Слайд 2Именно у осетин и, конечно, отчасти уже у их далеких предков
сформировалось ядро нартовского эпоса и наметились его главные герои…
Что такое Нарты – на их исконной родине, то есть у осетин, и у их самых последовательных восприемников? Легендарные герои, бойцы, жившие в глубокой древности…
Жорж Дюмезиль
Слайд 3Аланы – осетины сохранили скифскую речь и культуру, бережно пронесли сквозь
тысячелетия бесценные памятники фольклора
Слайд 4 Генезис и становление эпоса.
Истоки нартского эпоса восходят к III тысячелетию
до н.э., к эпохе индоиранского единства, а пополнение и творческое развитие эпических сказаний продолжалось до середины о II тысячелетия н.э. Сказания о героях-нартах отразили в образной художественной форме огромный период в жизни народа – от родового строя до феодальной раздробленности на закате средневековой Аланской державы.
Слайд 6Относительно происхождения слова «нарт»
ученые не пришли к единому мнению; часть
из них усматривает сходство с иранским словом «нар» (мужчина), осетинским «нае арт» (наш огонь) и древнеиндийским корнем «нрт» (плясать). В.И.Абаев полагал, что слово «нарт» восходит к монгольскому корню «нара» – солнце.
Слайд 7Историческая действительность и художественный вымысел в сказаниях.
Нарты – поэтический псевдоним народа,
создавшего эпос и запечатлевшего в героических сказаниях идеологию, общественные отношения и личностные идеалы ранних этапов своей истории. В образах бесстрашных и жизнерадостных, свободолюбивых и мудрых героев воплощены главные качества самого народа.
Слайд 8Основные сюжеты сказаний.
«Нартский век» осетинской истории – героическая эпоха походов и
войн, борьба за свободу, формирования плененных союзов и государственности. Воинская идеология и рыцарская этика пронизывают эпос, служат главными критериями оценки богатырей –нартов, их друзей и соперников. Необходимыми качествами мужчины – воина считались храбрость в сражении, умеренность в пище и уважение к женщине.
Слайд 10 Нарты, - пишет известный исследователь осетинского фольклора профессор
Василий Абаев, - это поэтический псевдоним самих создателей эпоса, алан. Нартский эпос – это поэтизированная и фантастическая автобиография народа в древнейший, овеянный мифами и легендами период его жизни». В сказаниях о нартах осетины воспевали не отвлеченные мифологические образы, это была своеобразная летопись народа, повествующая о его жизни и борьбе, мечтах и стремлениях, о борцах за народное счастье. Передаваемые из уст в уста нартовские сказания составляли часть жизни осетин, в свою очередь, жизнь давала материал для эпоса.
Слайд 12 Хозяйственные заботы Нартов связаны со скотоводством и земледелием,
наиболее почитаемым ремеслом является у них кузнечное дело. И все же любимым занятием героев эпоса были военные походы. Это соответствует реалиями скифо-сартатского и аланского времени. Вернувшись домой с богатой добычей, нарты устраивали грандиозные пиры с воинскими турнирами, песнями и танцами, чтобы затем вновь отправится в далекие страны.
Слайд 13Собирание, изучение и публикация сказаний.
Первые записи нартских сказаний относятся
к 60-м годам ХIX в. Пионерами в изучении национальной культуры и фольклора, приступившими к сбору эпических текстов, были Василий Цораев, Гацир и Джантемир Шанаевы. Они нашли много последователей в среде осетинской интеллигенции.
Слайд 14Лучшие сказители знали на память десятки эпических сюжетов. Сказания исполнялись нараспев
под аккомпанемент арфы или кисын-фандыра.
Слайд 15 Представитель «исторической школы» в русской фольклористике В.О.Миллер (1848–1913) был первым, кто
занялся научным изучением осетинского фольклора, в частности, в 1880–90-х он опубликовал нартские сказания на осетинском языке, снабдив их русским переводом и комментариями.
Слайд 16Французский историк и филолог Ж.Дюмезиль (1898–1986) в 1930 издал книгу Легенды
о нартах, куда были включены все вышедшие прежде сказания, причем как осетинские, так и кабардинские, черкесские, балкарские и карачаевские, чеченские и ингушские варианты.
Слайд 17Огромный вклад в изучение эпоса сделал советский ученый, лингвист, исследователь мифологии
и фольклора иранских народов В.И.Абаев (1900–2001). В частности, он был научным консультантом фундаментального издания Нарты.
Слайд 18 Родовая организация нартов в сказаниях
Нартское общество устроено
в соответствии с идеей о трех социальных функциях, характерной для всех индоиранских народов. Нарты делятся на три рода: Алагата – хранители религиозных традиций; Ахсартаггата, к которому принадлежат главные герои сказаний – доблестные воины; Бората, отличающийся многочисленностью и богатством.
Слайд 20Бората
Фамилия не поддается ясному толкованию, но отличительное свойство Бората, их жизненный
принцип – богатство. И только глава рода проявляет как-то свою личность.
Имя его –Бурафарныг . Вместо того чтобы сражаться, он действует как заговорщик и подстрекает других.
Он знаменит своей роскошью.
Слайд 22Ахсартагката
В юном Батразе лишь проявились в крайней степени фамильные черты Ахсартагката.
Этот род включает два поколения самых прославленных героев: Урызмаг и Хамыц – «старшие», Сослан (Созырыко) и Батраз – «младшие». Большая часть эпоса посвящена их подвигам. Имя родоначальника показательно: Æxsærtæg произошло от Æхsar(t), имени его брата-близнеца, которое означает «силу», «храбрость», «героизм».
Слайд 23Ахсартагката : Урызмаг и Хамыц – «старшие», Сослан (Созырыко) и Батраз
– «младшие». Большая часть эпоса посвящена их подвигам.
Слайд 25Алагата
Рядом с этими двумя родами – «богачей» и «воинов» – род
«умных», как его определяют, играет частную, очень ограниченную роль, которая не имеет отношения к уму, но затрагивает другую, не менее важную сторону «первой функции». Именно у них собираются все три рода на коллективное бражничанье. Алагата играют ту же роль, что у Геродота νομάρχης, а также маги, потому что ведь чаша – волшебная. Они хранят у себя Нартамонга и торжественно приносят на кувд.
Слайд 26
Циклизация эпоса
По замечанию В.И.Абаева, эпос в том
виде, в котором он сохранился, находится на пути к гиперциклизации, когда отдельные циклы начинают сливаться в непротиворечивое повествование эпического характера, а герои оказываются связаны между собой генеалогически. Выделяется четыре основных цикла
Слайд 27Основные герои сказаний
Ахсар и Ахсартаг
Слайд 28Ахсар и Ахсартаг
Близнецы, сыновья Уархага. Ахсартаг женится на Дзерассе, дочери правителя
водного царства Донбеттыра. Впоследствии Ахсартаг убивает своего брата Ахсара, от раскаянья кончает с собой.
Дзерасса возвращается в подводное царство и там производит на свет двух близнецов, Урызмага и Хамыца, которые, возмужав, возвращаются на родину отца и выдают свою мать Дзерассу замуж за деда Уархага.
Слайд 29Сатана
Дочь Уастырджи.
Среди нартских девушек ей не было равных по красоте.
Сатана —
щедрая гостеприимная хозяйка, которая неоднократно спасает нартов от голодной смерти и прочих бед. Ей принадлежит заслуга изобретения популярных напитков осетин (аланов) — пива и алутона, а также хмельного медового напитка ронга .
Сатана — ключевая фигура эпоса.
Слайд 33Сослан
Сослан, Созрыко, в осетинском нартском эпосе герой. Сослан родился из камня.
Курдалагон разбил камень и оттуда вынули младенца. Сатана дала ему имя и вырастила его. Решив стать непобедимым, Сослан потребовал, чтобы его закалили.
Раскалённого на дубовых углях С. Курдалагон бросил в колоду …
Слайд 40Батрадз
Батрадз родился из спины своего отца Хамыца, выскочив оттуда раскалённым
как огонь. Батрадз не живёт на земле, он обитает либо у матери в море либо на небе у закалившего его кузнеца Курдалагона. Он появляется на земле только для того, чтобы совершить подвиг и каждое его появление сопровождается образом грома, молнии и вихря. Батрадз намного превосходит нартов по силе и отваге и приходит к ним на помощь по первому их зову.
Слайд 43Юный Батрадз, узнав о смерти своего отца, желает отомстить убийцам. Только
после того как мачеха открыла ему тайну он отпустил ее. Батрадз погибает в борьбе с небожителями, отомстив за смерть своего отца Хамыца нартам и небесным божествами. После его смерти на месте, куда упали три слезы Бога, пролитые Им из-за скорби по Батрадзу, возникли три осетинских святилища Таранджелоз, Реком и Мыкалгабырта.
Слайд 44После смерти Батраза на месте, куда упали три слезы Бога, пролитые
Им из-за скорби по Батразу, возникли три осетинских святилища Таранджелоз, Реком и Мыкалгабырта.
Слайд 45Ацамаз
Ацамаз - любимец богов, героев и негероев, он вобрал
в себя самые безупречные черты рыцаря: выдающаяся доблесть, телесное совершенство, искусство общения, несравненный дар музыканта и танцора.
Под звуки свирели Ацамаза начинают таять ледники, выходят из укрытий животные, расцветают цветы. Услышав игру Ацамаза, его полюбила красавица Агунда
Слайд 48Сырдон
Герой осетинского нартского эпоса, сын Гатага, водного божества и Дзерассы.
Когда С. подрос, он покинул подводную страну и пришёл к нартам. Узрев в нём что-то дьявольское, хитрое, нарты не приняли его в своё общество, и С. поселился под землёй в лабиринте. Приходя ежедневно на нартский нихас (место собраний и игр), С. натравливал нартов друг на друга, а потом внезапно исчезал. Нарты назвали С. коварством неба и хитростью земли
Слайд 51Богоборческие мотивы.
Мотивы богоборчества часто встречаются в нартском эпосе:
гибель Сослана в столкновении с колесом Ойнона (Балсага), война Батрадза с небожителями и в особенности гибель нартов, наступившая из-за того, что нарты, победив всех врагов, решили помериться силой с богом. В наказание бог послал им семилетний неурожай. Но нарты не смирились, и тогда им на выбор было предложено либо плохое потомство, либо всеобщая погибель. Нарты предпочли последнее.
Слайд 53СКАЗАНИЕ «СОБРАНИЕ НАРТОВ» О НРАВСТВЕННЫХ ИДЕАЛАХ НАРТОВ
Именитые нарты сидели на
собрании своем в резных своих креслах... Совет держали они о судьбе нартского народа. И один из старейших нартов сказал:
Слайд 54— Нарты только до тех пор были настоящими нартами, пока небо
не смело греметь над их головой, когда умели они умирать за свой народ, когда каждый умел сдерживать свои страсти. Нарты тогда были настоящими нартами, когда из уст нартского человека выходила одна лишь правда. Наш народ только тогда может называться по-настоящему народом, когда гордо держит он голову и ни перед кем ее не клонит. И взял тут слово второй старейшина:
Слайд 55— Соседние народы только до тех пор завидовали нартам, слава о
нартах только до тех пор разносилась по всему миру, пока воздержаны они были в еде и в ронге меру знали; не предавались обжорству и разгулу, как предаются сейчас, и от чрезмерного пьянства не теряли стыда, не теряли отвагу и разум.
Слайд 56— Только до той поры народ наш может называться нартским народом,
пока младшие будут уважать старшего и почет оказывать ему, пока все мы будем прислушиваться к словам друг друга и пока никто из нартов не будет из-за женской красы терять свое достоинство и свою совесть,— так сказал третий старейшина.