Слайд 1Малов ВАДИМ СЕРГЕЕВИЧ
Планирование урока в рамках
системно–деятельностного подхода
Слайд 2Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:
1. Уроки
«открытия» нового знания
2. Уроки рефлексии
3. Уроки общеметодологической направленности
4. Уроки развивающего контроля.
Слайд 3Уроки «открытия» нового знания
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу
действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Структура урока «открытия» нового знания:
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;
Этап актуализации пробного действия;
Этап выявления места и причины затруднения;
Этап построения проекта выхода из затруднения;
Этап реализации построенного проекта;
Этап первичного закрепления с проговариванием в речи;
Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону;
Этап включения в систему знаний и повторения;
Этап рефлексии учебной деятельности.
Слайд 4Уроки «открытия» нового знания
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу
действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Структура урока «открытия» нового знания:
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;
Этап актуализации пробного действия;
Этап выявления места и причины затруднения;
Этап построения проекта выхода из затруднения;
Этап реализации построенного проекта;
Этап первичного закрепления с проговариванием в речи;
Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону;
Этап включения в систему знаний и повторения;
Этап рефлексии учебной деятельности.
Слайд 5Уроки рефлексии
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа
и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.
Структура урока рефлексии:
Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности;
Этап актуализации и пробного учебного действия;
Этап локализации индивидуальных затруднений;
Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;
Этап реализации построенного проекта;
Этап обобщения затруднений во внешней речи;
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
Этап включения в систему знаний и повторения;
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Слайд 6Уроки общеметодологической направленности
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия,
связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Образовательная цель: формировать у учащихся представления о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитии.
Структура урока общеметодологической направленности:
Этап мотивации;
Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии;
Этап закрепления с проговариванием во внешней речи;
Этап включения изученного в систему знаний;
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке;
Слайд 71 урок:
Этап проведения контрольной работы;
Этап мотивации (самоопределения)
Этап актуализации и самоконтроля;
2 урок:
Этап
анализа контрольной работы;
Этап локализация индивидуальных затруднений;
Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;
Этап реализации построенного проекта;
Этап обобщения затруднений во внешней речи;
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
Этап повторения и решения заданий творческого уровня;
Этап рефлексии учебной деятельности.
Уроки развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.
Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Структура урока развивающего контроля:
Слайд 8Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и
обучающихся.
Технологическая карта урока – обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы.
В структуре технологической карты урока необходимо предусмотреть возможность: тщательного планирования каждого этапа деятельности; максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату; координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельности.
Слайд 14Урок «открытия» нового знания
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
ФАНТАСТИЧЕСКАЯ
ДОБАВКА
Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой.
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВХОЖДЕНИЕ В УРОК
ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ
Разыгрывается сценка на учебную тему.
ПОСЛОВИЦА-ПОГОВОРКА
Учитель начинает урок с пословицы или поговорки, относящейся к теме урока.
ВЫСКАЗЫВАНИЯ ВЕЛИКИХ
Учитель начинает урок с высказывания выдающегося человека (людей), относящегося к теме урока.
ЭПИГРАФ
Учитель начинает урок с эпиграфа к данной теме.
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ (по М.И.Махмутову).
ПРОБЛЕМА ПРЕДЫДУЩЕГО УРОКА
В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.
Слайд 15ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ УРОКА, МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РАБОТА НАД ПОНЯТИЕМ
Учащимся предлагается для зрительного
восприятия название темы урока и учитель просит объяснить значение каждого слова или отыскать в "Толковом словаре". Например, тема урока " Счетные швы".
СИТУАЦИЯ ЯРКОГО ПЯТНА
Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного.
ПОДВОДЯЩИЙ ДИАЛОГ
На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводится к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.
ГРУППИРОВКА
Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагается детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки
ДОМЫСЛИВАНИЕ
Предлагается тема урока и слова "помощники":
Повторим, Изучим, Узнаем, Проверим
С помощью слов "помощников" дети формулируют цели урока.
ЛИНИЯ ВРЕМЕНИ
Слайд 162. Этап актуализации пробного действия
3. Этап выявления места и причины затруднения
Зафиксировать
причину затруднения.
Организовать уточнение и согласование темы урока.
Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания.
4. Этап построения проекта выхода из затруднения
Организовать использование предметных действий с моделями, схемами, формулами, свойствами и пр.
Организовать фиксацию нового способа действия в речи.
Организовать фиксацию нового способа действия в знаках.
Соотнесение нового знания с правилом в учебнике («Эталонах», справочнике, и т.д.).
Организовать фиксацию преодоления затруднения.
Слайд 175. Этап реализации построенного проекта
6. Этап самостоятельной работы с проверкой по
эталону
Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.
2) Организовать самопроверку самостоятельной работы.
3) По результатам выполнения самостоятельной работы организовать выявление и исправление допущенных ошибок.
4) По результатам выполнения самостоятельной работы создать ситуацию успеха.
* В случае, когда при выполнении самостоятельной работы допущена ошибка, ситуация успеха заключается в ее выявлении и исправлении.
Слайд 187. Этап первичного закрепления с проговариванием в речи;
Организовать усвоение детьми нового
способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:
- фронтально;
- в парах или группах.
Слайд 198. Этап включения в систему знаний и повторения
«Да-нетка» или Универсальная игра
для всех
Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного или исторического героя и др.). Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает только словами: "да", "нет", "и да и нет".
ЛОВИ ОШИБКУ!
Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Сначала ученики заранее предупреждаются об этом.
«РЕСТАВРАТОР»
Учащиеся восстанавливают текстовый фрагмент, намеренно «поврежденный» учителем.
ОПРОС ПО ЦЕПОЧКЕ
Рассказ одного ученика прерывается в любом месте и передается. Применим в случае, когда предполагается развернутый, логически связный ответ.
ПРОГРАММИРУЕМЫЙ ОПРОС
Ученик выбирает один верный ответ из нескольких предложенных.
ТИХИЙ ОПРОС
Беседа с одним или несколькими учениками происходит полушепотом, в то время как класс занят другим делом.
ИГРА В СЛУЧАЙНОСТИ
Слайд 209. Этап рефлексии учебной деятельности
Выбери верное утверждение:
1) Я сам не смог
справиться с затруднением;
2) У меня не было затруднений;
3) Я только слушал предложения других;
4) Я выдвигал идеи….
Пометки на полях (маркировка ) – обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте: «+» - знал, «!» - новый материал (узнал), «?» - хочу узнать
Шпаргалка – информация, формулировка, правило и т. д. в сжатом виде. Составление памяток, схем или текстов для справочников.
Ранжирование, расположение в нужном порядке понятий.
Восстановление деформированного высказывания, правила, текста или дополнение пропущенными словами (например, когда каждое третье или пятое слово пропущены).
Синквейн - составление четверостишья по схеме:
первая строка – понятие, выраженное существительным,
вторая строка – описание двумя прилагательными (причастиями),
третья строка – 4 значимые слова, выражающие отношение к понятию,
четвёртая строка – слово-синоним понятию, обобщение или расширение смысла.