Трудовое воспитание и обучение в средней общеобразовательной школе является неотъемлемой частью всего учебно-воспитательного процесса, оно с первых лет обучения в школе направлено на формирование у учащихся трудовых навыков и умений, развитие интересов и творческих способностей, умение использовать полученные знания по общеобразовательным предметам (биологии, физике, химии, черчения, природоведению, математике, изобразительного искусства и др.) в практической своей деятельности.
Большое значение в реализации задач трудового обучения имеет развитие технического творчества учащихся, как на уроках технологии, так и на кружковых занятиях.
Наиболее эффективной формой развития у школьников творческих способностей как на уроках, так и на кружковых занятиях является включение их в конструкторско-технологическую деятельность, которая выражается в том, что перед учеником ставится творческая техническая задача на конструирование объектов труда с последующей технологической разработкой и изготовлением данного объекта.
Конструкторская деятельность учащихся осуществляется в результате динамического взаимодействия таких её компонентов как пространственное воображение и восприятие, техническое мышление и конструкторская смекалка, мануальная (ручная) ловкость и умение оперировать имеющимися знаниями.
Конструкторская деятельность школьника рассчитана на правильное восприятие пространственных величин форм, их соотношения, компоновку и взаимосвязь деталей и узлов.
Для выполнения этой деятельности учащимся необходим хороший глазомер, так как нередко приходится на глаз (особенно при составлении эскизов), определять размеры и величины изготовленных деталей, изделия и различных устройств.
Наряду с пространственным восприятием и воображением для выполнения почти каждого элемента деятельности необходима конструкторская смекалка, которая невозможна без наличия технического мышления.
Следовательно, в процессе технического конструирования, в частности при изготовлении моделей судов и кораблей, авто и авиамоделей, приспособлений и технических устройств, все эти компоненты конструкторско-технической деятельности ученика постоянно развиваются и совершенствуются, переходя в прочные знания, умения и навыки.
Таким образом, в процессе технического моделирования учащиеся полностью овладевают программным материалом и получают дополнительные знания по виду технического моделирования, такие как дополнительные знания по типовым деталям машин, механизмам передач и преобразованиям движений, по расчету силовых редукторов и их изготовлению, по аэро - гидродинамике, закону Архимеда, по плаванию судов, по аэродинамическим характеристикам автомодели, по технологии изготовления судов, автомоделей, судовых устройств, дельных вещей и т.д.
Постоянно совершенствуются графические навыки. Углубляются знания и навыки по технологии обработки древесины, металла и других конструкционных материалов, электротехническим работам, по составлению электрических схем управления моделью, по технологии холодной обработки металла на металлорежущих станках, по конструированию и изготовлению автоматических устройств на радиоуправляемых моделях и моделях с дистанционным управлением
(6 - 9 классы), по технологии обработки синтетических материалов и пластмасс такие как: термопласты-полиэтилены, полистирол, оргстекло, полиамиды (нейлон, капрон), фторопласт, реактопласты – текстолит, стеклотекстолит, гетинакс, эбонит, по технологии отделки моделей и т.д. Все эти задачи мной реализуются в процессе трудового обучения как на уроках, так и на кружковых занятиях.
В наших мастерских имеется много справочной и специальной литературы по техническому творчеству, по технологии обработки различных конструкционных материалов, учебники по технологии обработки древесины и металла, дидактическая литература, наглядные пособия по машиноведению и судомоделизму, журналы «Моделист конструктор», «Катера и яхты», методические разработки по изготовлению простейших судомоделей из картона и древесины (яхта, швертботы, торпедный и прогулочный катера, подводная лодка, контурные модели судов и кораблей) для школьников 4-6 классов и более сложные ходовые модели для школьников 7-9 классов. Накоплено много чертежей различных классов моделей судов и кораблей.
В мастерских имеется постоянно действующая выставка моделей, изготовленные учащимися на уроках и во внеурочное время.
В процессе трудового обучения и на кружковых занятиях постоянно осуществляются метопредметные связи с природоведением, биологией, математикой, физикой, химией, рисованием, что помогает школьникам применять полученные теоретические знания в своей практической деятельности.
В процессе технического творчества, как на уроках, так и на кружковых занятиях у ребят воспитывается коллективизм, взаимовыручка. Кружковцы на уроках становятся консультантами (помощниками учителя) для ребят, которые не посещают кружковые занятия. Не писанный закон моделиста – «Своими знаниями и умением делись с товарищем».
Основным направлением технического творчества в нашей школе является судомоделирование, как один из видов спортивно - технического моделизма. В процессе обучения учащиеся приобретают достаточно прочные знания, умения и навыки по технологии обработки различных конструкционных материалов ручным столярным, слесарным и специальным инструментом, на деревообрабатывающих и металлообрабатывающих станках с применением различных приспособлений. Научившись строить различные модели судов и кораблей, для моделиста не составляет особого труд изготовить любое изделие любой сложности, применить свои знания и практические умения в любом направлении технического творчества.
Судомоделизм представляет собой творческий труд, который способствует расширению политехнического кругозора и развитию интеллектуальных способностей подростка, формированию гражданско-патриотических качеств личности.
В процессе обучения учащиеся знакомятся с историей развития Российского флота, с подвигами русский моряков в битвах на море и в мирное время, с участием военно-морского флота в Великой Отечественной войне.
Судомоделисты нашей школы - постоянные участники окружных и городских соревнований школьников по судомодельному спорту.
Команда судомоделистов входит в десятку лучших команд станций юных техников и Домов пионеров города Москва. По таким классам как ЕН - гражданское судно, ЕЛ –подводные лодки, ЕХ – свободного конструирования занимают призовые места.
Наши ребята постоянно принимают участие в городских и окружных выставках и конкурсах детского технического творчества, в фестивале «От замысла к изобретению». в выставке научно-технического творчества «Наука и практика», в ежегодном Московском слете юных моделистов, в Городской открытой выставке детского и юношеского научно-технического творчества, где наши ребята стали лауреатами и дипломантами этих творческих соревнований. Список победителей таких конкурсов и фестивалей продолжает пополняться.
Значение детского и юношеского технического творчества в общеобразовательном процесс велик, особенно на современном этапе экономического развития нашей страны. Промышленному производству нужны творческие, высококвалифицированные, любящие своё дело рабочие кадры, а, следовательно, задача современной школы – готовить школьника к труду, к сознательному выбору профессии, вовлекать учащихся в техническое творчество, развивать у них такие качества, которые в конечном итоге положительно скажутся на характере личности будущего рабочего, инженера, учёного.
Для более эффективной работы по техническому творчеству мною была разработана и опубликована авторская образовательная программа дополнительного образования детей «Судомоделирование» для первого, второго, третьего и более года обучения,
«Технология обработки конструкционных материалов, элементы машиноведения, техники и конструирования (судомоделирование)» для 5 – 8 классов, а также программа до профильного обучения для 9-го класса «Технология обработки конструкционных материалов с элементами технического конструирования (металлообработка)».
Предлагаемые программы прошли экспертизу научно-методических советов отдела спортивно-технического моделизма МГД Д (Ю)Т г. Москвы, кафедры «Технологии и предпринимательства» МПГУ, ОМЦ ЗОУО ДО г. Москвы и могут быть рекомендованы для использования в учебном процессе учреждений дополнительного образования и средних общеобразовательных учреждений.
Все программы выложены на моём учительском сайте ИНФОУРОК
Исходя из интересов ребят заниматься другими видами технического конструирования (постройка радиоуправляемых автомоделей, моделей строительной техники с дистанционным управлением, различных приспособлений, действующих наглядных пособий, робототехники и т.д.) я разрабатываю новую программу «Технология обработки конструкционных материалов с элементами машиноведения, машиностроительного черчения, радиоэлектроники и автоматики с направлением общетехнического конструирования» для учащихся 7 – 9 классов. Элементы этой программы я уже использую в учебном процессе.
С целью дальнейшего развития интересов обучающих в области науки и техники в нашей школе создан творческий клуб
«ТВОРИ, ВЫДУМЫВАЙ, ПРОБУЙ»
В клубе работают секции:
- умелые руки (2 – 5 классы);
- начальное техническое моделирование (2 - 4 классы);
- судомоделирование (5 – 9 классы);
- экспериментального моделирования (8-11 классы);
- основы декоративно-прикладного искусства (2 – 9 классы);
- общетехническое конструирование (7 – 11 классы.
Задача клуба состоит в том, чтобы развивать у школьников творческие способности по конструированию и изготовлению различных технических моделей, начиная от простейших и заканчивая сложными техническими проектами, действующих наглядных демонстрационных установок по физике с использованием современных технологий , а также информационно – коммуникационных технологий.
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть