Слайд 1ЕВРОПЕЙСКИЕ ПРИЧЕСКИ 18 ВЕКА
В ИСКУССТВЕ НА СМЕНУ СТИЛЮ БАРОККО В ПЕРВОЙ
ПОЛОВИНЕ 18 ВЕКА ПРИХОДИТ БОЛЕЕ ИЗЯЩНЫЙ И УТОНЧЕННЫЙ ДЕКОРАТИВНЫЙ СТИЛЬ РОКОКО (ОТ ФРАНЦУЗСКОГО СЛОВА «РОКАЙЛЬ» – «УЗОР ИЗ КАМНЕЙ И РАКОВИН»
Для произведений в стиле рококо характерны светлые тона, отказ от строгих прямых линий.
СТИЛЬ РОКОКО ПРИНЕС ВОЗДУШНОСТЬ, ИЗЯЩЕСТВО, ЛЕГКОСТЬ, ИЗНЕЖЕННОСТЬ. В МУЖСКИХ ПОРТРЕТАХ ПРОЯВЛЯЮТСЯ ИНФАНТИЛЬНОСТЬ И ВЯЛОСТЬ. И МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ НАПОМИНАЮТ КУКОЛ, РАЗОДЕТЫЗ В ШЕЛКА БЕЗ ВОЗРАСТА И ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ. СВЕТЛЫЕ ПАРИКИ, БЕЛИЛА И РУМЯНА УСИЛИВАЛИ ЭТО ВПЕЧАТЕЛНИЕ
Слайд 2ФРАНЦУЗСКИЕ ПРИЧЕСКИ 18 ВЕКА
Возникнув во Франции, стиль рококо получает развитие во
времена правления короля Людовика 15 (1715-1774). В это время падение нравов при королевском дворе доходит до предела. Стиль рококо как нельзя лучше отразил вкусы аристократов этого времени
Слайд 3Центром формирования моды на долгие годы становится Париж, а направление в
моде диктует не вкус короля или королевы, и интимный салон аристократки. В таких салонах собирались знаменитости – музыканты, художники, поэты, военные.
Слайд 4ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И ФОРМЫ ПРИЧЕСОК
Прически на мужских париках начинают постепенно уменьшаться.
Алонжевые парики заменяются более короткими.
В эпоху Регенства
(1715-1723), когда
вместо малолетнего
короля Людовика 15
правил Филипп
Орлеанский,
придворные
еще продолжают носить
прически из крупных
локонов, уложенных
параллельными рядами.
Появляется новинка –
завивка «а-ля-мутон»
(«под барана»)
Слайд 5Регент Филипп Орлеанский, поклонник Фридриха Вильгельма 1, насаждал моду этого короля
– прическу «кё», которая получила широкое распространение среди придворных: подвитые волосы зачесывались назад, завязывались на затылке черной лентой.
Слайд 6С 1730 года входит в моду прическа «а-ля-катоган» (узел). Одновременно носят
прическу «а-ля-будера» (крысиный хвост»). Прическу обильно посыпали сверху пудрой. Если своих волос не хватало, то
прикрепляли заранее сделанный узкий,
длинный футляр, в который для устойчивости
вдевали проволочку.
Жозеф Дюплесси. Портрет Людовика XVI, 1775.
Парик и «крылья голубя» (у висков) на прическе.
Слайд 7Со второй половины XVIII века моду на мужские прически все больше
и больше начинает диктовать Англия. Плюс начинает проявляться интерес к Античности (ведутся раскопки Помпей), а соответственно и к античным прическам.
Морис Кантен де Латур.
Портрет Руссо, 1753.
Мужская прическа. XVIII век.
Слайд 8В последней четверти 18 века французы заимствуют английские прически типа «ёж»,
«щётка», «крылья голубя»
Эти прически носили только высшие сословия. Ремесленники, мелкие буржуа, крестьяне предпочитали делать короткие прически «под скобку». В народе еще сохранились бороды разной формы, но средней длины.
Слайд 9Женские прически во
Франции в первой
половине 18 века
продолжали оставаться
громоздкими и
тяжеловесными.
В большинстве они
повторяли силуэт
прически «а-ля-Фонтаж»
, но она была
усовершенствована и
получила название
«фонтаж коммод»
(удобная). Данную
прическу очень любит
Мария-Антуанетта.
Слайд 10С 1725 года входят в моду маленькие прически, которые сильно пудрили.
Возможно поэтому одна из причесок получила название «малой пудреной». Такую прическу носила графиня Коссель, фаворитка курфюста саксонского Августа II, поэтому во Франции «маленькую пудреную» прическу называли «прической графини Коссель»
Кадр из фильма «Графиня Коссель»
Слайд 11Королева Мария Лещинская, вышедшая замуж за Людовика XV в 1925 году
несколько усовершенствовала эту прическу. Полька по происхождению, она много времени уделяла моде и ее развитию. Теперь прическа стала называться «Полонез»
Прическа украшалась пером и брошью
Слайд 12В Париже готовили специальных куафёров в Академии парикмахерского искусства, созданной куафёром
короля Людовика XV – мэтром Легро. В это время появляются все новые прически как результат соперничества куафёров между собой («тайна», «таинственная», «сентиментальная», «грустная»)
Слайд 13В середине XVIII века носили прическу «тапи» - взбитые завитые волосы,
уложенные высоко надо лбом. Также в моде были прически с яйцевидным силуэтом.
В 1780 году куафёр Леонар придумал для королевы Марии Антуанетты сложную прическу, украшенную волнами шифона, перьями, драгоценностями. Чтобы ее выполнить, нужно было применить каркас.
Жан Батист Готье Даготи. Мария-Антуанетта.
.
Слайд 14А в 60-70-е годы XVIII века приходит мода на высокие прически.
Такие прически делаются с использованием искусственных прядей, а также целых декоративных элементов – фигурок людей, животных, фруктов. К примеру, прическа фрегат – с корабликом на голове. Такие прически сооружались длительное время и носились в течение не одного месяца. Посыпались пудрой, различными ароматическими веществами. И в таких прическах вполне могли заводиться различные насекомые. У одной из придворных дам на голове даже поселилась мышь. Прически чесались. Чтобы дамы могли чесать головы, у них существовали специальные длинные палочки. А так как с такими огромными прическами проблематично было сесть в карету с крышей, то дамы путешествовали в повозках.
Но вскоре известный французский парикмахер того периода, личный парикмахер Марии-Антуанетты, Леонар придумал механизм, с помощью которого прически могли складываться.
Слайд 15Прическа «Фрегат»
Карикатура на высокие прически
Слайд 16Помимо прически «фрегат» была популярна и прическа «а-ля мадам Дюбарри», названная
так в честь фаворитки короля Франции Людовика XV. Прическа состояла из завитых и напудренных волос, уложенных на высокий каркас.
Великая соблазнительница Жанна Дюбарри.
Слайд 17В последние годы 18 века с изменением костюма несколько видоизменяется прическа.
Она становится более приземистой, типа прически «принцессы Ламбаль», асимметричной
Мода на букли отходит – волосы завивают и расчесывают. Украшений стало меньше. В 80-е годы пудра выходит из моды. Белые парики уступают место рыжим, золотистым, каштановым. Румяна исчезают, на лице появляются белила.
Входит в моду небольшой парик, завитый крупными локонами, с плоским шиньоном на затылке. «Анфан» (дитя, ребенок» – так называлась новая прическа, придуманная королевой Марией Антуанеттой. В конце правления Людовика XVI вошли в моду английские прически, небольшие и довольно низкие.
Слайд 18В России в первой половине 18 века следовали французской моде. Обязательным
было ношение громоздких париков типа «гривы», «пуделя».
Парикмахеры-французы потоком хлынули в Россию. Постепенно французская мода уступила место прусской. С 1732 года популярна прическа «прусская коса», которую делали вначале на своих волосах, а затем на париках
Вместе с ношением парика в Россию пришла мода на бритье лица. В 1705 году был введен специальный «бородной знак», который давал право владельцу, заплатив налог, носить бороду. Исключение составляли духовенство и крестьяне.
Слайд 19Во второй половине 18 века прически типа «крысиный хвост» носили военные
и придворные. В конце 18 века стали носить прическу «крылья голубя». В 1796 году распространяется прическа «под скобку» - ее носили купечество и мещане.
Слайд 20Женские прически в начале 18 века следовали французской моде. Это относилось
к дамам высшего общества. Прическа «фонтаж» в русском варианте была самой популярной. При завитых локонах отсутствовала высокая кружевная наколка.
Носили прическу «Мария Манчини»
Слайд 21С распространение моды на высокие каркасные парики во второй половине 18
века придворные дамы, несмотря на недовольство духовенства, стали подражать ей. Женщины из средних и низших сословий продолжали носить русские национальные прически – гладко зачесанные волосы, заплетенные в косу. Законодателем моды в России был Петербург, в Москве придерживались ее, внося свои поправки. Со сменой каждого правителя России, мода, популярная прежде, объявлялась вне закона. При Павле 1 начали преследовать французскую моду, заменив ее прусской.
Парикмахерским делом в России занимались крепостные мастера, которых отдавали в обучение парикмахерам их Франции, Германии, Англии. В России парикмахеры назывались цирюльниками или тупейными художниками – от слова «тупей». Жизнь крепостных мастеров была очень тяжелой. Русская знать, пользуясь услугами крепостных умельцев, переименовала из на европейский лад. Так, Иван превращался в Жана, Василий в Базиля. Для простого народа в столичных и уездных городах были открыты цирюльн. На вывесках было написано, что здесь не только причесывают, стригут и бреют, но и ставят пиявки и пускают кровь.
Слайд 22В XVIII веке появляются цирюльни. Их открывали в столичных и уездных
городах. Цирюльник был и парикмахером, и лекарем. В цирюльнях причесывали, брили, стригли, ставили пиявки и пускали кровь.
Первой модницей XVIII века, без сомнения, была императрица Елизавета Петровна (дочь Петра I, предшественница Екатерины II). Современники отмечали ее фантастическую, всепоглощающую страсть к нарядам и развлечениям, а также необычайную элегантность ее нарядов, причесок и украшений. Было известно, что императрица запрещала другим дамам одеваться так же, как она. Как писала Екатерина II, благоразумие требовало, чтобы дамы одевались поскромнее и давали самой императрице блистать на их фоне. Однако, несмотря на угрозу государева гнева, все стремились вырядиться как можно лучше и богаче.