Слайд 2 Выжигание по дереву известно уже давно. В
той или иной форме выжигание по дереву можно встретить в культуре любого народа. Первые предметы быта, украшенные выжженным узором, датируются приблизительно 700 годом до нашей эры и обнаружены в Перу. В средние века в Европе выжигание стало уже не только формой народного творчества, но и действительно искусством. Им занимались многие знаменитые художники, такие как Рембрант, Брюйер, Пабло Пикассо, и писатель Виктор Гюго. В старину для выжигания использовали специальные заточенные под определённый узор клейма или металлические стержни, которые накаляли докрасна, а на деревянных панелях домов, балках, ставнях часто выжигали раскалённой кочергой или шпагой…
Слайд 3Среди многих художественных ремесел, связанных с обработкой дерева, особое место занимает
декоративное выжигание. Одно из популярных ремесел, глубоко связанное с традициями русского народного творчества, выжигание развивалось параллельно с резьбой, точением, мозаикой и живописными работами по дереву, нередко дополняя эти виды искусства или выступая самостоятельно.
Слайд 4 Лет 10 - 15 тому назад
появился особый способ украшать естественные разрезы дерева, преимущественно белого или слабо окрашенного, при помощи выжигания на нем различных изображений и узоров. Способ этот сразу завоевал себе всеобщее одобрение и почетное место среди многочисленных занятий прикладного искусства, имеющих весьма разнообразное применение. В. может служить для украшения мебели, для больших панно на стенах, для потолков, а также и для мелких вещиц: рамок, бюваров, блокнотов и пр. Выжигание по дереву не есть собственно новое изобретение; оно заимствовано с древнегерманских образцов; но в те времена, к которым относятся эти образцы, выжиганиe производилось весьма примитивным образом, при помощи накаленного железного гвоздя. Теперь же, при развитии техники, способы выжигания стали удобными и подверглись усовершенствованию. Кажется, в С.-Петербурге впервые применен был к этой цели хирургический аппарат Paque lin'a " Therniocautere"; теперь же он во всеобщем употреблении как в России, так и за границей, особенно в Германии. Г-жа Абель, графиня Левашова, Ее Императорское Высочество принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская и г-жа Дурново первые с полным успехом стали в С.-Петербурге заниматься выжиганием. Аппарат Paque l in, как видно на прилагаемом рисунке, состоит из склянки, закрытой пробкой, имеющей два отверстия, к которым приделаны резиновые трубки, оканчивающиеся с одной стороны двойным резиновым шаром для вдувания воздуха (один шар, толстостенный, снабжен клапанами, а другой, тонкостенный, обтянут сеткою и служит резервуаром сжатого воздуха, нагоняемого в него при сжимании первого шара), с другой - платиновым наконечником, ввинченным в деревянную ручку.
Слайд 5Подготовка рабочего места.
Рабочее место
Рабочее место должно быть хорошо
освещено, а под рукой всегда должен быть карандаш, ластик, мелкий наждак, подставка для выжигателя, подставка (металлическая) для сменных жал (снимаемое жало раскалено, и если положить на стол, стол будет испорчен), удобные для снятия и навинчивания жал пассатижи, эскизы, по которым будет выполняться работа, а рядом должна быть электророзетка.
Учтите, что помещение должно быть хорошо проветриваемым и рядом НЕ должно быть ничего мокрого – это элементарная техника безопасности по работе с электроприборами.
Слайд 6Приступая к выжиганию необходимо подобрать подходящую древесину, так как не всякое
дерево годится для этой цели. Лучше всего взять липу, ольху, тополь или каштан. Эти породы светлые, мелкопористые и имеют однородное строение. Древесина должна быть достаточно сухой, без сучков и других пороков.
Перед выжиганием поверхность циклюют и зачищают наждачной шкуркой, затем шлифуют порошком мела с водой. После шлифовки древесину покрывают светлым мебельным лаком и еще раз шлифуют.
Чтобы уберечь работу от загрязнения, нужно на поверхность дощечки наклеить лист папиросной бумаги с нанесенным на него рисунком. Затем можно приступить к выжиганию. По мере того, как выжигают отдельные части рисунка, снимают наклеенную бумагу. Таким образом загрязнения удаляются вместе с бумагой.
Слайд 7Приемы выжигания.
Приступая к работе необходимо четко представлять характер композиции, будет ли
это контурное или силуэтное изображение, на ровной дощечке или в объемном изделии. В зависимости от этого определяется и способ выжигания, плоский или углубленный, подбираются нужные штифты. Штифт нагревают до темно-красного цвета. Во время работы рука, держащая штифт, должна твердо опираться на стол.
Прежде чем браться за сложные орнаменты, нужно вначале овладеть общими приемами выжигания. Проделайте несколько подготовительных упражнений. Например, на небольшие дощечки нанесите несколько прямых и кривых линий различной ширины и глубины, потом займитесь штриховкой, нанося штрихи в разных направлениях, различной ширины и тона. Попробуйте освоить приемы выжигания фона в виде точек, затенений, глубокой выемки ножевидными штифтами и т.д. Тогда уже можно перейти к несложным рисункам.
Слайд 8Отделка произведения.
Закончив выжигание рисунка, поверхность тщательно чистят мельчайшей наждачной бумагой. Рисунки,
нанесенные способом глубокого выжигания, предварительно обрабатывают стальной щеткой, чтобы удалить толстый обуглившийся слой в глубоких местах. Зачистку шкуркой и щеткой надо производить тщательно, но осторожно, чтобы не повредить мелких штрихов и линий и не скруглить грани выступов.
Выжженный рисунок можно расписать акварельными или масляными красками. Роспись, как своеобразный декоративный прием, дополняет выжженное изделие, делает его ярким и нарядным.
Для росписи по дереву потребуются высокого качества акварельные или масляные краски и достаточный набор мягких круглых и плоских кистей.
Лучшей отделкой выжженных, а затем раскрашенных работ нужно признать вощение. Восковая отделка придает рисунку матовый шелковистый блеск и сохраняет натуральный цвет дерева, вощение совершенно не затрагивает красочный слой, положенный цвет сохраняет свой тон и насыщенность.