительность удержания мнемических следов здесь не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20 .В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Эта память работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на. последующее воспроизведение материала. Кратковременную память характеризует такой показатель, как объем. Он в среднем равен от 5 до 9 единиц информации и определяется по числу единиц информации, которое человек в состоянии точно воспроизвести спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления ему этой информации.
Кратковременная память связана с так называемым актуальным сознанием человека. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая сознается, соотносится с актуальными интересами и потребностями человека, привлекает к себе его повышенное внимание.
Слайд 11Оперативной памятью называют рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее
заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезать из оперативной памяти. Этот вид памяти по длительности хранения информации и своим свойствам занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной.
Слайд 12Долговременная — это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного
срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочивает ее следы в долговременной памяти. Последняя предполагает способность человека в любой нужный момент припомнить то, что когда-то было им запомнено. При пользовании долговременной памятью для припоминания нередко требуется мышление и усилия воли, поэтому ее функционирование на практике обычно связано с двумя этими процессами.
Слайд 13Генетическую память можно определить как такую, в которой информация хранится в
генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Основным биологическим механизмом запоминания информации в такой памяти являются, по-видимому, мутации и связанные с ними изменения генных структур. Генетическая память у человека — единственная, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание.
Слайд 14Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Она чрезвычайно
важна для людей любых профессий, особенно для инженеров и художников. Хорошей зрительной памятью нередко обладают люди с эйдетическим восприятием, способные в течение достаточно продолжительного времени «видеть» воспринятую картину в своем воображении после того, как она перестала воздействовать на органы чувств. В связи с этим данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.
Слайд 15Слуховая память — это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков,
например музыкальных, речевых. Она необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий ею, быстро и точно может запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т.п. Этот смысл он может передать собственными словами, причем достаточно точно. Этим типом памяти обладают ученые, опытные лекторы, преподаватели вузов и учителя школ.
Слайд 16Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и
воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных, в частности трудовых и спортивных, умений и навыков. Совершенствование ручных движений человека напрямую связано с этим видом памяти.
Слайд 17Эмоциональная память — это память на переживания. Она участвует в работе
всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.
Слайд 18Типологии памяти
кратковременная
Словесно - логическая
образная
эмоциональная
долговременная
сенсорная
процедурная
произвольная
эпизодическая
семантическая
моторная
непроизвольная
неопосредованная
опосредованная
Слайд 19 действия
установки
края
повторения
осмысления
интереса
незавершенности
Интересное запоминается
легче
Если человек сам себе дал
установку запомнить
информацию,
то запоминание произойдёт
легче
Информация, участвующая
в деятельности запоминается
лучше
Чем глубже осознать
запоминаемую
информацию, тем лучше
она запомнится
Лучше всего запоминается
информация,
представленная
в начале и в конце
Лучше всего запоминается
информация, которую
повторили несколько раз
Лучше всего запоминаются
незавершённые действия,
задачи, недосказанные
фразы и т.д.
Закон
Слайд 204.Развитие памяти.
Развитие памяти- это процесс перехода от
запоминания более простыми и менее эффективными способами к более сложному и эффективному запоминанию. В процессе обучения личности и созревания мозга память становиться более управляемой, произвольной, способной запомнить разнообразный материал и в большем объёме. Увеличивается показатели продуктивности памяти: скорость, прочность и точность запоминания и воспроизведения.
Младший школьный возраст- появляется только тенденция к опосредованному и произвольному запоминанию.
Младший подростковый возраст - память становиться более произвольной, осмысленной и опосредованной.
Старший подростковый и ранний юношеский возраст – опосредованная память становится доминирующей и развивается в направлении интеллектуализации
Слайд 21Нарушение памяти
Гипомнезия
Гипермнезия
Парамнезия
Детская амнезия
Ослабление памяти. Ослабление памяти может возникнуть с возрастом
или/и как следствие какого-либо мозгового заболевания (склероза мозговых сосудов, эпилепсии).
Аномальное обострение памяти по сравнению с нормальными
показателями, наблюдается гораздо реже. Люди, отличающие-
ся этой особенностью, забывают события с большим трудом
Подразумевают ложные или искаженные воспоминания, а
также смещение настоящего и прошлого, реального и
воображаемого.
Потеря памяти на события раннего детства. Этот вид амнезии
связан с незрелостью гиппокампальных связей, либо с
использованием других методов кодирования «ключей» к
памяти в этом возрасте.