Слайд 1
МБОУ «СОШ №78» Приволжского района г. Казани при ГАУСО Реабилитационный центр
для детей и подростков с ограниченными возможностями «Солнечный»
Романова Алефтина Анатольевна
Заслуженный учитель РТ, учитель технологии высшей квалификационной категории.
Слайд 2Существует такое понятие: «Возраст самоопределения».
Это когда заканчивается беззаботное детство и
начинается юность - пора постановки к решению жизненно важных проблем для каждого человека. Основная проблема -кем быть? Жизнь показывает, что для большинства молодых людей в силу разных причин она сложна и им необходима помощь.
Слайд 3Труд - необходимое условие существования и развития всякого общества и важнейшая
деятельность для формирования личности.
Об этом люди знали давно.
Ещё древнегреческий врач Гиппократ утверждал: "Праздность и ничегонеделание влекут за собой порочность, напротив того, устремление к чему-либо, приносит с собой бодрость, вечно направленную к укреплению жизни".
Слайд 4
Великий русский писатель Л.Н.Толстой писал:
«Ничто так, как труд, не
облагораживает человека.»
Трудовая деятельность направлена на изготовление полезного обществу продукта.
Известный русский педагог К.Д.Ушинский высказал интересную мысль:
«Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю душу, то счастье само вас отыщет».
Слайд 5
Великий русский писатель Л.Н.Толстой писал:
«Ничто так, как труд, не
облагораживает человека.»
Трудовая деятельность направлена на изготовление полезного обществу продукта.
Известный русский педагог К.Д.Ушинский высказал интересную мысль:
«Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю душу, то счастье само вас отыщет».
Слайд 8КАКИЕ БЫВАЮТ ПРОФЕССИИ
Каждая профессия предъявляет определенные требования к человеку.
Слайд 9Одни профессии требуют от человека силы и ловкости, другие – преимущественно
ума и аккуратности, третьи – общительности и сдержанности. Некоторые профессии требуют от человека практически одинаковых качеств.
Слайд 10 Их можно объединить в группы .
Например, профессии слесаря по
ремонту автомобилей, слесаря механосборочных работ и слесаря – сантехника различаются только с точки зрения производственных задач и условий труда, но никак не с точки зрения предъявляемых к человеку требований
Слайд 11 Тип профессии указывает на то с чем человеку приходится иметь
дело в процессе своей профессиональной деятельности, то есть на предмет труда .
Предметом труда могут быть другие люди, техника, информация, художествен-ные произведения или природа.
А класс профессий говорит о степени сложности и требуемой классификации человека, то есть о характере труда. Характер труда может быть исполнительным или творческим.
Слайд 12ТИП ПРОФЕССИИ – ГРУППА ПРОФЕССИЙ, СХОДНЫХ ПО ПРЕДМЕТУ ТРУДА
По предмету труда
можно выделить пять типов профессий:
человек – человек
человек- техника
человек-знаковая система
человек-художественный образ
человек-природа
типы и классификация профессий
Слайд 16Минимальный уровень образования
1 – без специального образования (после школы)
2 – краткосрочные
курсы
3 – начальное профессиональное образование (СПТУ)
4 –среднее профессиональное образование (техникум)
5 – высшее профессиональное образование (вуз):
незаконченное высшее, бакалавр, магистратура
6 – ученая степень (аспирантура, академия)
7 – дополнительное профессиональное образование
Слайд 17СЕМЬ ШАГОВ К ВЗВЕШЕННОМУ РЕШЕНИЮ ПО ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ
Слайд 182.Составить перечень требований выбираемой профессии
-выбираемая профессия и будущий род занятий;
-выбираемая профессия
и жизненные ценности;
-выбираемая профессия и жизненные цели;
-выбираемая профессия и мои сегодняшние горячие проблемы;
-выбираемая профессия и реальное трудоустройство по
специальности;
-желательный уровень профессиональной подготовки;
-выбираемая профессия и мои склонности и способности;
-желательные содержание, характер и условия работы.
.
1. Составить список подходящих профессий
Составьте список профессий, которые Вам нравятся, интересны, но которым Вы хотели бы работать, которые Вам подходят.
Слайд 194.0цените свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий
Кроме тех требований, которые
есть у Вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у Вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.
З.Определить значимость каждого требования
Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать
Слайд 20
5.Подсчитать и проанализировать результаты
Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других
подходит Вам по всем пунктам.
6. Проверить результаты
Чтобы убедиться в правильности Ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями. Учителями, психологом, профконсультантом.
7.Определить основные практические шаги к успеху
Слайд 21Ошибки в выборе профессии
1. ОТНОШЕНИЕ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ КАК К
НЕИЗМЕННОМУ
В любой сфере деятельности происходит смена заня-тий, должностей по мере роста квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени.
2. БЫТУЮЩИЕ МНЕНИЯ О ПРЕСТИЖНОСТИ ПРОФЕССИИ.
В отношении профессии предрассудки проявляются в том, что некоторые важные для общества профессии, занятия считаются недостойными, неприличными (например: мусорщик)
Слайд 22.
3. ВЫБОР ПРОФЕССИИ ПОД ПРЯМЫМ ИЛИ КОСВЕН-НЫМ ВЛИЯНИЕМ ТОВАРИЩЕЙ(за компанию,
чтобы не отстать).
Профессию мы выбираем по своему "вкусу" и "размеру" так же, как одежду и обувь
4. ПЕРЕНОС ОТНОШЕНИЯ К ЧЕЛОВЕКУ - ПРЕДСТАВИТЕЛЮ ТОЙ ИЛИ ИНОЙ ПРОФЕССИИ НА САМУ ПРОФЕССИЮ.
При выборе профессии надо учитывать прежде всего особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности
Слайд 23.
5. УВЛЕЧЕНИЕ ТОЛЬКО ВНЕШНЕЙ ИЛИ КАКОЙ-НИБУДЬ ЧАСТНОЙ СТОРОНОЙ ПРОФЕССИИ.
За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд.
6. ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ ШКОЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕД-МЕТА С ПРОФЕССИЕЙ ИЛИ ПЛОХОЕ РАЗЛИЧЕНИЕ ЭТИХ ПОНЯТИЙ.
Есть такой предмет, как иностранный язык, а профес-сий, где требуется способность к языку много - переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят.
Слайд 247. УСТАРЕЛЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ХАРАКТЕРЕ ТРУДА В СФЕРЕ МАТЕРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА.
Во все профессии, и прежде всего в рабочие, внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда.
8. НЕУМЕНИЕ РАЗОБРАТЬСЯ, ОТСУТСТВИЕ ПРИВЫЧКИ РАЗБИРАТЬСЯ В СВОИХ ЛИЧНЫХ КАЧЕСТВАХ (склонностях, способностях).
Разобраться в себе тебе помогут профконсультанты, родители, учителя, товарищи.
Слайд 259. НЕЗНАНИЕ ИЛИ НЕДООЦЕНКА СВОИХ ФИЗИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ, НЕДОСТАТКОВ,СУЩЕСТВЕННЫХ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ.
Существуют профессии, которые могут быть тебе противопоказаны, т.к. они могут ухудшить твоё состояние здоровья.
10. НЕЗНАНИЕ ОСНОВНЫХ ДЕЙСТВИЙ, ОПЕРАЦИЙ И ИХ ПОРЯДКА ПРИ РЕШЕНИИ, ОБДУМЫВАНИИ ЗАДАЧИ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ.