Слайд 1Обращение к психологу:
приходят на прием не по собственной инициативе, многие
не знают, кто такой психолог и чем он занимается, главной причиной проблем считают материальные трудности.
Слайд 22. Ожидания.
При первой встрече нецелесообразно выявлять запрос и ожидания.
Сложность в формулировании
психологической проблемы (преувеличение или преуменьшение симптомов).
Нестабильность положения и наличие материальных проблем.
Возможность бесплатного прохождения консультирования.
Подорванное доверие к людям.
Слайд 3Классификация уровней психологической помощи (Р.Кули)
Верхний – консультирование и поддерживающая психотерапия.
Средний –
обсуждение текущих проблем, начинается работа над защитными механизмами и бессознательной мотивацией.
Глубинный – внимание уделяется самому терапевтическому процессу (работают психоаналитики).
Слайд 4Формы психологической помощи:
Индивидуальное консультирование и психотерапия – поддерживающая (клиент-центрированная и
другие «понимающие»)
Групповая работа – преимущественная в работе с мигрантами:
возможность разделить свои переживания;
способствует процессам адаптации;
личная и социальная поддержка
Семейное консультирование – зависит от культурных различий, что обуславливает существенные отличия от традиционной семейной терапии.
Слайд 5Переводчик и его роль во взаимодействии психолога с клиентами???
Слайд 6Обязательные личностные качества:
(Комитет по надзору и подготовке консультантов США):
- доверие к
людям;
- уважение ценности другой личности;
- проницательность;
- отсутствие предубеждений;
- самопонимание;
- сознание профессионального долга.
Слайд 7Личность консультанта по К.Роджерсу:
1. Подлинность, искренность, конгруэнтность.
2. Безусловно принимающая установка к
клиенту.
3. Эмпатическое понимание.
Слайд 8Модель эффективного консультанта (Р. Кочюнас):
- аутентичность;
- открытость собственному опыту;
- развитие самопознания;
-
сила личности и идентичность;
- толерантность к неопределенности;
- принятие личной ответственности;
- способность к глубоким отношения с другими;
- постановка реалистичных целей;
- способность к эмпатии.
Слайд 9Принципы общения:
- недирективного общения;
- эмпатия во взаимодействии с клиентом;
- открытость консультанта;
-
межкультурная компетентность и толерантность
Слайд 10Андрей был приглашен в дом Хачима в Кабардино-Балкарии. За обедом он
рассказывал о своей работе, хотел дополнить свой рассказ показом фотографий и на пару минут вышел из комнаты, чтобы принести их, а когда вернулся, заметил, что отношение присутствующих к нему изменилось. Андрей почувствовал, что чем-то обидел или огорчил хозяев и их гостей, но не мог понять, чем именно.
Как бы Вы объяснили Андрею, в чем его ошибка?
1. Неприлично покидать стол во время обеда.
2. Хозяева обиделись, решив, что Андрей отвлекается от трапезы, так как ему не нравится угощение.
3. Кабардинцы, увидев фотографии, сочли Андрея агентом спецслужб, который документирует свою поездку по Кавказу.
Слайд 11№ 1- лучший вариант. В традиционной кабардинской культуре сложился довольно сложный
застольный этикет. В основе трапезы лежит культ пищи и обеденного стола. К столу нельзя поворачиваться боком или спиной, его нельзя покидать одновременно всей компанией: даже если после произнесения тоста гости поднимаются, чтобы выпить стоя, один должен остаться сидеть, отдавая дань уважения столу. Андрей, покинувший стол без особых на то оснований, вызвал, мягко говоря, непонимание у присутствующих.
Слайд 12Рашид, приехавший в Москву из Дагестана, надел свой лучший костюм и
папаху и отправился в официальное учреждение для получения необходимых ему документов. Войдя в здание, он сразу же пошел в нужный ему кабинет и вежливо обратился за помощью к инспектору Марине Петровне. Однако она восприняла его появление негативно, и, с недоумением взглянув на него, долго изучала имевшиеся у него многочисленные справки, а, в конце концов, довольно грубо попросила прийти через несколько дней к начальнику отдела.
Слайд 13Как бы Вы объяснили Рашиду поведение Марины Петровны? Выберите подходящее объяснение:
1. Она
хотела получить взятку или подношение.
2. Ей не понравилось, что Рашид нарушил правила поведения, принятые среди русских.
3. Она - бюрократка и относится к посетителям формально и с придирками.
4. В этот день Марина Петровна получила выговор от начальства за излишний либерализм, поэтому она особенно строго проверяла наличие документов, не проявляя обычную для нее вежливость.
Слайд 14№ 2. - верный вариант ответа. В соответствии с правилами этикета,
принятыми у русских, мужчина обязан снимать головной убор в помещении. Подобным образом посетитель оказывает уважение дому и его хозяину. Не сняв папаху, Рашид вызвал недовольство Марины Петровны, которая посчитала его невоспитанным человеком, не проявившим уважения ко всем присутствовавшим в комнате.
Марина Петровна неверно интерпретировала поведение Рашида, так как не знала, что практически у всех мусульманских народов головной убор ассоциируется с достоинством мужчины-главы и кормильца семьи. Более того, ношение головного убора освящено Священным преданием мусульман: хадисы повествуют о том, что сам Пророк, не снимая, носил головной убор, а подражание ему считается весьма похвальным.
Слайд 15Михаил Иванович гостил у своего знакомого в Адыгее. Однажды он увидел
следующую сцену. Во дворе дома молодая женщина стирала белье, ее муж чинил табурет, его мать вязала. Мальчик 2-2,5 лет споткнулся, упал и заплакал. На коленке ребенка была небольшая ссадина. Мать и отец ребенка продолжали заниматься своими делами. Помощь ребенку оказала его бабушка. Михаил Иванович был очень удивлен таким поведением родителей мальчика.
Как бы Вы объяснили Михаилу Ивановичу поведение родителей. Выберите подходящее ситуации объяснение.
1. Родители ребенка были слишком заняты работой.
2. Родители ребенка - бессердечные люди.
3. Родители надеялись, что мальчик самостоятельно справится с ситуацией.
4. Родители предполагали, что оказать помощь ребенку должна именно бабушка.
Слайд 16№ 4. Это лучший вариант ответа. У адыгов в семье бытовал
ряд запретов, в частности обычай «избегания» между родителями и детьми. По всей видимости, в этом горном ауле данные традиции сохранились. Родители в присутствии своих старших родственников или посторонних людей не могли брать ребенка на руки, играть с ним, говорить о нем, и даже публично оплакивать его в случае смерти или же как-нибудь иначе проявлять свои родительские чувства. Поэтому родители ребенка, придерживаясь данного обычая, в присутствии старшей родственницы не могли проявить заботу о ребенке. Однако это могла сделать сама бабушка или кто-либо другой.
Слайд 17Группа российских журналистов освещала в Ингушетии (г. Назрань) деятельность представительства Детского
Фонда ООН (ЮНИСЕФ) на Северном Кавказе в рамках программы «Миротворческое образование и формирование толерантности среди детей и молодежи Северного Кавказа». Многие из журналистов были приглашены на вручение сертификатов участникам семинара. Вначале организаторы высказали благодарность всем участникам и тренерам, выразили надежды на дальнейшее сотрудничество. Далее шла церемония вручения сертификатов. Через некоторое время после начала этой церемонии русская журналистка Катя поймала себя на мысли, что процесс вручения идет очень быстро и несколько «холодно». Рядом с ней на церемонии сидел один из руководителей семинара, который попытался объяснить возникшие у журналистки ощущения.
Слайд 181. Представитель фонда был очень занят, поэтому старался провести церемонию как
можно быстрее.
2. Руководители проекта были неудовлетворенны работой участников, поэтому демонстрировали холодность в отношениях.
3. Церемония предполагала именно такую форму вручения сертификатов.
4. Все с нетерпением ждали банкета, который должен был состояться после вручения и подошли к вручению сертификатов очень формально.
Слайд 19№ 3. Это верный ответ. В культуре народов Северного Кавказа не
допускаются тактильные прикосновения между малознакомыми мужчинами и женщинами, особенно это касается открытых участков тела. Поскольку большинство участников были женщинами, при вручении представитель фонда - мужчина - только передавал сертификат, сопровождая словами: «Поздравляю». В русской культуре в таких случаях, вручение сопровождается крепким рукопожатием, иногда даже обниманием.
Слайд 20Вечером группа журналистов, приехавших на освещение деятельности представительства Детского Фонда ООН
(ЮНИСЕФ) на Северном Кавказе в рамках программы «Миротворческое образование и формирование толерантности среди детей и молодежи Северного Кавказа» в г. Назрань (3 женщины, 1 мужчина) прогуливались вдоль небольшого озера, бурно обсуждали события дня. Асфальтированная дорожка вдоль озера была достаточно узкая, на ней умещались лишь 4 человека. Навстречу группе шел ингушский мужчина, прилично одетый, в шляпе. Группа стала расступаться, чтобы дать возможность мужчине пройти. Но мужчина сначала отшатнулся к одному краю группы, потом к другому. Журналисты были в растерянности, начали хаотично передвигаться из стороны в сторону. Тогда мужчина сдвинулся к краю дорожки, несколько обогнув группу, подождал пока вся группы пройдет мимо него, и только потом пошел дальше. Журналисты стали обсуждать ситуацию.
Слайд 21Как бы Вы объяснили им поведение ингушского мужчины.
1. Ингушский мужчина был изрядно
пьян, поэтому не мог адекватно двигаться.
2. У ингушей существует плохая примета, встреча с группой из четырех человек сулит несчастье, поэтому мужчина старался всячески избежать этой встречи.
3. Мужчина следовал нормам поведения, усвоенным с детства.
4. Мужчина, задумавшись, слишком поздно заметил группу и поэтому не смог быстро сориентроваться.
Слайд 22№ 3. Это правильный ответ. Мужчина боялся помешать общению идущей группы.
В культурах Северного Кавказа невербальные аспекты общения, в том числе правила организации пространства общения, являются весьма значимыми. Пройдя между общающимися, мужчина мог нарушить их личное пространство, прервать беседу. Поэтому он старался выбрать такую позицию, чтобы позволить группе пройти всем вместе, не разделяя их.