Презентация, доклад на тему Методологические основы компетентностного образования на уроках биологии и химии.

Содержание

АКСЕНЮК ВЕРА ВИКТОРОВНАОбразование - высшее.Категория -высшаяСпециальность по диплому-учитель химии и биологии.Стаж-20 лет.С какого года в данной школе- 2002г.

Слайд 1

Прииртышская ОСШ имени Т.П. Праслова.

Прииртышская ОСШ имени Т.П. Праслова.

Слайд 2АКСЕНЮК
ВЕРА ВИКТОРОВНА
Образование - высшее.
Категория -высшая
Специальность по диплому-учитель химии и биологии.
Стаж-20

лет.
С какого года в данной школе- 2002г.
АКСЕНЮК ВЕРА ВИКТОРОВНАОбразование - высшее.Категория -высшаяСпециальность по диплому-учитель химии и биологии.Стаж-20 лет.С какого года в данной школе-

Слайд 3Методологические основы компетентностного образования на уроках биологии и химии.
Искусство обучения есть

искусство будить в юных душах любознательность и затем удовлетворять ее…
Анатоль Франс
Надо учить не содержанию науки, а деятельности по ее освоению
В.Г.Белинский
«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить» А.Дистервег

Методологические основы компетентностного образования на уроках биологии и химии.Искусство обучения есть искусство будить в юных душах любознательность

Слайд 4 Изменившееся качество жизни требует от выпускника не столько умений выполнять

указания, сколько решать проблемы жизни самостоятельно. Требуется человек, который:


*начинает воспринимать себя по-иному;
*более полно принимает себя и свои чувства;
*становится более уверен в себе и автономен;
*ставит перед собой реальные цели, ведет себя более зрело;
*становится более похожим на человека, которым хотел бы быть;
*начинает принимать и понимать других людей.

Изменившееся качество жизни требует от выпускника не столько умений выполнять указания, сколько решать проблемы

Слайд 5 – принять ученика таким, каков он есть: положительно относится к

нему, понимать его чувства, сопутствующие восприятию нового материала. И на этой основе создать атмосферу, помогающую возникновению учения значимого для ученика.

Главная задача учителя

– принять ученика таким, каков он есть: положительно относится к нему, понимать его чувства, сопутствующие восприятию

Слайд 6 Проблема
Первая проблема – изменившийся социальный заказ школе (от

человека знающего, к человеку умеющему).
Вторая проблема - снижение интереса к предмету. Обилие информации, в которой пребывает сейчас школьник, отнюдь не воспитывает в нем потребности к расширению и углублению своих знаний: надо – услышу по телевизору, скажут сверстники, расскажет учитель. Школьник чаще принимает роль пассивного слушателя.

Проблема   Первая проблема – изменившийся социальный заказ школе (от человека знающего, к человеку

Слайд 7В этой связи основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не

система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах. При этом в содержании образования должна занять важное место коммуникативность: информатизация, знание иностранных языков, межкультурное взаимопонимание.
Содержание образования представляет собой педагогически адаптированный социальный опыт человечества, изоморфный, то есть тождественный, по структуре (но не по объему) человеческой культуре во всей ее структурной полноте.

Современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик “свою”, по-новому взглянуть на привычные вещи, на собственный опыт, на возможность нести ученику информационную культуру действенных знаний.

В этой связи основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама

Слайд 8опыт
творческой деятельности – в форме умения принимать эффективные решения в проблемных

ситуациях;

Содержание образования

опыт познавательной деятельности, фиксированного в форме ее результатов – знаний;

Опыт
осуществления эмоционально-ценностных отношений – в форме личностных ориентаций.

опыт осуществления известных способов деятельности – в форме умения действовать по образцу; 

 

 

опыт творческой деятельности – в форме умения принимать эффективные решения в проблемных ситуациях;Содержание образования опыт познавательной деятельности, фиксированного

Слайд 9Актуальность темы в том, что и Государственный стандарт образования выделяет компетентностный

подход в обучении как один из значимых.
Актуальность темы в том, что и Государственный стандарт образования выделяет компетентностный подход в обучении как один из

Слайд 10

Компетентностный подход в образовании в противоположность концепции

«усвоения знаний» (а на самом деле суммы сведений) предполагает освоение учащимися умений, позволяющим действовать в новых, неопределённых, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе разрешения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов.
Важнейшим признаком компетентностного подхода является способность обучающегося к самообучению в дальнейшем, а это невозможно без получения глубоких знаний.

Компетентностный подход в образовании в противоположность концепции «усвоения знаний» (а на самом деле

Слайд 11Сравнительный анализ
Результаты административных срезов в 4 классах (% качества)
Качество образования в

начальной школе в 2007- 2008 уч. году подтверждается успехами учащихся в олимпиадах и конкурсах, а также в сохранении учебных достижений учеников при переходе в 5 класс.
Сравнительный анализРезультаты административных срезов в 4 классах (% качества)Качество образования в начальной школе в 2007- 2008 уч.

