Слайд 1Полотенце – предмет русского быта.
Учитель технологии
Мальцева Елена Васильевна
МКОУТСОШ №1
р.
п. Тальменка 2016
Слайд 2Содержание
1 Вышитое полотенце в эпоху Древней Руси.
2 Полотенце – оберег.
3 Вышитые
изделия XIX века.
4 История полотенца.
5 Вышитое полотенце на Алтае.
6 Приданое.
7 Полотенце в свадебном обряде.
8 Христианская символика в рукоделиях крестьянок Западной Сибири.
9 Виды орнаментов
10 Изображения крестов
11Полотенце из села Язово
12 Значение цвета в вышивке
Слайд 3Вышитое полотенце в эпоху Древней Руси.
На территории России археологами обнаружены фрагменты
вышитых изделий. Находки, относящиеся к IX – XII в., подтверждают, что вышивка существовала уже в эпоху Древней Руси. С языческих времен женщины - вышивальщицы создавали в своих вышивках – картинах сцены бытовой жизни. Чаще всего вышивкой украшали постельники (простыни) , концы которых свешивались с кроватей, а также полотенца, скатерти, занавеси, свадебные и праздничные рубахи, холщевые сарафаны, головные уборы, платки. Вышитое полотенце использовалось не только в быту. Богато расшитые полотенца развешивали на священных деревьях, придорожных и могильных крестах , украшали ими капище ( место языческих обрядов) идолов. Позднее появился обычай украшать ими иконы, зеркала и окна.
Слайд 5Полотенце - оберег
На свадьбе, масленице, при рождении или смерти человека вышитые
полотенца были священным оберегом.
Особую силу оберегать людей от злых сил, болезней и стихий приписывали обыденному (« об один день сделанному») полотенцу.
Оно создавалось несколькими мастерицами за один день или сутки и считалось безупречно чистым.
Люди верили, что вышитые на одежде, полотенцах символы жизненной силы и плодородия, принесут в дом благополучие и счастье.
Слайд 6Вышитые изделия XIX века.
Лучше всего сохранились вышитые изделия 19 века.
В те
времена вышивка условно подразделялась на городскую и крестьянскую (народную). Городская вышивка испытывала на себе влияние западной моды и не имела прочных традиций, народная была неразрывно связана со старинными обычаями и обрядами русского крестьянства.
Вышивкой украшали одежду, обувь, конскую сбрую, жилище, предметы быта.
Слайд 7История полотенца
Полотенца и рушники сопровождали человека на протяжении всей его жизни:
от рождения до смерти.
На чистое белое полотенце принимали новорожденного. На расшитом, праздничном малыша крестили. Полотенцем – оберегом люльку закрывали. Каждый день утирались полотенцем – утиральчиком. Шили его из холста, особо не украшали. Как начнет женщина квашню творить, полотенце – квашник использует, а как хлеба из печи достанет, так она их караванным закроет, чтоб от жара печного отошли.
В приданом невесты полотенца занимали самое достойное место. Невеста готовила вышитые полотенца и дарила их сватам, дружкам, родным жениха.
Слайд 8Вышитое полотенце на Алтае.
Русское население Сибири сложилось из переселенцев из европейской
части страны, приносивших с собой те или иные традиции, которые изменялись в местных условиях. Вышивка населения Алтайского края очень разнообразна по орнаменту, приемам вышивки и характеру ее исполнения. Вышивка на ритуальных полотенцах представлена наиболее полно. Рукотеры были вышиты скромнее. С.И. Гуляев – исследователь, уроженец Алтайского края , описывая крестьянскую свадьбу старожилов Алтая, рассказал о роли вышитого полотенца в этом обряде.
В обряде сватовства участвовал дружка, распорядитель свадьбы. У него через плечо было повязано вышитое полотенце.
После согласия родителей невесты на брак в доме невесты устраивали рукобитье (или зарученье). Дружка завертывал в полотенце руки жениха и невесты, присоединял к ним руки родителей.
Слайд 9Приданое
После сватовства невеста освобождалась от всех домашних работ. К ней собирались
подруги и помогали шить приданое. По неписанным законам приданого должно было хватить молодой на несколько лет. В большом количестве готовили полотенца нарядные, с «выбранным» (тканым) белым или красным узором и вышитые на пялах – «в прорезь» , «застилом». Полотенца для «вышоркивания» (вытирания) делались попроще. Полотенца было принято развешивать в доме молодого , как только привозили приданое невесты , а затем их развешивали по большим праздникам в горнице по стенам на «спичках», на иконах, на зеркале.
Слайд 10Приданое
В некоторых деревнях приданое отвозила в дом жениха невестина сваха в
то время пока молодые венчались в церкви. При этом разыгрывалась шуточная сценка «выкупа приданого», после чего сваха расставляла сундуки, убирала постель, развешивала полотенца, расстилала «настольники» на обозрение всем присутствующим.
Слайд 11В селениях Шипуновского района гостей на свадьбу приглашали специальные «вызывальщики». Их
повязывали полотенцами, которые они после приглашения гостей отдавали невесте.
Пока созывали гостей, в доме жениха готовили столы. Их должны были покрыть скатертями невестиной работы. По стенам развешивали полотенца, также работы молодой.
Архивные материалы свидетельствуют о большом значении даров в свадебном обряде. Невеста дарила почетным поезжанам шали, платы, нарядные полотенца.
Полотенце в свадебном обряде.
Слайд 12Христианская символика в рукоделиях крестьянок Западной Сибири
Символику христианских святынь можно рассмотреть
на примере женских традиционных рукоделий. Вышитые полотенца готовились для домашних иконостасов, для исполнения внутрисемейных обрядов, в качестве подарков к главным христианским праздникам. Рукоделия воспринимались в семьях как святыни, передаваемые из поколения в поколение, благодаря чему эти реликвии еще сегодня можно увидеть в сибирских семьях.
С каким тонким вкусом и щедрой фантазией выполнена вышивка на полотенцах! Ряды орнамента выглядят как нарядная рама.
Слайд 13Виды орнаментов
Большинство узоров на полотенцах состоит из геометрических фигур. Наиболее типовым
является ромб. Основными орнаментальными мотивами рукоделий можно назвать изображения птиц и растений. Вышитые растительные элементы, солнечные символы связаны с приходом весны. На свадебных полотенцах изображались дивные сказочные птицы, птицы – павы. В народной вышивке встречаются образы фантастических сюжетов – барсов, львов, единорогов. Популярными были рисунки с изображением женских фигур, всадников на конях – у них угловатые тела, огромные кисти рук, странной формы головы. Это не просто изображение – это знаки орнамента.
Слайд 18Виды орнаментов
«Канвовые узоры и азбука»
(Начало 20 столетия до Октябрьской революции)
Из
альбома русских канвовых узоров и вязания Москва , 1886г.
Слайд 19Из альбома рисунков для вышивки Изд-ва Ленобл. Исполкома и Ленсовета 1936г.
Слайд 20Из альбома малороссийских рисунков для вышивания Москва, 1886г.
Слайд 21Из альбома русских картин и узоров для канвового и тамбурного вышивания
Москва, 1887г.
Слайд 22Изображения крестов
Среди многообразия вышивок встречаются изображения крестов. Крест – это самая
большая святыня церкви, сила же креста заключается в его символике. Чаще прочих встречается крест «гамматический» (свастика), состоящий из греческой буквы гаммы. Эту форму креста изображали первые христиане в катакомбах. Изображения крестов разных форм можно наблюдать на орнаментах рукоделий сибиряков – старожилов, старообрядцев, российских переселенцев конца XIX начала XX в., по большей части, выходцев с Украины. Возможно, что подобные образы выполняли функцию оберега в крестьянской избе, при исполнении семейно – свадебных обрядов и т. д.
Слайд 23Полотенце из села Язово Тальменского района Алтайского края
На полотенце из села
Язово Тальменского района Алтайского края , приготовленного, видимо, в конце 19 в. , на иконы переселенкой из Украины Маримьяной Николаевной Тагильцевой (1905 г. р. ) изображены фигуры в виде шестиугольников, состоящих из мелких красно – белых квадратов, а также три храма с крестами на куполах, вышитых красными нитками, между которыми помещены два дерева. В орнаменте присутствуют полосы, геометрические фигуры: шестиугольники, ромбы.
Слайд 24Значение цвета в вышивке
Для вышивок в основном использовались два цвета: красный
и белый. Белый цвет связывался в народных представлениях со светом, чистотой, с понятием о благе. Этот цвет олицетворял женское начало.
Красный был цветом солнца, огня, жизни, красоты и олицетворял мужское начало.
Красные узоры крестьянской вышивки воспринимаются как земля, получившая энергию солнца и способная дать жизнь всему живому.
Слайд 25Литература
История культуры Алтая: В трех частях.-Ч.1(7 класс). Культура Алтая с древнейших
времен до начала 20века /Под общей ред. Д-ра филос. Наук С.А.Ан и В.Е. Фомина.-Барнаул: Пикет, 1999.-149с.: ил., вкл.
Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учеб. Для 5кл. Общеобразоват. Учреждений /Н.А. Горяева. О.В. Островская; под ред. Б.М. Неменского.-5-е изд. – М.: Просвещение,2006.-176с.
Русский народный свадебный обряд Исследования и материалы Под редакцией К.В. Чистова и Т.А. Бернштам Ленинград «НАУКА»Ленинградское отделение 1978
http://www.elib.gasu.ru
www.krestom.ru