Слайд 1Управление образования
Муниципального образования Меленковский район
Тема: «РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКЕ «ТЕХНОЛОГИЯ.
ОБСЛУЖИВАЮЩИЙ ТРУД» ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ»
Автор опыта: Юдина Г.А. учитель Технологии
с.Ляхи - 2014год
Слайд 2 Условия возникновения опыта:
низкая мотивация к обучению учащихся;
низкая познавательная активность
учащихся;
использование знаний по Технологии;
недостаточный имеющийся уровень значимости знаний по Технологии;
формирование механизма самореализации личности;
Слайд 3 Сегодня социальный заказ общества на образование коренным образом
отличается от предыдущего. И одно из главных отличий состоит в том, что в основе Стандарта нового поколения лежит:
Актуальность:
Системно-деятельностный подход
Основной результат – развитие личности ребенка
на основе универсальных учебных действий
Основной результат – развитие личности ребенка
на основе универсальных учебных действий
Основная педагогическая задача –
создание и организация условий,
инициирующих детское действие
Вектор смещения акцентов нового стандарта
Чему учить?
обновление
содержания
Ради чего
учить?
ценности
Образования
(цель)
Как учить?
обновление
средств
обучения
Слайд 4 Теоретическое обоснование опыта:
Понятие системно-деятельностного подхода было введено в
1985 г. как особого рода понятие.
Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков.
Л.С. Выготский
А.Н. Леонтьев
Д.Б. Эльконин
П.Я. Гальперин
В.В. Давыдов
Слайд 5Ведущая педагогическая идея опыта:
деятельностный подход
искать
приниматься за дело
сотрудничать
адаптироваться
думать
Процесс учения - это процесс деятельности обучающегося, направленный на становление его сознания и его личности в целом.
Слайд 6ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА:
Цель:
создать условия для развития личности, готовой к самообразованию и
саморазвитию в соответствии с требованиями ФГОС.
Слайд 7 Задачи:
Помочь ученикам освоить такие приёмы, которые позволят расширять полученные
знания самостоятельно, т. е. научить оперативно осуществлять поиск информации, производить её структурирование, находить оптимальный способ обработки;
Способствовать развитию творческого потенциала учащихся;
Создать условия для формирования у учащихся адекватной самооценки;
Способствовать формированию коммуникабельности, умения работать в команде.
Слайд 8 Школа будущего – школа проектов!
Проект - это
"пять П": Проблема. Проектирование (планирование).
Поиск информации. Продукт. Презентация.
Шестое "П" проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы.
Слайд 9Системно-деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место
отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника
Слайд 10Тематика проектов:
Тематика проектов носит декоративно-прикладной, исследовательский, социальный характер.
При таком разнообразии видов работ многосторонняя проба сил позволяет выявить и развить способности и склонности учащихся, сделать процесс обучения интересным.
Слайд 11Проектная деятельность:
5 -6 класс
стремление к воспроизведению вызвавших интерес
объектов, подражание, ожидание личного успеха, поэтому обучающиеся должны выполнять в основном конструкторско-технологические проекты. «Приготовление воскресного завтрака для всей семьи». «Фартук древний и современный», «Обрезки для пользы дела» и др.
7-8 класс
желание испытать свои возможности, предвкушение творчества, поэтому они, должны выполнять в основном художественно-конструкторские проекты. «Хорошие манеры для дам и кавалеров», «Современный образ моими глазами»,
Моя первая косметика», «Питание вне дома», «Стиль одежды»,
Слайд 12Развитию УУД на уроке способствует применение современных педагогических технологий:
технология критического
мышления;
проектная деятельность;
исследовательская работа;
коллективная работа;
индивидуальная мыслительная деятельность;
Слайд 13Прием «Шесть шляп мышления»
Дети стараются объяснить свою точку зрения, доказывают, опираясь
на полученные знания. Многие слабые ученики, не усвоив тему с первого урока, именно здесь понимают материал гораздо лучше.
Слайд 14Схема «Рыбий скелет».
Данная графическая техника помогает структурировать процесс.
Более глубоко, поставить цели, показать внутренние связи между разными частями проблемы. Голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – вывод урока. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть. Схема «Рыбий скелет» отлично работает, как средство систематизации материала, быстро воспроизводится учащимися и увеличивает процент усвояемости.
Слайд 15Таблица «толстых» и «тонких» вопросов:
?
Дайте три объяснения, почему…?
Объясните, почему…?
Почему вы
думает6е…?
Почему Вы считаете…?
В чем различие…?
Предположите, что будет, если…?
Что, если…?
?
Кто…?
Что…?
Когда…?
Может…?
Будет…?
Мог ли…?
Как звать…? Было ли…?
Согласны ли Вы…?
Верно ли…?
Слайд 16Структура деятельности:
ученик
учитель
Учащиеся при таком подходе являются активными участниками процесса
познания, а не просто слушателями, пассивно воспринимающими информацию.
Слайд 17Выбор модели.
Описание внешнего вида модели.
Выбор материалов.
Этапы деятельности обучащихся
I этап построения
проекта:
Слайд 20I СТРУКТУРА ПРОЕКТА:
Введение
Основная часть
2.1 Банк идей и предложений
2.2 Исследование проблемы
2.3 Технологическая часть
2.4 Экономическая оценка
2.5 Экологическая оценка
Заключение
Литература
Приложения
Слайд 23Длительность работы над опытом:
2011-2012г.г. – изучение педагогической и психологической литературы
по теме опыта. Разработка содержания, условий построения учебного процесса по реализации системно-деятельностного подхода.
2012-2013г.г. - становление, анализ форм и методов организации учебно-воспитательного процесса позаявленной теме.
2013-2014г.г. – систематизация и обобщение полученных результатов; оформление опыта работы. Диагностика на заключительном этапе показала успешность выбранной педагогической технологии для решения обозначенной проблемы представленного автором опыта.
Слайд 24Диапазон опыта:
Представлен авторской дидактической системой работы по реализации системно-деятельностного
подхода через использование метода проектов.
Слайд 25РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА:
Для определения результативности опыта были выделены критерии:
уровень обученности учащихся
проектной деятельности;
уровень сформированности образовательных ключевых компетенций на этапе обучения школьников с 2011 по 2013 учебный год.
Слайд 26 Диагностика отношения учащихся к предмету «Технология»
Слайд 27Динамика качества знаний по технологии:
Слайд 30Вывод:
Мой небольшой опыт показывает, что работа над проектами
действительно помогает учащимся быть самостоятельными, развивать критическое мышление.
Ученик, занимающийся проектной деятельностью, учится самостоятельно творчески мыслить, последовательно рассуждать, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей; прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения; устанавливать причинно-следственные связи; критически мыслить в условиях работы с большими объемами информации; детально разрабатывать проблему, которая заканчивается практическим результатом.
Слайд 31 Моя задача, как учителя технологии на современном этапе
- не дать объем знаний, а научить учиться.
Чему должен научиться ребенок? Овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть, и которые формируют фундаментальное ядро образования. Именно в действии порождается знание.
Слайд 32Адресная направленность опыта:
для учителей технологии, обслуживающего труда, обучающихся. Данный
метод помогает преодолеть однообразие и монотонность процесса обучения, помогает наладить совершенно иные взаимоотношения с учащимися, дает учащимся возможность самовыражения и самореализации.
Слайд 33 Литература:
Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. - М.,
2000.
Лебедева Л.И., Иванова Е.В. Метод проектов в продуктивном обучении // Школьные технологии. – 2002. №5.
Стратегия модернизации содержания общего образования:
Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М. МинОбр. 2001
Сасова, И.А. Использование метода проекта на уроках технологии. // Школа и производство, 2005 №7 стр. 2-7.
5. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе http://festival.1septe