Слайд 12Компетенция - готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов

для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации.
Компетенция - это готовность действовать в ситуации неопределённости.
Что такое «ключевые компетенции»?
Ключевыми называют компетенции, которые являются универсальными, применимыми в различных жизненных ситуациях. Это своего рода ключ к успешности.
Ключевых компетенций не так уж и мало, но все они складываются из четырёх элементарных ключевых компетенций:
· Информационная компетенция - готовность к работе с информацией;
· Коммуникативная компетенция - готовность к общению с другими людьми, формируется на основе информационной;
· Кооперативная компетенция - готовность к сотрудничеству с другими людьми, формируется на основе двух предыдущих;
· Проблемная компетенция - готовность к решению проблем, формируется на основе трёх предыдущих.
Компетенция - готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной

Слайд 13Под ключевыми компетенциями применительно к школьному образованию понимается готовность учащихся самостоятельно

действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем.

В 6 кл. по теме “Транспорт веществ в растении” учащиеся впервые должны усвоить такие понятия как диффузия, осмос, концентрация веществ, транспирация, корневое давление и прочие. Для этого им необходимо знать особенности строения молекулы воды как диполя, что разноименно заряженные частицы притягиваются, как происходит испарение, и они движутся, как вещества растворяются и что такое концентрация веществ. Здесь требуются знания из физики, химии, чтобы суметь представить как молекулы воды “карабкаются” по тоненьким трубочкам – сосудам корней, стеблей, листьев, проникают в каждую клеточку.

Под ключевыми компетенциями применительно к школьному образованию понимается готовность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении

Слайд 14Что даёт компетентностный подход учителю и ученику
Компетентностный подход позволяет:
Согласовать цели

обучения, поставленные педагогами, с собственными целями учащихся;
Подготовить учеников к сознательному и ответственному обучению в вузе или колледже;
Подготовить учащихся к успеху в жизни, развивающейся по непредсказуемым законам;
Повысить степень мотивации учения, за счёт осознания его пользы для сегодняшней и последующей жизни учащихся;
Облегчить труд учителя за счёт постепенного повышения степени самостоятельности и ответственности учащихся в учении;
Обеспечить единство учебного и воспитательного процессов, когда одни и те же задачи разносторонней подготовки к жизни решаются различными средствами урочной и внеурочной деятельности.

Что даёт компетентностный подход учителю и ученикуКомпетентностный подход позволяет: Согласовать цели обучения, поставленные педагогами, с собственными целями

Слайд 15Что должен уметь педагог
Чтобы успешно реализовать компетентностный подход, педагог должен уметь:

Успешно решать свои собственные жизненные проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность и ответственность;
Видеть и понимать действительные жизненные интересы своих учеников;
Проявлять уважение к своим ученикам, к их суждениям и вопросам, даже если те кажутся на первый взгляд трудными и провокационными, а также к их самостоятельным пробам и ошибкам;
Чувствовать проблемность изучаемых ситуаций;
Связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и интересами учащихся, характерными для их возраста;
Закреплять знания и умения в учебной и во внеучебной практике;
Планировать урок с использованием всего разнообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы (групповой и индивидуальной), диалогических и проектно-исследовательских методов;
Ставить цели и оценивать степень их достижения совместно с учащимися;
В совершенстве использовать метод «Создание ситуации успеха»;
Привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся, создавать новый опыт деятельности и организовывать его обсуждение без излишних затрат времени;
Оценивать достижения учащихся не только отметкой-баллом, но и содержательной характеристикой;
Оценивать продвижение класса в целом и отдельных учеников не только по предмету, но и в развитии тех или иных жизненно важных качеств;
Видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности к жизни.

Что должен уметь педагогЧтобы успешно реализовать компетентностный подход, педагог должен уметь: Успешно решать свои собственные жизненные проблемы,

Слайд 16Привычки считать себя главным и единственным источником знаний для своих учеников;

Передавать ученикам свой опыт жизни и воспитывать их исходя из того, как был воспитан сам;
Представлений о том, что существуют раз и навсегда заданные способы «правильного» и «неправильного» решения житейских и профессиональных проблем;
Бездоказательно-нормативных высказываний «надо», «должен», «так принято», которые не сопровождаются дальнейшими пояснениями.

Чтобы реализуемый педагогом подход в обучении был действительно компетентностным, педагог должен остерегаться:

Привычки считать себя главным и единственным источником знаний для своих учеников; Передавать ученикам свой опыт жизни и

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть