Слайд 2По тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить
о том, с кем имеем дело, :мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности.
Д.С.Лихачёв
По тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело, :мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности.
Д.С.Лихачёв
культура речи?
Соблюдение Умение
норм устного и использовать
письменного выразительные
литературного языка средства языка
Слайд 4В шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но всю жизнь
надобно учиться своему природному.
Вольтер
В шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному.
Вольтер
Слайд 5Проблемы культуры речи чаще всего отображаются в таких аспектах:
нормативность
адекватность
эстетичность
полифункциональность
речи
Слайд 6Нормативность
Соблюдение правил устной и письменной речи: правильное акцентирование, интонирование,
словоупотребление, построение предложений, диалога и т.д
Слайд 7Адекватность речи
Точность выражения мыслей, чувств, волеизъявлений посредством языка, ясность, понятность
высказывания для адресата.
Слайд 8Эстетичность речи
Реализация эстетических предпочтений говорящего через использование эстетических норм
языка. Оптимально подобранный темп и звучность речи, избежание нагромождения гласных или согласных, разнообразие синтаксических конструкций, уместность цитаты или фразеологизма - все эти и другие резервы делают речь эстетически привлекательной, и наоборот.
Слайд 9Полифункциональность речи
Обеспечение применения языка во всех названых аспектах в каждой
сфере общения.
Слайд 10 Языковые нормы:
Орфоэпические (произношение)
Лексические (различие значений и семантических
оттенков слов)
Грамматические (выбор правильных окончаний, синтаксических форм)
Орфографические и пунктуационные (написание, расстановка знаков препинания)
Стилистические (целесообразность использования языково-выразительных средств в конкретном лексическом окружении, соответствующей ситуации общения
Слайд 11Обращаться с языком кое-как значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно.
Л.Н.Толстой
Обращаться с языком кое-как значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно.
Л.Н.Толстой
Слайд 12Формування мовної культури на уроках української мови
Слайд 13Утворіть усі можливі в літературній мові форми вищого і найвищого ступенів
порівняння прикметників.
Високий, добрий, тихий, великий, білий, чорний, широкий, синій, новий, щирий.
Відредагуйте словосполучення.
Зверніться в любе поштове отділєніє,підписка на газети, візьміть каталог ізданій, заказний лист, получив перевод на гроші, приложеніє до журналу.
Поясніть, у яких формах можна відповісти на запитання “Котра година?”, якщо годинник показує
8.15, 22.15, 9.30, 21.30, 6.45, 19.45, 8.35, 11.25.
Слайд 14Напишіть невеликий твір, використовуючи складнопідрядні речення з підрядними місця, часу, наслідковими
і допустовими.
Подумайте, яку гаму кольорів має кожна пора. Запишіть їх назви. Складіть невеличкий твір-опис, вибравши одну з тем:
“Чарує нас осіння позолота”, “Холодний білий вальс зими”, “Запросини в травневу заметіль”, “Щедре сонечко літа”.
У роботі використайте синоніми, переносне значення слів.
Напишіть невелику розповідь “Цікава професія”, використовуюючи терміни та професійні слова.
“Розумне перо”. Списати вставити пропущені букви.
Пояснити значення фразеологізмів:
Як кіт наплакав, хоч гать гати, день і ніч, розкидати сіті, циганське сонце.
Слайд 15Развитие устной и письменной речи на уроках русского языка
Слайд 16Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и
нашей личности, нашей души, ума.
Д.С.Лихачёв
Слайд 17 Найдите предложения с речевыми ошибками. Исправьте их.
1.Дешёвым подделкам
она предпочитала золотую бижутерию с драгоценными камнями.
2.Утверждая документацию, директор ставит на ней свою роспись.
3.В отчёте, наряду с достижениями, был отмечен ряд недостатков.
4.Исполнительский талант этого талантливого пианиста был недосягаем.
Слайд 18 В каких рядах есть слова с ошибкой в образовании данных
форм?
1)профессора, директора, шофера
2)граммов, ампер, помидоров
3)более сильнее, красивше, ловчее
Исправьте грамматические ошибки в данных предложениях.
1.Законопроект был одобрен двухстами сорока пятью депутатами.
2.Те, кто встали на путь зла, обречены на поражение.
3.Глядя на эту скамейку во дворе, ему вспоминалась его юность.
Слайд 19 Запишите текст в соответствии с орфографическими и пунктуационными
нормами.
Мы сейчас (не)довольны языком но (з,с)десь очень важно разобрат(?)ся язык в этом в..новат или что(то) другое. Ведь язык пр..спосабливаясь к потребностям общества подчиня..тся людям которые им пользуются. Язык отр..жение состояния общества. Так что (н..)язык надо сейчас исправлять.
Слайд 20Речевая культура человека –
зеркало его духовной культуры.
В.А.Сухомлинский
Речевая культура человека –
зеркало его духовной культуры.
В.А.Сухомлинский
Слайд 21Формирование навыков устной речи на уроках истории
Слайд 22Краткий ответ (четкое перечисление, характеристика существенных признаков рассматриваемого события, тезисное изложение
вопроса, определение понятий, терминов и т.д.)
Развернутый ответ (подробное раскрытие вопроса, наличие вступления и заключения, выводов)
Доклад
Доказательство своих суждений
Слайд 23Формирование навыков устной и письменной речи на уроках английского языка
Слайд 24Составление рассказов по картинкам.
Составление кроссвордов по теме.
Написание собственно сочинений.
10-минутное письмо, в
котором учащиеся учатся кратко излагать свои мысли и в то же время развивать их.
-Softly falling snow is like…
Сочинение стихотворения , которое сочиняется в ответ на специально подготовленные вопросы или по шаблону:
-What three colours do you like best?
-What dream did you see last?
-What do you compare the clouds to?
-What do you remember from your childhood?
-How do you imagine the future?
Слайд 25Формирование устной и письменной речи на уроках литературы
Слайд 26«Встречи в литературной гостиной». (Ученики готовятся индивидуально, и в группах: рисуют
портрет писателя, иллюстрации к произведениям, обложки к книгам, инсценируют эпизоды, проводят заочные экскурсии по пушкинским, тургеневским, чеховским местам)
Сообщения, доклады.
Литературные диктанты
Составление сказок по данному началу
Сочинение загадок.
Составление викторин, кроссвордов.
Инсценирование
Презентации по творчеству писателей
Составление карточек-зачетов
Слайд 27Основные причины недостаточного уровня культуры речи:
Мало читают, в том числе художественных
текстов
На низком уровне развиты элементы творчества
Отсутствие у некоторых учащихся навыков использования дополнительной литературы, недостаточность такой литературы в библиотеке
Слайд 28Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и развитие чутья
языка, умение пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием – самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надёжная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности.
В.В.Виноградов
Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и развитие чутья языка, умение пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием – самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надёжная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности.
В.В.Виноградов