Слайд 1
Формирование читательской компетенции обучающихся, воспитанников через использование различных методик и
приёмов обучения.
Слайд 2Чтение – сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный,
речедвигательный, речеслуховой анализаторы. В основе этого процесса, как пишет Б.Г.Ананьев, лежат «сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем».
Чтение как один из видов письменной речи является более поздним и более сложным образованием, чем устная речь.
Умственно отсталый ребёнок в процессе овладения чтением проходит те же ступени, что и нормальный школьник. Однако такие дети, по данным Г.Я.Трошина, овладевают чтением в 3 раза дольше, чем дети в норме. Среди школьников 1 – 2-х классов вспомогательных школ отличается большое количество детей со специфическими стойкими нарушениями чтения. Так, по данным К.Аверино-Жакке, почти у 70% детей с умственной отсталостью обнаруживаются дислексии.
Слайд 3Выделяется четыре качества навыка чтения:
правильность, беглость, сознательность, выразительность.
Главной задачей обучения чтению является выработка у детей этих навыков Навык чтения включает два компонента: техническую сторону и смысловую. К технической стороне чтения относятся: способ чтения, темп чтения, правильность чтения. В смысловую сторону:
выразительность и понимание прочитанного. Техническая сторона подчиняется и
обслуживает первую.
Слайд 4Беглость - это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного. Такая скорость измеряется
количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени
(обычно количеством слов в 1 минуту).
У детей с нарушением интеллекта овладение чтением протекает замедленно, характеризуется своеобразием и определёнными трудностями (М.Ф. Гнездилов, В.Г. Петрова, Г.И. Данилкина, Н.К. Сорокина). По данным Г.Л. Трошина, они овладевают ступенями чтения в 3 раза дольше, чем школьники в общеобразовательной школе.
Слайд 5Развитие техники чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти: прочитав три-четыре слова,
ребёнок уже забывает первое и не может понять смысла предложения. Такое положение можно исправить с помощью зрительных диктантов, разработанных профессором И.Т.Федоренко (г. Харьков), в каждом из 18 наборов по 6 предложений: первое содержит всего два слова «Тает снег» - 8 букв, а последнее – уже 46. наращивание длины предложения происходит постепенно, по одной - две буквы.
Как лучше проводить зрительные диктанты? На доске выписываются либо сразу 5 предложений, которые открываются по одному, либо пишется одно. На прочтение каждого предложение отводится определённое время, которое указывается после него. Дети читают предложение молча и стараются его запомнить. Учитель предлагает им закрыть глаза и представить, как оно записано, и повторить его про себя. Затем предложение стирается с доски, и ученики записывают его в тетрадь.
Если многие дети плохо запоминают текст, его следует повторять до положительного результата несколько дней подряд.
Слайд 6Еще один аспект развития чтения: частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена
таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создает раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с ними небольшие по объему упражнения.
Слайд 7Очень интересен метод жужжащего чтения. Жужжащее чтение было одним из основных
элементов обучения чтению в Павлышской школе, школе В.А.Сухомлинского. Сейчас, пожалуй, нет ни одного специалиста, который бы не удостоверился в эффективности жужжащего чтения. В самом деле, при обычной методике учитель за урок опросит не более десяти учеников. При этом каждый из учеников читает не более двух минут. А при «жужжащем» чтении общий тренаж в течение урока составит
10 × 2 = 20 (чел/мин)
Слайд 8Хорошие результаты даёт чтение перед сном. Дело в том, что последние
события дня фиксируются эмоциональной памятью, и во время сна человек находиться под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию. Недаром ещё 200 лет назад говорилось: «Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий», т.е. учи так, чтобы это было последним событием дня.
Если ребёнок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения: прочитывается одна - две строчки, затем устраивается кратковременный отдых. Такой режим получается, когда ребёнок просматривает диафильмы: две строчки под кадром прочитал, посмотрел картинку, отдохнул. Диафильмы должны быть занимательного содержания (сказки, приключения).
Слайд 9
Упражнения для совершенствования способа чтения.
Одним из эффективных приёмов работы
являются ежедневные специальные упражнения(«речевая зарядка», или «разминка»), способствующие правильному воспроизведению слоговых структур и слов, которые могут вызвать затруднения при чтении текста. Конкретными задачами такой «разминки» являются: установление связи между зрительными и речедвигательными образами слогов и слов, дифференциация сходных единиц чтения, закрепление в памяти слогов и слов, читаемых глобально, слияние в единый процесс восприятия и осмысления слова. Материалом для таких упражнений служат слоговые структуры слов и целые слова, которые встречаются в тексте, предназначенном для чтения на данном уроке. Виды упражнений выбираются с учётом общего уровня навыка чтения детей, в частности, характера их ошибок.
Как показала практика, наиболее оптимальным для проведения подобного рода упражнений является тот этап урока, который непосредственно предшествует чтению текста самими детьми. На эти упражнения отводится 4- 5 минуты, в зависимости от объёма материала.
Слайд 10 Тренировке чтения полезно уделять значительную часть урока. Во избежание
быстрого утомления при однообразной работе задания изменяются. Дети читают по цепочке, абзацами, по эстафете, выборочно.
В современной педагогике разработан комплекс упражнений для формирования навыков
чтения. Авторами разработок стала группа педагогов и психологов: Н.В. Нечаева, Т.А. Ладыженская и другие. Вот некоторые из них: наблюдение за
чтением своих товарищей; «жужжащее чтение» (данный приём можно использовать в
процессе «разминки»); чтение «эхо»; чтение «канон»; чтение «Спринт»; чтение
со счётом слов; чтение с простукиванием ритма; чтение со звуковыми помехами (при звучании музыки); смысловая догадка.
Слайд 11Мной заимствован комплекс упражнений для совершенствования навыков чтения (И.Т.Федоренко, И.Г. Пальченко):
- чтение строчек наоборот,что создаёт предпосылки для устранения достаточно распространённых ошибок «зеркального» чтения;
- чтение пунктирно написанных слов;
- чтение строчек с прикрытой верхней половиной;
- поиск в тексте заданных слов;
- чтение текста через слово;
- быстрое многократное произнесение предложений.
Слайд 12Условия для развития беглости чтения и правильности чтения:
а) Учащиеся должны
чаще и больше читать. Важно следить, чтобы в чтении принимали участие все дети. Слабых вызывать чаще, но читать они должны недолго;
б) Наблюдение учащихся за чтением своих товарищей;
в) Один и тот же текст должен перечитываться неоднократно во время урока. Чтобы перечитывание достигло положительных результатов, нужно сопровождать его сменой
заданий;
г) Специально организовать работу по сочетанию разных приёмов чтения на одном и том же тексте.
Слайд 13
Осознанное чтение
– это такое чтение, при котором происходит полное
и адекватное понимание на
уровне слова, словосочетания, предложения, законченной части и всего текста в
целом. Иными словами, в процессе чтения художественного текста ученики должны
усвоить фактическую, смысловую и идейную стороны произведения.
Однако у школьников с недоразвитием интеллекта обнаруживаются трудности
понимания на всех уровнях языковых единиц. Особенности восприятия текста такими детьми заключается в следующем:
в непонимании значений отдельных слов, даже в тех случаях, когда значение
данного слова становится понятным из контекста, на основе установления
логической связи этого слова с другими словами; или в тех случаях, когда
значение слова ребенку известно, но оно дано в форме косвенного падежа и
воспринимается им как новое, непонятное;
во фрагментарном понимании текста;
в неточном, а иногда и искаженном представлении ситуации, описанной в
рассказе;
в неумении установить смысловые связи между отдельными эпизодами в рамках
одной части текста, между частями текстами.
Слайд 14Методы и приемы формирования осознанного чтения.
У школьников
с недоразвитием интеллекта обнаруживаются трудности понимания на всех уровнях языковых единиц. Особенности восприятия текста такими детьми заключается в следующем: в непонимании значений отдельных слов,; или в тех случаях, когда значение слова ребенку известно, но оно дано в форме косвенного падежа и воспринимается им как новое, непонятное; во фрагментарном понимании текста; в неточном, а иногда и искаженном представлении ситуации, описанной в рассказе; в неумении установить смысловые связи между отдельными эпизодами в рамках одной части текста, между частями текстами.
Для развития внимания к слову, как единству звуковой (внешней) и смысловой (внутренней) сторон, предусмотрена работа над словом, словосочетанием, предложением. Работа над словосочетанием и предложением предполагает объяснение
смысла образных выражений: эпитетов, сравнений, олицетворений.
Слайд 15 Чтобы выяснить, как учащиеся понимают содержание текста, предусмотрена
определенная последовательность вопросов. Вначале даны вопросы, направленные на понимание фактического содержания текста. Затем можно перейти к вопросам для правильного установления и понимания смысловых связей внутри текста. Предполагается выборочное чтение, которое используется на всех этапах работы над текстом.
С целью формирования интереса к прочитанному произведению для развития воссоздающего воображения, активности и самостоятельности у детей с недоразвитием интеллекта, предлагаются задания для графического иллюстрирования
текста. Эти задания предполагают не только использование полученных знаний, они
еще активизируют их творческие возможности.
Слайд 16Литература:
Дефектология. Научно-методический журнал,№ 5,2004 г. стр.42–48.
Зикеев А. Г. Развитие
речи учащихся специальных (коррекционных)
образовательных учреждений: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 2000.
Ильина С.Ю. Методическое руководство к учебнику “Книга для чтения” для 2 класса специальных (коррекционных ) образоват. учрежд. VIII вида.– Спб.: филиал изд-ва “Просвещение”, 2004.
Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Метод.пособие для учителя – логопеда. – М.: Гуманит. изд.центр Владос, 2001.
Матвеева Л.В. Методическое руководство к учебнику “Книга для чтения” для 3 класса специальных (коррекционных ) образоват. учрежд. VIII вида: Пособие для учителя.– Спб.:филиал изд-ва “Просвещение”, 2004.
Программы специальных (коррекционных ) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1–4 классы. Изд-во “Просвещение”, 2001..