Слайд 1Природопользование и охрана окружающей среды.
Тема: «Взаимодействие. Экологическое образование на уроках технологии.»
Учитель технологии ГБОУ «Школа №1788»
Батуринец Ирина Алекперовна
Учитель технологии ГБОУ Школа №1788
Батуринец Ирина Алекперовна
Слайд 2Сущность, методологические основы, принципы и задачи экологического образования и воспитания
" ...
Общение с природой не только доставляет эстетическое наслаждение, но и влияет на формирование мировоззрения детей, на их нравственное развитие, расширяет их кругозор, обогащает впечатление ", - так считал К.Д. Ушинский.
В.А. Сухомлинский в книге " Сердце отдаю детям " писал: " ...Природа становится могучим источником воспитания лишь тогда, когда человек познает ее, проникает мыслью в причинно-следственные связи ... Чем больше деятельности, связанной с активным познанием природы, тем глубже и осмысленнее становится видение окружающего мира ..."
Слайд 3
Главная направленность концепции экологического образования состоит в том, что у
учащихся должны формироваться не только соответствующие знания и умения, но и определенные качества личности.
Экологическое воспитание – это целенаправленный процесс формирования ответственного отношения школьников к окружающей природной среде.
Слайд 4
Принципы экологического образования и воспитания:
Единство сознания, переживания и действия.
Принцип
прогностичности.
Взаимосвязь глобального, национального и локального (краеведческого) уровней экологических проблем.
Метапредметный подход.
Целенаправленность общения школьников с окружающей средой.
Слайд 5Формирование ценностных экологических ориентаций включает в себя осознание школьниками разносторонней ценности
природы как источника удовлетворения разнообразных потребностей общества в целом и каждого человека. Ценностные свойства природы в последнее время приобретают экономическое значение, выраженное через стоимость её ресурсов.
Содержание экологического образования
Слайд 6Ценностные мотивы экологической деятельности:
гражданско-патриотическое;
гуманистические;
эстетические;
научно-познавательные;
гигиенические;
экономические.
Слайд 7Умения и навыки:
умение учащихся оценивать состояние окружающей среды ближайшего природного окружения
(двора, улицы и т.д.);
умение защищать природную среду от загрязнения и разрушения. Оно включает умение соблюдать культуру личного поведения; пресекать негативные последствия на окружающую среду со стороны других людей; выполнение посильных трудовых операций по ликвидации уже возникшего нежелательного явления.
Слайд 8 Экологическое воспитание на уроках технологии.
Основные направления экологической работы:
1. Экология и
питание человека:
Уроки кулинарии
Исследовательская работа
2. Экология жилья и быта:
Уроки рукоделия
Конкурс «Праздник своими руками»
Сбор макулатуры
Раздельный сбор мусора
3. Экологическое образование:
Уроки биологии, географии, ОБЖ, физкультуры,
технологии, экскурсии, лекции, встречи и др.
Слайд 9Формы работы:
Уроки
Внеурочная деятельность
Мастер-классы
Конкурсы
Проектная деятельность
Выставки творческих работ
Беседы
Лекции
Игры
Экскурсии
Слайд 10Методы работы:
Информационный,
Исследовательский,
Продуктивный.
Слайд 11Экология и питание человека.
Принципы правильного питания:
Сбалансированность
Режим питания
Разнообразие
Умеренность
Спокойное, хорошее настроение во время еды
Тщательное пережевывание пищи
Слайд 12На уроках кулинарии представляется уникальный повод не просто поговорить с будущими
хозяюшками о главных задачах и наиболее важных проблемах нашего питания в условиях современного большого города, но и закрепить на практике основные знания.
Слайд 13Экология жилья и быта.
«Эко - уроки»
«Изготовление декоративных элементов оформления интерьера к
празднику».
Проектная деятельность:
«Вторая жизнь ненужных вещей»
Слайд 14Примеры работ:
Оплетенные вазы из старых бутылок
Ваза, выполненная из использованной глиняной бутылки
в технике декупаж
Слайд 15Примеры работ:
Процесс изготовления вазы из старой бутылки
А это результат
Слайд 16Примеры работ:
Подставка под цветы выполнена из палочек для суши и бисера
Для
поделки использованы опавшие ветки и пластиковая бутылочка из под сока
Слайд 17Примеры работ:
Имитация малахитовой шкатулки из пластиковой баночки
Проект «Домик для кота» из
старого чемодана
Слайд 18 А. Сент - Экзюпери: «Человек создает воспитание»
А Оно признано
обеспечить развитие и духовное обогащение личности. Педагогический процесс может стать действительно воспитательным только в том случае, если он помогает учащимся познавать себя как личность, помогает становлению Человека.
Слайд 19Литература и использованные материалы:
Использованы фотографии работ учащихся ГБОУ Школы №1788 из
архивов Батуринец И.А.
Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10 №1897)
Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии: Учеб. для студ. пед. ин-тов. 4-е изд. М., 1983.
Зверев И.Д., Мягкова А.Н. Общая методика преподавания биологии. М.: Просвещение, 1985, 191 с.
Пономарев И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения биологии: учеб. пособие для студ. пед. вузов. М., 2003.
Экология. (Учебник) Николайкин Н.И., Николайкина Н.Е., Мелехова О.П. (2004, 3-е изд., 624с.)
Основы общей экологии. (Учебник) Воронков Н.А. (1999, 4-е изд., 96с.)
Государственный доклад "О состоянии окружающей природной среды Российской Федерации в 1993 г.", Москва, 1994 г.
Ушинский К.Д. Собр.соч. Москва, 1948 г. том II стр. 54
Слайд 20Литература:
Маркович Д.Ж. "Социальная экология", Москва, "Просвещение", 1991 г.
Сухомлинский В.А. "Рождение гражданина",
Москва, Политиздат, 1971 г. стр. 289
И.Р. Голубев, Ю.В. Новиков "Окружающая среда и ее охрана", Москва, "Просвещение", 1985 г.
Н.Ф. Реймере "Охрана природы и окружающей человека среды", Москва, "Просвещение", 1992 г.
Ю.В. Новиков, "Природа и человек", Москва, "Просвещение", 1991 г.
"Книга для чтения по охране природы", Москва, "Просвещение", 1986 г.
А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина " Экологическое образование школьников во внеклассной работе", Москва, "Просвещение", 1984 г.
А.В. В.Р. Ильченко "Формирование естественно-научного миропонимания школьников", Москва, "Просвещение", 1993 г.
В.Б. Стрельцова "Наш друг-природа !", Москва, "Педагогика", 1991 г.