Презентация, доклад на тему Развитие технического творчества школьников на уроках технологии и во внеурочное время на базе учебных мастерских

Трудовое воспитание и обучение в средней общеобразовательной школе является неотъемлемой частью всего учебно-воспитательного процесса, оно с первых лет обучения в школе направлено на

Слайд 1Развитие технического творчества школьников на уроках «Технологии» и на кружковых занятиях








Учитель

технологии, физики
ГБОУ «Школа № 323» заслуженный учитель РФ Селиверстов Ю. И.
Москва
2018
Развитие технического творчества школьников на уроках «Технологии» и на кружковых занятияхУчитель технологии, физики ГБОУ «Школа № 323»

Слайд 2


Трудовое воспитание и обучение в средней общеобразовательной школе является неотъемлемой частью всего учебно-воспитательного процесса, оно с первых лет обучения в школе направлено на формирование у учащихся трудовых навыков и умений, развитие интересов и творческих способностей, умение использовать полученные знания по общеобразовательным предметам (биологии, физике, химии, черчения, природоведению, математике, изобразительного искусства и др.) в практической своей деятельности.
Большое значение в реализации задач трудового обучения имеет развитие технического творчества учащихся, как на уроках технологии, так и на кружковых занятиях.

Трудовое воспитание и обучение

Слайд 3
Детское техническое творчество –

это эффективное средство воспитания, целенаправленный процесс обучения и развития творческих способностей учащихся в результате создания материальных объектов с признаками полезности и новизны.
Задачи детского технического творчества на уроках технологии и на кружковых занятиях проводятся в соответствии с задачами трудового обучения, а к таковым относятся:
1. Овладение системой технических знаний, умений и навыков, являющихся основой подготовки школьника к трудовой деятельности.
2. Политехническая направленность обучения, реализуемая на примере конкретной технической деятельности.
3. Приобретение знаний общетехнического характера о материалах, механизмах, аппаратах, машинах; о технологии, организации, экономике и планировании производства, технике безопасности.
4. Развитие творческих способностей и устойчивого интереса к труду в области техники.
5. Формирование у школьников добросовестного отношения к труду, привитие навыков творческого труда и общей трудовой культуры.


Детское техническое творчество – это эффективное средство воспитания, целенаправленный процесс

Слайд 4 6. Воспитание у школьника усидчивости, настойчивости в достижении

поставленной цели, в преодолении трудностей при разрешении стоящей перед ним технической задачи. Самостоятельно решать поставленные задачи.
7. Расширение и углубление научно-технических знаний учащихся, способность самостоятельно получать дополнительные знания через дополнительную и справочную литературу.
8. Знакомство с содержанием и условиями труда по профессиям, связанными с изучаемым направлением техники.
6. Воспитание у школьника усидчивости, настойчивости в достижении поставленной цели, в преодолении трудностей при

Слайд 5


Наиболее эффективной формой развития у школьников творческих способностей как на уроках, так и на кружковых занятиях является включение их в конструкторско-технологическую деятельность, которая выражается в том, что перед учеником ставится творческая техническая задача на конструирование объектов труда с последующей технологической разработкой и изготовлением данного объекта.

Наиболее эффективной

Слайд 6


Конструкторская деятельность учащихся осуществляется в результате динамического взаимодействия таких её компонентов как пространственное воображение и восприятие, техническое мышление и конструкторская смекалка, мануальная (ручная) ловкость и умение оперировать имеющимися знаниями.
Конструкторская деятельность школьника рассчитана на правильное восприятие пространственных величин форм, их соотношения, компоновку и взаимосвязь деталей и узлов.


Слайд 7


Для выполнения этой деятельности учащимся необходим хороший глазомер, так как нередко приходится на глаз (особенно при составлении эскизов), определять размеры и величины изготовленных деталей, изделия и различных устройств.
Наряду с пространственным восприятием и воображением для выполнения почти каждого элемента деятельности необходима конструкторская смекалка, которая невозможна без наличия технического мышления.
Следовательно, в процессе технического конструирования, в частности при изготовлении моделей судов и кораблей, авто и авиамоделей, приспособлений и технических устройств, все эти компоненты конструкторско-технической деятельности ученика постоянно развиваются и совершенствуются, переходя в прочные знания, умения и навыки.


Слайд 8


Таким образом, в процессе технического моделирования учащиеся полностью овладевают программным материалом и получают дополнительные знания по виду технического моделирования, такие как дополнительные знания по типовым деталям машин, механизмам передач и преобразованиям движений, по расчету силовых редукторов и их изготовлению, по аэро - гидродинамике, закону Архимеда, по плаванию судов, по аэродинамическим характеристикам автомодели, по технологии изготовления судов, автомоделей, судовых устройств, дельных вещей и т.д.

Таким образом,

Слайд 9


Постоянно совершенствуются графические навыки. Углубляются знания и навыки по технологии обработки древесины, металла и других конструкционных материалов, электротехническим работам, по составлению электрических схем управления моделью, по технологии холодной обработки металла на металлорежущих станках, по конструированию и изготовлению автоматических устройств на радиоуправляемых моделях и моделях с дистанционным управлением
(6 - 9 классы), по технологии обработки синтетических материалов и пластмасс такие как: термопласты-полиэтилены, полистирол, оргстекло, полиамиды (нейлон, капрон), фторопласт, реактопласты – текстолит, стеклотекстолит, гетинакс, эбонит, по технологии отделки моделей и т.д. Все эти задачи мной реализуются в процессе трудового обучения как на уроках, так и на кружковых занятиях.


Слайд 10


В наших мастерских имеется много справочной и специальной литературы по техническому творчеству, по технологии обработки различных конструкционных материалов, учебники по технологии обработки древесины и металла, дидактическая литература, наглядные пособия по машиноведению и судомоделизму, журналы «Моделист конструктор», «Катера и яхты», методические разработки по изготовлению простейших судомоделей из картона и древесины (яхта, швертботы, торпедный и прогулочный катера, подводная лодка, контурные модели судов и кораблей) для школьников 4-6 классов и более сложные ходовые модели для школьников 7-9 классов. Накоплено много чертежей различных классов моделей судов и кораблей.
В мастерских имеется постоянно действующая выставка моделей, изготовленные учащимися на уроках и во внеурочное время.

В наших

Слайд 11
Необходимо отметить, что учащиеся с интересом занимаются техническим творчеством. Начиная

с простейших моделей (4-6 классы) мы постепенно переходим к боле сложным моделям с использованием современных технологий. Часть работы над моделями учащиеся выполняют на уроках, а основную часть на кружковых занятиях. Так осуществляется взаимосвязь классных и внеклассных занятий. В экспериментальной группе (третьего и более года обучения) кружковцы самостоятельно разрабатывают проекты моделей или изготавливают более сложные прямоходные и радиоуправляемые судомодели и автомодели с дистанционным и радиоуправлением. В процессе работы над моделями и техническими изделиями у школьников воспитывается усидчивость, настойчивость, терпение. Большое значение уделяется воспитанию привычки выполнять любую работу только высокого качества, убеждаю в том, что это им – школьникам пригодится в будущей профессии. И, конечно, безукоризненно выполненная вещь радует ученика, («Что красиво для глаз, то приятно для души» - гласит русская пословица) и вырабатывает у него хороший вкус.
Необходимо отметить, что учащиеся с интересом занимаются техническим творчеством. Начиная с простейших моделей (4-6 классы) мы

Слайд 12


В процессе трудового обучения и на кружковых занятиях постоянно осуществляются метопредметные связи с природоведением, биологией, математикой, физикой, химией, рисованием, что помогает школьникам применять полученные теоретические знания в своей практической деятельности.
В процессе технического творчества, как на уроках, так и на кружковых занятиях у ребят воспитывается коллективизм, взаимовыручка. Кружковцы на уроках становятся консультантами (помощниками учителя) для ребят, которые не посещают кружковые занятия. Не писанный закон моделиста – «Своими знаниями и умением делись с товарищем».













Слайд 13


Основным направлением технического творчества в нашей школе является судомоделирование, как один из видов спортивно - технического моделизма. В процессе обучения учащиеся приобретают достаточно прочные знания, умения и навыки по технологии обработки различных конструкционных материалов ручным столярным, слесарным и специальным инструментом, на деревообрабатывающих и металлообрабатывающих станках с применением различных приспособлений. Научившись строить различные модели судов и кораблей, для моделиста не составляет особого труд изготовить любое изделие любой сложности, применить свои знания и практические умения в любом направлении технического творчества.
Судомоделизм представляет собой творческий труд, который способствует расширению политехнического кругозора и развитию интеллектуальных способностей подростка, формированию гражданско-патриотических качеств личности.

Основным направлением

Слайд 14



В процессе обучения учащиеся знакомятся с историей развития Российского флота, с подвигами русский моряков в битвах на море и в мирное время, с участием военно-морского флота в Великой Отечественной войне.
Судомоделисты нашей школы - постоянные участники окружных и городских соревнований школьников по судомодельному спорту.
Команда судомоделистов входит в десятку лучших команд станций юных техников и Домов пионеров города Москва. По таким классам как ЕН - гражданское судно, ЕЛ –подводные лодки, ЕХ – свободного конструирования занимают призовые места.
















Слайд 15










Наши ребята постоянно принимают участие в городских и окружных выставках и конкурсах детского технического творчества, в фестивале «От замысла к изобретению». в выставке научно-технического творчества «Наука и практика», в ежегодном Московском слете юных моделистов, в Городской открытой выставке детского и юношеского научно-технического творчества, где наши ребята стали лауреатами и дипломантами этих творческих соревнований. Список победителей таких конкурсов и фестивалей продолжает пополняться.


Слайд 16
Наши ребята постоянно принимают участие во Всероссийской

олимпиады школьников по технологии, в номинации «Техника и техническое творчество» в Московской олимпиаде школьников по технологии, где становятся победителями и призёрами муниципального и регионального туров олимпиады.
Деев Роман -10 класс.
Призёр муниципального и
регионального этапов
всероссийской олимпиады
школьников по технологии
2017-2018 уч. года

Камышев Сергей - 9 класс.
Призёр муниципального и
победитель регионального этапов всероссийской олимпиады школьников по технологии 2017-2018 уч. года


Козарезов Николай – 7 класс.
Призёр муниципального этапов
всероссийской олимпиады
школьников по технологии
2017-2018 уч. года


Наши ребята постоянно принимают участие во Всероссийской олимпиады школьников по технологии, в номинации

Слайд 17С целью развития творческих, конструкторских способностей школьники привлекаются к созданию

индивидуальных и коллективных творческих проектов. Таким образом, подростки овладевают системой технических знаний, умений и навыков, являющихся основой подготовки к трудовой деятельности.
С целью развития творческих, конструкторских способностей  школьники привлекаются к созданию индивидуальных и коллективных творческих проектов. Таким

Слайд 18 На создание каждого проекта уходит достаточно много времени

от 1 года до 2 лет, а некоторые проекты выполняются в течение полугодия. Необходимо отметить, что все темы творческих проектов исходят из практической направленности и целесообразности, а так же необходимости использования их в техническом творчестве и борудовании школы, классов, мастерских.


На создание каждого проекта уходит достаточно много времени от 1 года до 2 лет,

Слайд 19



Значение детского и юношеского технического творчества в общеобразовательном процесс велик, особенно на современном этапе экономического развития нашей страны. Промышленному производству нужны творческие, высококвалифицированные, любящие своё дело рабочие кадры, а, следовательно, задача современной школы – готовить школьника к труду, к сознательному выбору профессии, вовлекать учащихся в техническое творчество, развивать у них такие качества, которые в конечном итоге положительно скажутся на характере личности будущего рабочего, инженера, учёного.











Значение

Слайд 20


Для более эффективной работы по техническому творчеству мною была разработана и опубликована авторская образовательная программа дополнительного образования детей «Судомоделирование» для первого, второго, третьего и более года обучения,
«Технология обработки конструкционных материалов, элементы машиноведения, техники и конструирования (судомоделирование)» для 5 – 8 классов, а также программа до профильного обучения для 9-го класса «Технология обработки конструкционных материалов с элементами технического конструирования (металлообработка)».
Предлагаемые программы прошли экспертизу научно-методических советов отдела спортивно-технического моделизма МГД Д (Ю)Т г. Москвы, кафедры «Технологии и предпринимательства» МПГУ, ОМЦ ЗОУО ДО г. Москвы и могут быть рекомендованы для использования в учебном процессе учреждений дополнительного образования и средних общеобразовательных учреждений.
Все программы выложены на моём учительском сайте ИНФОУРОК







Для более эффективной

Слайд 21




Исходя из интересов ребят заниматься другими видами технического конструирования (постройка радиоуправляемых автомоделей, моделей строительной техники с дистанционным управлением, различных приспособлений, действующих наглядных пособий, робототехники и т.д.) я разрабатываю новую программу «Технология обработки конструкционных материалов с элементами машиноведения, машиностроительного черчения, радиоэлектроники и автоматики с направлением общетехнического конструирования» для учащихся 7 – 9 классов. Элементы этой программы я уже использую в учебном процессе.














Слайд 22




С целью дальнейшего развития интересов обучающих в области науки и техники в нашей школе создан творческий клуб
«ТВОРИ, ВЫДУМЫВАЙ, ПРОБУЙ»
В клубе работают секции:
- умелые руки (2 – 5 классы);
- начальное техническое моделирование (2 - 4 классы);
- судомоделирование (5 – 9 классы);
- экспериментального моделирования (8-11 классы);
- основы декоративно-прикладного искусства (2 – 9 классы);
- общетехническое конструирование (7 – 11 классы.
Задача клуба состоит в том, чтобы развивать у школьников творческие способности по конструированию и изготовлению различных технических моделей, начиная от простейших и заканчивая сложными техническими проектами, действующих наглядных демонстрационных установок по физике с использованием современных технологий , а также информационно – коммуникационных технологий.











Слайд 23 Информационно-коммуникационные технологии являются неотъемлемой частью преподавания технологии

обработки конструкционных материалов с элементами машиноведения и конструирования. Они используются не только при создании уроков–презентаций по основным темам программы, но и при выполнении обучающимися творческих проектов. Наши ребята с большим удовольствием и желание занимаются техническим творчеством, видя плоды своего труда, и это нас радует.
Информационно-коммуникационные технологии являются неотъемлемой частью преподавания технологии обработки конструкционных материалов с элементами машиноведения

Слайд 24
Наши достижения в развитии детского технического творчества

Наши достижения в развитии детского технического творчества

Слайд 25
Будущее нашего Отечества, его экономическая мощь зависит от человека труда –

технически грамотного, целеустремлённого, творческого и, главное, трудолюбивого. Именно в школе, в процессе трудового обучения, технического творчества воспитывается у учащихся любовь к труду и уважение к людям труда, раскрываются перед ними увлекательность и необходимость рабочих профессий, ибо человек труда создаёт материальные блага, повышая экономическое и социальное могущество своей страны и, тем самым, благосостояние своего народа.
Будущее нашего Отечества, его экономическая мощь зависит от человека труда – технически грамотного, целеустремлённого, творческого и, главное,

Слайд 26



ГОТОВЬСЯ К ЖИЗНИ ТУДОВОЙ – УЧИСЬ, ИЗОБРЕТАЙ И СТРОЙ!

ГОТОВЬСЯ К ЖИЗНИ ТУДОВОЙ – УЧИСЬ, ИЗОБРЕТАЙ И СТРОЙ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть