Презентация, доклад Резьба по дереву

Содержание

АБРАМЦЕВО-КУДРИНСКАЯ РЕЗЬБААбрамцево-кудринская резьба — художественный промысел резьбы по дереву, сформировавшийся в конце XIX века в окрестностях подмосковной усадьбы Абрамцево. Возникновение промысла тесно связано с художниками абрамцевского кружка и в первую очередь Е. Д. Поленовой, организовавшей в

Слайд 1Резьба по дереву

Резьба по дереву

Слайд 2АБРАМЦЕВО-КУДРИНСКАЯ РЕЗЬБА
Абрамцево-кудринская резьба — художественный промысел резьбы по дереву, сформировавшийся в

конце XIX века в окрестностях подмосковной усадьбы Абрамцево. Возникновение промысла тесно связано с художниками абрамцевского кружка и в первую очередь Е. Д. Поленовой, организовавшей в усадьбе С. И. Мамонтова в 1882 году столярно-резчицкую мастерскую, в которой учились и работали резчики из окрестных сёл: Хотьково, Ахтырка, Кудрино, Мутовки.

П. Ворносков (сын). Упоры для книг. (Резьба по дереву.)

АБРАМЦЕВО-КУДРИНСКАЯ РЕЗЬБААбрамцево-кудринская резьба — художественный промысел резьбы по дереву, сформировавшийся в конце XIX века в окрестностях подмосковной

Слайд 3Главная особенность абрамцево-кудринской резьбы – это густой орнамент из изгибающихся ветвей

и побегов, сочетающихся с изображением зверей, птиц и рыб. Михаил Васильевич Артемьев ввел в ворносковский лиственный орнамент фрукты, пользовал сюжеты русских сказок «Колобок», «Лиса и Журавль».


Шкафчик, выполненный по рисунку Е. Д. Поленовой.

Кудринская резьба. Ларец. (Автор В.А. Самойлова)

Главная особенность абрамцево-кудринской резьбы – это густой орнамент из изгибающихся ветвей и побегов, сочетающихся с изображением зверей,

Слайд 4В. Ворносков (отец). Декоративное блюдо с мотивом, рыбы. (Резьба по дереву.)
В.

Ворносков (сын). Застава. (Резьба по дереву.)
В. Ворносков (отец). Декоративное блюдо с мотивом, рыбы. (Резьба по дереву.)В. Ворносков (сын). Застава. (Резьба по дереву.)

Слайд 5БОГОРОДСКАЯ РЕЗНАЯ ИГРУШКА
Богородская резьба (Богородская игрушка) — русский народный промысел, состоящий в

изготовлении резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, ольхи, осины). Его центром является посёлок Богородское Сергиево-Посадского района Мовсковской области России.

Сюжетная композиция «Сказка о золотом петушке»

Раскрашенная богородская игрушка

Богородская резная игрушка кавалер и барыня

БОГОРОДСКАЯ РЕЗНАЯ ИГРУШКА	Богородская резьба (Богородская игрушка) — русский народный промысел, состоящий в изготовлении резных игрушек и скульптуры из

Слайд 6В начале 20 в. мастера объединились в артель (с 1923 —

«Богородский резчик», в 1960 преобразована в Богородскую фабрику художественной резьбы). До конца 19 в. сохранялась традиционная для Б. р. техника неглубоких порезок, которыми выявлялись в фигурках людей, животных и в игрушках с движением («дергуны», «кузнецы» и пр.) лишь детали, необходимые для характеристики персонажей. 

Мишка-дергун

Кузнецы

В начале 20 в. мастера объединились в артель (с 1923 — «Богородский резчик», в 1960 преобразована в

Слайд 7М. Ф. Баринов. «Козёл». 1954. Музей народного искусства, Москва.
«Крестьянин и курочка».

30—40-е гг. 19 в. Исторический музей. Москва.

В. Г. Ерошкин. «Весенний сев». Игрушка. 1960. Музей народного искусства, Москва.

М. Ф. Баринов. «Козёл». 1954. Музей народного искусства, Москва. «Крестьянин и курочка». 30—40-е гг. 19 в. Исторический

Слайд 8ПОВОЛЖСКАЯ ДОМОВАЯ РЕЗЬБА
Искусство волжских резчиков издавна привлекало к себе внимание путешественников,

ученых, художников. Еще в XIX столетии любители русской старины стали приобретать детали резного убранства деревенских изб.

Деталь фризовой доски. 1825. Нижегородская губ

Фризовая доска. 1841. Нижегородская губ

ПОВОЛЖСКАЯ ДОМОВАЯ РЕЗЬБА	Искусство волжских резчиков издавна привлекало к себе внимание путешественников, ученых, художников. Еще в XIX столетии

Слайд 9Наличник окна. Втор. пол. XIX в. Нижегородская губ
В резьбе широкое распространение

получили мотивы классического архитектурного декора:
акантовые листья, ионики, квадратные и ромбические плиты, розетки, сухарики и др.
Искусство домовой резьбы тесно связано с особенностями местной деревенской архитектуры и с теми новшествами в строительном деле XIX столетия, которые значительно изменили конструкцию и облик жилых построек.
Наличник окна. Втор. пол. XIX в. Нижегородская губВ резьбе широкое распространение получили мотивы классического архитектурного декора: акантовые

Слайд 10Наличник окна. 1894. Нижегородская губ
Пилястра дома Д. В. Мохова. Деталь. 1866.

Нижегородская губ

Пилястра дома Д. В. Мохова. Деталь. 1866. Нижегородская губ

Наличник окна. 1894. Нижегородская губПилястра дома Д. В. Мохова. Деталь. 1866. Нижегородская губПилястра дома Д. В. Мохова.

Слайд 11Ставни дома С. П. Максимова. 1888. Нижегородская губ.
Деталь ворот. Втор. пол.

XIX в. Нижегородская губ
Ставни дома С. П. Максимова. 1888. Нижегородская губ.Деталь ворот. Втор. пол. XIX в. Нижегородская губ

Слайд 12ШЕМОГОДСКАЯ ПРОРЕЗНАЯ БЕРЕСТА
Совершенно своеобразны художественные изделия из дерева, которые производятся только

в одном единственном районе Советского Союза - Великоустюгском Вологодской области и, главным образом, в деревнях Шемогодского сельсовета. Эта резьба даже собственно не по дереву, а по берёсте.
ШЕМОГОДСКАЯ ПРОРЕЗНАЯ БЕРЕСТАСовершенно своеобразны художественные изделия из дерева, которые производятся только в одном единственном районе Советского Союза

Слайд 13Прелесть шкатулок, коробок и маленьких туесков (бурачков) состоит в том, что

без всякого предварительного рисунка, а только по общей наметке, сделанной тупым шилом, искусные мастера вырезают подлинно русский народный орнаментальный узор из закрученных трав с включением фигур всадников, охотников, разных животных. Ажурная резьба тонка и изящна, узоры одновременно и типичны по характеру и неповторимы - это настоящее кружево из берёсты.

Шемогодская резьба по берёсте, Велико-Устюгский район Вологодской области: Н. Вепрёв. Блюдо 'Олени'

Прелесть шкатулок, коробок и маленьких туесков (бурачков) состоит в том, что без всякого предварительного рисунка, а только

Слайд 14А. И. Вепрев. Шкатулка-платочница "Охота". Музей народного искусства. Москва.

А. И. Вепрев. Шкатулка-платочница

Слайд 15СЕВЕРНАЯ РЕЗЬБА
Венчал северную избу охлупень – бревно лиственницы, из которого

на конце вырубалась топором голова коня, птицы или оленя. Это было связано с представлениями о магических силах, элементы декора считались оберегом.

В прошлом мотивы резьбы имели вполне определенный символический смысл, связанный с языческими представлениями наших далеких предков. Например, круги, изображения коней и птиц были связаны с культом солнца, от которого зависела судьба урожая, а значит и будущее крестьянина земледельца.

Наличник окна крестьянской избы со ставнями.
Вторая половина 19 века

СЕВЕРНАЯ РЕЗЬБА Венчал северную избу охлупень – бревно лиственницы, из которого на конце вырубалась топором голова коня,

Слайд 16Несмотря на простоту приемов и элементов резьбы – треугольников, квадратов, розеток,

выполненных в трехгранно-выемчатой, контурной или скобчатой технике, композиции прялочной резьбы отличаются гармоничностью и равновесием, богатством ритмов. В северной резьбе важную часть рисунка составляет круг-розетка, солнечная розетка. Иногда внутри розетки вырезаны равномерно расположенные по кругу овальные заостренные лепестки.
Несмотря на простоту приемов и элементов резьбы – треугольников, квадратов, розеток, выполненных в трехгранно-выемчатой, контурной или скобчатой

Слайд 17Лопасть и маятник колесной прялки «самопряхи», Конец 19 века, Трехгранновыемчатая резьба.


Столбчатые прялки — «волжский столбик»
Конец 19 века

Особенное распространение она имела в областях русского Севера (Северная Двина). В 19 веке, а часто еще и в первые десятилетия 20 века роспись покрывала почти весь интерьер северной избы.

Лопасть и маятник колесной прялки «самопряхи», Конец 19 века, Трехгранновыемчатая резьба. Столбчатые прялки — «волжский столбик» Конец

Слайд 18УНЦУКЛЬСКАЯ ВСЕЧКА МЕТАЛЛОМ ПО ДЕРЕВУ
Одним из традиционных видов декоративно-прикладного искусства Дагестана

является художественная обработка дерева, к которому относится и унцукульская насечка. Истоки промысла, по преданию горцев, уходят в сравнительно недавнее прошлое (XVII-XVIII вв.), когда в высокогорном аварском ауле Унцукуль сложился своеобразный промысел по художественной обработке дерева.
УНЦУКЛЬСКАЯ ВСЕЧКА МЕТАЛЛОМ ПО ДЕРЕВУОдним из традиционных видов декоративно-прикладного искусства Дагестана является художественная обработка дерева, к которому

Слайд 19Так как для насечки применяется металл (медь, серебро, латунь, мельхиор) в

виде тонких лент и отрезков проволоки, большая часть орнаментов состоит из штрихов и точек.

В этом виде промысла используют твердые породы дерева: орех, кизил, абрикос. Унцукульцы выполняют инкрустации без клея. Для создания крупных произведений они используют древесину груши, яблони, черной ольхи.

Так как для насечки применяется металл (медь, серебро, латунь, мельхиор) в виде тонких лент и отрезков проволоки,

Слайд 21СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Википедия, Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/

Добрых рук мастерство

\\ Составитель и научный редактор И.Я. Богуславская - Ленинград: Искусство, 1981 - с.311 с ил.

Картинки Google [Электронный ресурс]. - URL: https://www.google.ru/

Соколов М.В., Соколова М.С. Декоративно-прикладное искусство: Учеб. Пособие для студентов, обучающихся по специальности 03.11 «Изобразительное искусство и черчение». – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2013. – 399 с.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫВикипедия, Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Добрых рук мастерство \\ Составитель и научный редактор И.Я.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть