Слайд 1Знакомство с русским народным костюмом
Слайд 8Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать
о традициях, обычаях, и истории своего народа.
Ничто не подвержено такому быстрому изменению, как мода и одежда человека. Платье не только грело и украшало человека, но и показывало его место в обществе.
Одежда представляла собой большую ценность, ее не теряли, не выбрасывали, а очень берегли, неоднократно перешивая и донашивая до полной ветхости.
Слайд 9На Руси основной формой одежды было платье сшитое из различных тканей,
в зависимости от богатства хозяина. Основой женской одежды была длинная сорочка, скроенная из прямых полотнищ .У сорочки был круглый ворот, иногда со сборками вокруг, разрез спереди застегивающийся на пуговицу и длинные рукава. У простых женщин такая сорочка перехваченная на талии поясом служила домашним платьем, у состоятельных женщин были еще нижние рубахи, как и мужские женские сорочки украшали вышивкой или обшивали цветной материей по краю подола, рукавов, вороту.
Слайд 10Сверху сорочки надевали сарафан, длинную распашную одежду без рукавов, застегивающуюся с
низу до верху на пуговицы.
Сверху на сарафан надевалась душегрея - короткая, чуть ниже талии и очень широкая сборчатая одежда без рукавов, на лямках как у современных сарафанов.
Слайд 11У русской народной одежды многовековая история. Общий ее характер, сложившийся в
быту многих поколений, соответствует внешнему облику, образу жизни, географическому положению и характеру труда народа. Начиная с 18 века северная часть России оказалась в стороне от развивающихся центров и поэтому здесь значительно полнее сохранились традиционные черты народного быта и одежды, в то время, как к югу (Рязань, Орел, Курск, Калуга) русский народный костюм получил заметное развитие.
Слайд 12В северных районах России (Архангельск, Тверь, Вологда, Ярославль, Рязань) был широко
распространен сарафан, а в южных понева.
Каждая губерния имела свой вариант костюма. Одежда каждой губернии имела свой орнамент, отделку, формы и фасоны.
Слайд 13Северорусский костюм, как его еще называли, женский сарафановый комплекс широко распространен в
северных и центральных губерниях (Архангельская, Вологодская, Рязанская, Тверская, Ярославская)
Главной частью этого костюма являлся сарафан. Изготавливался сарафан из холста, крашенных тканей, шелка или порчи. Мягкие плавные линии сарафана, которые как бы струились при движении, делали женщину похожей на лебедя. Не даром в народных песнях и сказках женщин зовут лебедушками. Украшали сарафаны вышивкой, лентами, тесьмой и бахромой.
Слайд 15Южнорусском женском костюме или поневном комплексе самой главной деталью была понева. К
южно русским губерниям относятся Воронежская, Тамбовская, Орловская, Нижегородская, Курская, Тульская)
Слайд 16
Понева – это прабабушка современной юбки. Понева непременно одевалась поверх рубахи, далее
шел передник, затем “навершник” и завершал костюм головной убор. В поневном комплексе ярко выражен многослойный характер русского костюма.
Слайд 17Мужская одежда состояла из полотняной рубахи с длинными широкими рукавами, безрукавного
кафтана, достигавшего колен и сделанного из грубой шерсти. Кафтан протыкали кольцами и бусами, внизу расшивали цветными узорами. Без рубахи не мог обойтись ни крестьянин, ни горожанин, ни селянин. Мужские рубахи обычно шились из ткани одноцветной , клетчатой, или с мелким рисунком.
Слайд 18Праздничную рубаху расшивали цветными шелковыми нитями. Нагрудные узоры располагались вдоль разреза
по центру груди и защищали сердце и легкие, наплечные охраняли руки, а наподольные не давали пробраться злым силам снизу.
Слайд 19Мужчины также носили плащи и широкие порты (штаны), иногда одевали по
две пары, одну поверх другой. Штаны были темных расцветок, иногда в полоску. Их заправляли в сапоги или обертывали онучами, а поверх надевали лапти.
Слайд 20
Девичий костюм . Начало XX в. Рязанская губерния. Девушка на выданье
носила особый наряд, в цветовой гамме которого основную роль играл белый цвет домотканого шерстяного и льняного полотна.
Слайд 21
Такой костюм обычно дополняли шейные и нагрудные украшения из бисера «чопки»
и «разметки», а также девичья повязка золотного шитья с пушками около ушей.
Слайд 23Русский женский и девичий народный костюм по мотивам Рязанской, Нижегородской, Курской
и Харьковской губерний
Слайд 24Прически и головные уборы девушек и замужних женщин различались. Девушки не
полностью закрывали волосы, они распускали их по плечам или заплетали в одну косу.
Слайд 45Зимний костюм
Московской губернии
Повседневный женский костюм Московской губернии в зимнее время
включал в себя: полушубок сшитый из белых овчин мехом внутрь;
Платок из тонкой шерстяной пряжи с набивным рисунком;
Слайд 46Зимний костюм Архангельской губернии
Головным убором праздничного наряда являлся кокошыник, украшенный золотым
шитьем. Поверх него надевали шаль которую крепили у шеи маленькой булавкой. Тулуп имел однотонную расцветку. Сарафаны шились из шерсти и шелка и украшались кружевом, тесьмой и лентами.
Слайд 47Повседневный костюм
Пермской губернии
Платок из светлого ситца с растительным узором носили молодые девушки. Рубаха вышивалась в области горловины, груди и на концах рукавов. Сарафаны шились из кумача. Обязательным элементом как будничного так и праздничного костюма был фартук. Орнамент на подоле часто перекликался с вышивкой на рубахе
Слайд 48Праздничный костюм
Воронежской губернии
Женщины одевали рубахи вышитые шерстяными нитями, вышивка украшала
рукава и верхнюю часть рубахи, иногда их расшивали золотыми нитями и блестками, сверху рубахи одевали поневу из темной ткани в клетку, к подолу пришивалась тесьма красного цвета- оклад. Еще одной особенностью костюма этой губернии были: накладной воротник и длинные манжеты – нарушники, полностью закрывающие руки. Нарушники украшали лентами, кружевом, бисером. Поверх поневы надевалась завеска- короткий фартук, сшитый из того же полотна что и рубаха украшеный вышивкой. На голову одевалась сорока- маленькая шапочка с невысокой тюльей и гребнем сзади.
Слайд 49Летний костюм
Костромской губернии
В праздничные дни девушки на голову надевали почелок-
его расшивали золотыми нитями, украшали бусами и стеклярусом. Спинку и перед рубах обычно украшали только вышивкой у горловины и подола, рукава же обязательно украшались шитьем из бити. Сарафан из узорных шелковых тканей по подолу всегда украшался тесьмой и золотым кружевом. Душегрея была непременной частью одежды.
Слайд 50Праздничный костюм Смоленской губернии
По праздникам на голову надевали шапочку- кичку. Её
шили из атласа или бархата красного цвета. Впереди украшали золотой вышивкой. Сзади пришивали полоску ткани и крепили «пушки» из гусиного пуха. Рубаха с воротником стойкой украшена красными и желтыми нитями. Сарафан сшили из темного сукна. По подолу сарафана пускали полоски кумача. Центральную часть сарафана расшивали цветными лентами.
Слайд 51Летний костюм Вологодской губернии
Основой наряда была рубаха-одностанка из цельного холста с
вышивкой по вороту, запястьям, подолу и рукавам. Прямой сарафан из кумача на тонких лямках не имел застежек. Пояс -обязательный элемент костюма. Его повязывали всегда на левую сторону.Передник надевали поверх сарафана и завязывали на талии, его украшали кружевом и вышивкой.