Слайд 1РУССКИЙ НАРОДНЫЙ
ПРАЗДНИЧНЫЙ КОСТЮМ
Презентацию подготовила Валентина Ивановна Красильникова, учитель технологии
Слайд 2Цель: Познакомить учащихся с русской национальной культурой, фольклором, традициями и обычаями
Слайд 3 Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много
узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Жизнь крестьянина была неразрывно связана с природой, возделыванием земли и соответствующими трудовыми циклами. Праздник либо завершал какой-то сложный этап в нелегкой крестьянской жизни, либо предшествовал следующему важному этапу. Праздники ждали, к ним готовились.
А какие наряды надевали в праздники? Накануне народных гуляний распахивались тяжелые сундуки и на свет извлекались многочисленные рубахи, сорочки. Сарафаны, кафтаны, шушуны и юбки. Чем больше сундуков и чем плотнее они были набиты – тем богаче считался хозяин дома и тем больший почет был хозяйке. У донских казачек достаток мерялся, например, по числу юбок. Которых бывало по пятнадцать-двадцать штук, а к ним для пары полагалась еще и кофта того же цвета.
Слайд 4Вся праздничная одежда была очень красочной. Обязательно украшалась элементами вышивки, полосами
позумента, бисером, шнуром, блестками и прочими деталями которых не было в повседневной одежде. Праздничная одежда изготавливалась долго и трудно, но в то же время по ней можно было судить о вкусе и умению мастерицы. Крестьянка была сама себе и модельером, и моделью, и мастером по индивидуальному пошиву одежды. Даже ткани, из которых шилась традиционная одежда, были в основном домашней выработки, поэтому крестьянка должна была уметь не только шить, но и прясть, ткать, вязать, вышивать и делать многое-многое другое.
Слайд 5Особое внимание женщины всегда уделяли головным уборам – самой заметной части
любого костюма. Головные уборы были чрезвычайно разнообразны, но всегда четко делились на девичьи уборы и уборы замужних женщин.
Замужняя женщина по древнему обычаю должна была тщательно закрывать свои волосы от постороннего глаза. Нельзя было с непокрытой головой выходить из дома, заниматься домашними делами. А вот молодым девушкам не возбранялось демонстрировать свои волосы: «Девичья коса всему миру краса». Отсюда и различие: у девушек – легкие и воздушные накосники, коруны, венцы. Кокошники, ленты, обручи, а у женщин – глухие сороки, кики, повойники, платки.
Слайд 6И конечно в праздничной одежде было много украшений, особенно в костюме
молодой женщины. Это – ушные, шейные и нагрудные украшения. Они были весьма разнообразны по форме, составу и размерам. На их изготовление использовались различные матери алы со вставками из стекла, бисера, пуха птиц.
Слайд 7Следует отметить бережное отношение крестьян к праздничной одежде. Известно, что в
особо нарядных сарафанах крестьянки не толь ко не садились за стол, но даже не присаживались на лавку, боясь запачкать или помять свой наряд. Шерстяные же праздничные наряды не стирали и гладили вовсе, храни ли аккуратно сложенными в специальных больших коробах из липы. Как правило, самую красивую и дорогую одежду готовили к свадьбе. И нередко случалось так. Что невесту в свадебном сарафане под руки выводили к гостям и тут же снова уводили и переодевали в менее дорогое платье.
Слайд 8 Народная праздничная одежда могла много рассказать интересного о своем владельце: откуда
он родом, какого возраста, по какому случаю так одет. Одежда каждой области (губернии) России имела свои орнаменты, излюбленные цвета, отделку, формы и фасоны. Далее в презентации вы познакомитесь с некоторыми видами русской народной праздничной одежды.
Слайд 9Южнорусский женский костюм.
Хвалят на девке шелк,
когда в самой
девке есть толк.
Слайд 10 Основу любого русского костюма составляла рубаха. Ее одевали мужчины, женщины и
дети. Эта часть одежды, которую человек носил от рождения до смерти. Она была широкой, украшалась по подолу, вороту, краю рукавов вышивкой. И обязательно подвязывалась поясом.
В южнорусском женском костюме или поневном комплексе самой главной деталью была понева.
Понева – это прабабушка современной юбки. Понева непременно одевалась поверх рубахи, далее шел передник, затем «навершник» и завершал костюм головной убор.
В поневном комплексе особенно ярко выражен многослойный характер русского костюма.
Этот тип костюма считается более древним по сравнению с сарафановым комплексом.
Слайд 11Праздничный девичий костюм
По одежке встречают, по уму провожают.
Слайд 12 Праздничный девичий костюм включал в себя «передник» или по другому, «запон»,
«занавеска», «нагрудник» - так называли его в разных районах России.
Передник всегда щедро украшался вышивкой и часто предпостение отдавалось красному цвету. Недаром старое слово «красный» означало одновременно и крсивый. Красный цвет кроме того считался магическим.
Известно, что магические свойства красного цвета древние связывали с цветом огня и солнца, и именно поэтому красный цвет был символом спасения и знаком преграды для злых сил, сил тьмы и ночи. Одежда с орнаментом красного цвета должна была отпугивать демонов и духов, имеющих человеческий облик, хранить и оберегать владельца от разных напастей.
Слайд 13Костюм замужней женщины
У бабы рубашки – те же мешки: рукав завяжи
да чего хочешь положи
Слайд 14 Одеждой замужней женщины в некоторых районах России был «навершник» - верхняя
наплечная одежда, как правило из домотканой шерстяной ткани , сшитой по типу укороченной рубахи.
Сейчас мы подобную одежду назвали бы демисезонной, поскольку одевали ее обычно осенью или весной и носили поверх рубахи.
Поневы и передника.
Навершник всегда старались как-то украсить – вышивкой, аппликациями из дорогих тканей, блестками. Навершник не подпоясывали.
Повседневная женская крестьянская обувь мало отличалась от мужской, женщины обычно носили лапти с онучами, а на праздники обували безкаблучные сапоги из цветной кожи, которые часто украшались вышивками
Слайд 15Северорусский женский костюм
Курицу не накормишь, а девку не нарядишь
Слайд 16 Северорусский костюм или как его еще называют, женский сарафановый комплекс был
широко распространён в северных и центральных губерниях. Главной и самой известной частью костюма являлся сарафан. Его носили на Руси в будни и в праздники начиная с XIV века. Изготавливался сарафан из холста, домотканного сукна, крашеных и фабричных тканей, шелка или парчи. Мягкие плавные лини и сарафана, которые как бы струились при движении делали женщину похожей на лебедя. Недаром в народных песнях и сказках женщин зовут лебедушками. Украшали сарафаны вышивкой, различными лентами, цветными полосками ситца, тесьмой и бахромой.
Слайд 17Летний девичий костюм
Девичья коса – всему миру краса
Слайд 18В праздничный девичий наряд вместе с парчовым или шелковым сарафаном, кокошником,
поясом и украшениями входили и так называемые душегреи – «епанечки», «коротены» – коротенькие на лямках кофточки, похожие на маленькие сарафанчики. А в ненастную погоду деревенские модницы одевали старательно расшитые телогреи, которые делали из дорогих нарядных тканей, вышивали узорами, обшивали по краю декоративной полосой.
Слайд 19Мужской крестьянский костюм
Друг лучше старый, а платье новое
Слайд 20Основными частями мужской одежды как сейчас, так и в старые времена
являются рубаха и порты (штаны). Без рубахи не мог обойтись ни крестьянин, ни князь, ни горожанин, ни селянин. Отличие состояло лишь в качестве материала и отделки. Мужские рубахи обычно шились из ткани одноцветной, клетчатой или с мелким набивным рисунком. Праздничную одежду расшивали цветными шелковыми нитями. Особое значение придавалось расположению рисунка на рубахе. Так, нагрудные узоры (передцы) вдоль разреза по центру груди защищали сердце и легкие, наплечные (вошвы0 охраняли руки, а наподольные не давали пробраться злым силам снизу. Порты были темных расцветок, иногда в полоску. Их заправляли в сапоги или обертывали онучами, а поверх надевали лапти.
Слайд 21Традиционная зимняя одежда
Шуба тепла и мохната – жить вам легко и
богато
Слайд 22Для русского человека большое значение всегда имела зимняя одежда. Во времена,
когда главным средством передвижения были лошади, для путника незаменима была одежда из овчины. Из овчины шили полушубки мехом внутрь и тулупы. Полы тулупа заходили одна на другую, а подвязывали его ярким поясом. На полушубках часто выкладывали орнамент из кусочков кожи и разноцветной тесьмы по подолу и по краю рукавов. В дальней дороге тулуп служил и подстилкой, и подушкой, и одеялом. В холодную пору важно было ноги держать в тепле и поэтому ни один путник не хотел бы остаться в метель без валенок, а если мороз лютовал больше обычного, то опытные ямщики имели про запас даже меховую обувь.
Слайд 23СЛОВАРЬ
Армяк – крестьянская одежда из толстого сукна в виде кафтана
Душегрея –
женская короткая одежда без рукавов, которую одевали в прохладную погоду, иногда отточенная мехом с застежкой спереди.
Зипун – крестьянский кафтан из грубого толстого сукна.
Китайка – хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, окрашенная в синий цвет; шла на рубахи, сарафаны и пр.
Кожух – верхняя одежда из вывернутой кожи, надеваемая зимой поверх шубы.
Косоворотка – мужская рубаха с особым покроем ворота. Его разрез располагался не посередине груди, а сбоку.
Кумач – хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, окрашенная в красный цвет.
Слайд 24СЛОВАРЬ
Крашенник – специалист, умелец в покраске тканей. Краску делали на растительной
основе, используя зверобой, василек, чернику, листья бузины, кору ольхи, шелуху лука и многое другое.
Кушак, или пояс – обязательный и очень важный атрибут женской и мужской одежды. В давние времна пояса выполняли много разных функций – служили показателем благосостояния своего владельца, оповещали о принадлежности к тому или иному сословию, а также являлись наградой и подарком, передавались по наследству.
Онучи – кусок холста или сукна, оборачиваемого вокруг ноги, поверх которого одевали лапти и перевязывали веревками.
Позумент – золотая, серебренная или мишурная тесьма, золототканая лента, повязка, обшивка.
Рубище – грубая толстая будничная одежда.
Сафьян – тонкая, мягкая, обычно ярко окрашенная кожа, выделанная из шкур коз и овец.
Слайд 25СЛОВАРЬ
Сермяга – так называли грубое сукно, а человека, одетого в крестьянскую
одежду из грубого неокрашенного домотканного сукна – сермяжным.
Телогрея – женская верхняя одежда, которая от душегреи отличалась наличием рукавов, более темным колером и отсутствием меховой отделки.
Убрус – нарядный женский головной убор, свадебная фата.
Слайд 26
Источники информации:
http://bestgif.su/_ph/3/2/208348143.gif
http://img-fotki.yandex.ru/get/5608/48540211.c/0_b1118_b9dc61cb_-1-XL.jpg