Слайд 1
ГАЛЯУТДИНОВА ЗУЛЬФИРА ГАБДЛАХАТОВНА
ГБОУ «АКТЮБИНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ"
2016 ГОД
«Организация учебного процесса с учетом межпредметных связей»
Слайд 2
"Знания и идеи, сообщаемые какими бы то ни было науками, должны
органически строиться в светлый и, по возможности, обширный взгляд на мир и его жизнь".
К.Д. Ушинский
"Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи".
Ян Амос Коменский
Слайд 3Стратегия модернизации содержания общего
образования
Одним из оснований обновления
содержания образования называет
компетентностный
подход.
Слайд 4Ключевая компетентность
сама по себе обладают интегративной природой;
вбирает в себя
ряд однородных или близкородственных знаний и умений, применимых к относительно широкой сфере культуры и деятельности;
надпредметна , междисциплинарна, требует значительного интеллектуального развития.
Слайд 5Федеральный государственный образовательный стандарт
Реализует основную миссию образования:
способствовать становлению социально
ответственной, критически
мыслящей
поликультурной личности, члена гражданского
общества, человека, способного к адекватному
целеполаганию и выбору в условиях
непредсказуемо изменяющегося социально
культурного бытия, сознающего образование как
универсальную ценность и готового к его
продолжению в течение всей жизни.
Слайд 6ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Одним из путей достижения
результатов образования,
предусмотренных Федеральным
государственным образовательным
стандартом
является организация
учебного процесса с использованием межпредметных связей.
Слайд 7ПОНЯТИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ
Межпредметные связи есть педагогическая
категория для обозначения синтезирующих,
интегративных отношений
между объектами,
явлениями и процессами реальной
действительности, нашедших свое отражение в
содержании, формах и методах учебно
воспитательного процесса и выполняющих
образовательную, развивающую и
воспитывающую функции в их ограниченном
единстве.
Слайд 8МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ
Устанавливаются,
во- первых, между учебными предметами, которые изучают
сходные дисциплины в качестве самостоятельного объекта, либо отдельные сведения о предмете в качестве части своего объекта,
во-вторых, между предметами, которые формируют сходные умения и навыки.
Слайд 9УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ
1. Создание общей программы учебного процесса,
которая определяет основные направления в содержании, методах и формах организации обучения на уроках по предметам, между которыми устанавливаются связи.
2. Конкретизация общей программы по отдельным урокам темы, курса, смежных курсов или в целых учебных темах разных предметов.
3. Реализация разработанной программы обучения, введение корректив на основе обратной связи путем взаимоконтроля учителей разных курсов.
Слайд 10
Уровни организации учебно-воспитательного процесса на основе межпредметных связей:
- урочный,
-
тематический,
- сквозной (интегративный),
- внутрицикловой;
- межцикловой.
Слайд 11Общая программа учебного процесса
Предполагает:
организацию познавательной деятельности учащихся в системе уроков;
систему межпредметных
проблемных вопросов, раскрывающих общую мировоззренческую проблему;
их распределение по урокам и определение места каждого вопроса в том или ином звене учебного процесса. общей программы учебного процесса
Слайд 12Приемы и методы реализации межпредметных связей
Обычные методы и приемы, но ориентированные
на установление межпредметных связей;
Специфические для уроков с использованием межпредметных связей.
Слайд 13Методы реализации межпредметных связей
Направленные на активизацию познавательной умственной деятельности:
проблемные
вопросы;
обучение наблюдению, экспериментированию, моделированию;
осуществление взаимосвязи художественно – образного отображения явлений общественной жизни;
комплексная характеристика объекта;
межпредметные задачи;
Слайд 14Методы реализации межпредметных связей
включение учебного материала другого предмета в изложение
учителя,
беседа с воспроизведением знаний из других предметов;
работа с наглядными пособиями, приборами, демонстрации фрагментов диафильмов и кинофильмов по другим предметам;
решение количественных и качественных задач, кроссвордов межпредметного содержания;
сообщения, доклады учащихся по материалу других предметов
работа с учебниками нескольких предметов на уроке, групповая работа над решением межпредметной учебной проблемы.
Слайд 15Методы реализации межпредметных связей
На основе межпредметных связей рождаются разнообразные
методические приемы проблемного обучения :
- постановка межпредметной проблемы на уроке по одному предмету и решение ее на уроках по другому предмету;
- серия уроков по разным предметам, нацеленная на решение определенной мировоззренческой проблемы;
- серия поисковых самостоятельных работ, требующих привлечения знаний из различных предметов;
- специальные межпредметные обобщающие уроки, семинары, конференции и другие пути.
Слайд 16Межпредметные связи во внеклассной работе
Условия их успешной реализации:
выделение комплексной задачи,
позволяющей группировать знания из разных предметных областей вокруг одного объекта познания;
включение воспитательных задач во внеклассные мероприятия межпредметного содержания;
опора на уже имеющиеся устойчивые интересы и умение найти такую совместную работу для учеников с разными интересами, которая вызвала бы потребность в изучении общей для них области знаний;
закрепление, расширение и углубление во внеклассной работе объема знаний, умений и навыков, полученных на уроках, использование научно-популярной литературы по предметам, тесная связь с учебной деятельностью;
реализуемые во внеклассной воспитательной работе межпредметные связи должны способствовать пониманию воспитанниками сущности рассматриваемых понятий и явлений.
Слайд 17Формы внеклассной воспитательной работы межпредметного характера
индивидуальная ( выполнение рефератов, сочинений,
докладов, самостоятельные исследования);
групповая ( межпредметные кружки, практические работы, игры межпредметного содержания, групповые творческие задания);
массовые ( межпредметные экскурсии, вечера, конференции, лектории, олимпиады, турниры, конкурсы и другое).
Слайд 18Выводы
На основе межпредметной связи научного знания у школьников формируются:
- представления о единстве живой и неживой природы, общность естественно-научных и общественно-исторических основ взаимодействия человека, общества и природы;
- умение самостоятельно применять знания из разных предметов при решении новых вопросов и задач, в том числе и неучебных.
Организация учебного процесса с учетом межпредметных связей способствует формированию целостного мировоззрения, решению актуальных задач реализации Федеральных государственных стандартов нового поколения.