Слайд 1Русская красавица-матрешка
«Из глубины веков…»
Интегрированный урок по технологии и ИЗО
6 класс
Слайд 3Цели урока: познакомить учащихся с историей возникновения русской матрешки;
Пробудить познавательный интерес
к народным промыслам, к истории и культуре России.
Слайд 4*Задачи урока: продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, фантазии, наблюдательности, творческой
активности и мышления учащихся.
*сформировать навыки и умения учащихся работать в различных техниках;
*воспитать трудолюбие, терпение и аккуратность;
*привить интерес к русскому народному творчеству.
Слайд 5Матрешка-история возникновения
Первая матрёшка - круглолицая и полненькая веселая девушка в
косынке и русском народном платье появилась отнюдь не в древности. Многие считают матрешку исконно русской, но на самом деле это только миф. Сам прообраз этой игрушки был привезен из Японии. Это образец,был выполнен с большим юмором, представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума - добродушного, лысого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий.
Слайд 6Русская деревянная расписная кукла появилась в России в 90-х годах XIX
века, в период бурного экономического и культурного развития страны. Это было время подъёма национального самосознания, когда в обществе всё настойчивее стал проявляться интерес к русской культуре вообще и к искусству в частности. В связи с этим возникло целое художественное направление, известное под названием «русский стиль». Восстановлению и развитию традиций народной крестьянской игрушки уделялось особое внимание. С этой целью в Москве была открыта мастерская «Детское воспитание». Первоначально в ней создавались куклы, демонстрировавшие праздничные костюмы жителей разных губерний, уездов России, и достаточно точно передававшие этнографические особенности женской народной одежды. В недрах этой мастерской и зародилась идея создания русской деревянной куклы, эскизы к которой были предложены профессиональным художником Сергеем Малютиным (1859—1937), одним из активных создателей и пропагандистов «русского стиля» в искусстве
Слайд 7Первоначально в ней создавались куклы, демонстрировавшие праздничные костюмы жителей разных губерний,
уездов России, и достаточно точно передававшие этнографические особенности женской народной одежды. В недрах этой мастерской и зародилась идея создания русской деревянной куклы, эскизы к которой были предложены профессиональным художником Сергеем Малютиным (1859—1937), одним из активных создателей и пропагандистов «русского стиля» в искусстве
Слайд 8. С этой целью в Москве была открыта мастерская «Детское воспитание».
Первоначально в ней создавались куклы, демонстрировавшие праздничные костюмы жителей разных губерний, уездов России, и достаточно точно передававшие этнографические особенности женской народной одежды. В недрах этой мастерской и зародилась идея создания русской деревянной куклы, эскизы к которой были предложены профессиональным художником Сергеем Малютиным (1859—1937), одним из активных создателей и пропагандистов «русского стиля» в искусстве
Слайд 9Русскую деревянную куклу назвали матрёшкой. Сделано это было не случайно. В
дореволюционной провинции имя Матрена, Матрёша считалось одним из наиболее распространённых женских имён, в основе корня которого лежит латинское слово «mater», означающее- мать. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем и дородной фигурой. Впоследствии оно сделалось нарицательным и стало означать токарное разъёмное красочно расписанное деревянное изделие.
Слайд 10Но и по сей день матрёшка остаётся символом материнства, плодородия, поскольку
кукла с многочисленным кукольным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры. Первая русская матрёшка, выточенная по эскизам С. В. Малютина лучшим игрушечником из Сергиева Посада В. Звёздочкиным, была восьмиместная. За девочкой с чёрным петухом следовал мальчик, затем опять девочка. Все фигурки отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала спелёнатого младенца.
Слайд 11Технологию изготовления матрёшки российские мастера, умевшие вытачивать деревянные предметы, вкладывающиеся друг
в друга (например, пасхальные яйца) освоили с лёгкостью. Принцип изготовления матрёшки остаётся неизменным до настоящего времени, сохранив все приёмы токарного искусства русских умельцев.
Слайд 12Видов росписи матрешек всего шесть и называются они по мету возникновения
данного народного промысла: семеновская, вятская, сергиева-посадская, тверская, полховская, крутецкая. Абсолютно все виды матрешек объединяют несколько особенностей. Во-первых, на изделиях всегда изображаются люди и по преймуществу девочки. Во-вторых, за редким исключением преобладает красный цвет. В-третьих, осовные декоративные элементы росписи, заполняющие всю композицию, - цветы (опять же за редким исключением встречается что-либо другое.
Слайд 14Пожалуй, самые разительные отличия мы находим не столько в сюжете или
лицах игрушек, сколько в манере (стиле) росписи. Тут невооруженным глазом видно, что у каждого народного промысла свой стиль. Некоторые ограничиваются скупыми мазками кисти и лишь обозначают орнамент, другие для этой цели используют более сложную технику "одного мазка". Сравните манеру росписи вятской и крутецкой матрешки. Если на первой мы видим плоский рисунок орнаментов и цветов, то у второй они объемные, что достигается за счет техники одного мазка, когда на кисть одновременно берется несколько красок не смешивая. Остальные виды народного промысла могут использовать более простую технику: объем деталям придается потом дополнительными мазками.
Источник: http://zen-designer.ru/articles/566-russkaya-matreshka