Слайд 1Грамматические нормы русского языка. Синтаксис
Слайд 2Какие ошибки в построении предложений чаще всего встречаются в письменной речи?
неверное
употребление однородных членов;
ошибки в согласовании причастных оборотов;
неверное употребление производных предлогов БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ и непроизводного предлога ПО, употреблённых в оборотах речи ПО ОКОНЧАНИИ, ПО ПРИЕЗДЕ, ПО ЗАВЕРШЕНИИ, ПО ПРИБЫТИИ;
ошибки в употреблении двойных союзов НЕ ТОЛЬКО…, НО И…, КАК…, ТАК И…;
ошибки в согласовании подлежащего и сказуемого в предложениях, начинающихся со слов: ВСЕ, КТО…, ТЕ, КТО…, НИКТО ИЗ ТЕХ, КТО….
Слайд 3
Экономисты говорят о снижении инфляции и что задержки зарплаты больше не
будет.
Запомните: не могут выступать в качестве однородных дополнение, выраженное именем существительным, и придаточное предложение. Союз И связывает только однотипные синтаксические конструкции!
Исправим: 1) Экономисты говорят о снижении инфляции и об отсутствии задержек по зарплате.
2) Экономисты говорят о том, что не предвидится снижение инфляции и что задержки зарплаты не будет.
Слайд 4Я люблю музыку и кататься на коньках.
Запомните: нельзя в одном предложении
сочетать как однородные члены имя существительное и инфинитив. Союз И связывает только однотипные синтаксические конструкции!
Исправим:
Я люблю слушать музыку и кататься на коньках.
Слайд 5Автор в данной статье исследует (ЧТО?) и рассуждает (О ЧЁМ?) о
природе света.
Запомните: от однородных сказуемых к общему зависимому слову должен задаваться один и тот же вопрос.
Исправим:
Автор в данной статье исследует (ЧТО?) и изучает (ЧТО?) природу света.
Автор в данной статье исследует (ЧТО?) природу света и рассуждает о ней.
Слайд 6На тему войны созданы не только кинофильмы, но и поставлены замечательные
спектакли.
Для нас как интересен образ Раскольникова, так и образ Сони Мармеладовой.
Запомните: недопустимо, чтобы части двойных союзов НЕ ТОЛЬКО…, НО И…, КАК…, ТАК И… связывали разные части речи , отвечающие на разные вопросы.
Исправим: 1) На тему войны не только созданы кинофильмы, но и поставлены замечательные спектакли.
2) Для нас интересен как образ Раскольникова, так и образ Сони Мармеладовой.
Слайд 7Автор наделяет Кутузова редкими душевными качествами: справедливость, благородство, простота.
Необходимо помнить, что
однородные члены, следующие за обобщающим словом, должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово.
Исправим: Автор наделяет Кутузова редкими душевными качествами: справедливостью, благородством, простотой.
Слайд 8Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах.
Нельзя при перечислении однородных
членов опускать разные предлоги, можно отбрасывать лишь одинаковые предлоги.
Исправим: Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, в скверах.
Слайд 9Неправильное построение предложений с производными предлогами:
Работу на проливе решено было
вести, ВОПРЕКИ УСТАНОВИВШИХСЯ ПРАВИЛ, не летом, а зимой.
Запомните: 1) производные предлоги БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ употребляются с ДАТЕЛЬНЫМ ПАДЕЖОМ, (а не с родительным!):
поступать (благодаря чему?) благодаря твоему совету,
действовать (согласно чему?) согласно указаниям друга,
прийти (вопреки чему?) вопреки моему желанию.
Исправим: Работу на проливе решено было вести, вопреки установившимся правилам, не летом, а зимой.
2) предлог БЛАГОДАРЯ употребляется только тогда, когда речь идёт о причинах, вызвавших положительный результат. Поэтому неудачными следует считать обороты с этим предлогом в сочетании с чем-то отрицательным: «Благодаря крушению поезда люди пострадали».
Слайд 10
Неправильное построение предложений с непроизводным предлогом ПО:
По прибытию в Москву он
почувствовал себя плохо.
По приезду в Венецию я сразу посетил несколько своих знакомых.
По завершению строительства рабочие оставили на объекте идеальный порядок.
По окончанию курсов английского языка я получил сертификат.
Запомните: непроизводный предлог ПО в значении «после чего-либо» употребляется с именем существительным только в форме ПРЕДЛОЖНОГО падежа.
Исправим: По прибытиИ в Москву он почувствовал себя плохо.
По приездЕ в Венецию я сразу посетил несколько своих знакомых.
По завершениИ строительства рабочие оставили на объекте идеальный порядок.
По окончаниИ курсов английского языка я получил сертификат.
Слайд 11
Неправильное построение предложений с двойными союзами НЕ ТОЛЬКО…, НО И…, КАК…,
ТАК И…
За короткий срок в городе-спутнике построена НЕ ТОЛЬКО новая школа, больница, А ТАКЖЕ драматический театр и библиотека.
Запомните: постоянными являются части двойных союзов:
как…так и,
не только…но и
не столько…сколько
не так…как
хотя и…но
не то что(бы)…но(а)
если не…то.
Исправим: За короткий срок в городе-спутнике построена НЕ ТОЛЬКО новая школа, больница, НО И драматический театр и библиотека.
Слайд 12
Неправильное построение сложноподчинённых предложений, начинающихся со слов ВСЕ , КТО…;
ТЕ
, КТО…; НИКТО ИЗ ТЕХ , КТО….
Те, кто бывал в Кижах, видел, как вдоль всего острова тянется каменная гряда, точно хребет гигантского животного.
Все, кто бывали на Белом море, на севере, знают, что в феврале там начинается зверобойный промысел.
Запомните: ТЕ (ВСЕ) + глагол-сказуемое во МНОЖ. ЧИСЛЕ
КТО + глагол-сказуемое в ЕДИНСТВ. ЧИСЛЕ
Исправим: ТЕ, кто бывал в Кижах, виделИ, как вдоль всего острова тянется каменная гряда, точно хребет гигантского животного.
Все, КТО БЫВАЛ на Белом море, на севере, знают, что в феврале там начинается зверобойный промысел.
Слайд 13Трудности при выборе форм управления.
ОПЛАТИТЬ (ЧТО?) ТЕЛЕФОН, ПРОЕЗД (нельзя: за что?)
УКАЗЫВАТЬ
(НА ЧТО?) НА НЕДОСТАТКИ (нельзя: о чём?)
ПРИЗНАТЬСЯ ( В ЧЁМ?) ВО ВСЁМ (нельзя: о чём?)
УДЕЛЯТЬ ВНИМАНИЕ ( ЧЕМУ?) ИЗУЧЕНИЮ ( нельзя: на что?)
ОТЧИТАТЬСЯ ( В ЧЁМ?) В ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ (нельзя: о чём?)
СКУЧАТЬ, ГРУСТИТЬ ( ПО КОМ?) ПО ВАС, ПО НАС (нельзя: по вам, по нам)
ПОРАЖАТЬСЯ (ЧЕМУ?) ТВОЕМУ ТЕРПЕНИЮ (нельзя: чем?)
УПРЕКАТЬ (В ЧЁМ?) В БЕССЕРДЕЧИИ (нельзя: чем?)
УДИВЛЯТЬСЯ (ЧЕМУ?) РАССКАЗАМ (нельзя: чем?)
Слайд 14Запомните управление при следующих именах существительных:
Заведующий (ЧЕМ?) кафедрой, библиотекой
Управляющий (ЧЕМ?) банком,
фирмой
Отзыв (О ЧЁМ?) о книге, о публикации
Рецензия (НА ЧТО?) на книгу, на публикацию
Слайд 15Потренируемся?..
Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Согласно
распоряжению директора школы в спортивных играх могут принять участие все учащиеся.
2) Никто из тех, кто слушал удивительную музыку П.И. Чайковского к балету «Щелкунчик», не мог остаться равнодушным.
3) Все накопленные знания о мире животных не сможет вместить ни одна энциклопедия.
4) На картине «Три богатыря» В.М. Васнецов изобразил любимых героев русских былин: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.
4
Слайд 16Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) В стихотворении
«Мудрость языка» Борис Слуцкий вспоминает историю создания слова «лётчик».
2) Футболист, игравший в нападении и который забил два гола, был воспитанником известного тренера.
3) Благодаря трудолюбию и сообразительности абитуриенту удалось справиться со сложным заданием.
4) Алёхин, входя в гостиную, воскликнул, что он очень рад всех нас видеть.
Слайд 17Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Жилищная проблема
в городе решается не только за счёт нового строительства, а также путём реконструкции старых зданий.
2) Вопреки предсказанию моего спутника, погода прояснилась.
3) Уголок старой Москвы воссоздан В.Д. Поленовым в пейзаже «Московский дворик».
4) Тем, кто играет на фортепьяно, известны имена великих пианистов.
1
Слайд 18Укажите предложение с грамматической ошибкой
(с нарушением синтаксической нормы).
1) В журнале
была опубликована рецензия на новый сборник стихов молодых поэтов.
2) На земле, воде и воздухе – всюду мы защищены!
3) В картине художника Богатова «Соседки» поражает роскошный интерьер комнаты.
4) Ни один из прохожих, спешивших на ярмарку, не обратил внимания на стоящие в стороне возы с домашней утварью.
2
Слайд 19Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Больной выздоровел
благодаря заботам врачей.
2) Заведующий отделением курортологии был очень внимателен и заботлив.
3) К.Г. Паустовский интересовался и посвятил природе Мещёрского края своё творчество.
4) Наперекор традициям семьи мой брат пошёл работать на завод.
3