Слайд 2С незапамятных времен известно искусство вышивания на Руси, тому доказательством могут
служить книги. Везде и всюду в книгах описываются рукодельницы, которые занимались вышивкой, тому примером служат произведения классиков и русские народные сказки. Например, сказка про Царевну-лягушку, которая всего лишь за одну ночь вышила полотенце на подарок царю.
Слайд 3Вышивка крестом на Руси
На Руси, маленьких девочек учили с самого раннего
детства держать иголку в руках, и уже взрослая девушка умела создать шедевр, который не уступает по красоте работе профессиональной рукодельницы. Искусницы Руси создавали уникальные полотна, которые подчеркивают красоту, простор полей и лесов, глубину рек и озер, а так же самобытность русской природы.
К 15 годам каждая девушка должна была, собственноручно приготовить себе приданное: скатерть, рубаху, сарафан, подушки и так далее. Вышитые узоры были не просто красивым дополнением одежды, а играли роль оберега. Каждый символ имел свое значение, особенно это прослеживалось в вышивке крестом. Рубаха с вышитыми крестом символами защищала своего носителя от сглаза, порчи, болезни и других неприятностей.
Слайд 4Самой сильной защитной силой обладало полотенце «обыденное» или сделанное несколькими искусными
мастерицами за один день.
С середины 17 века вышивка стала делиться на городскую и народную. Народная брала свои истоки еще из язычества, а городская была заимствована из Европы. Одежду знати и церковно служителей стали расшивать золотом, серебром, жемчугом и драгоценными камнями.
По вышитым орнаментам на одежде, можно было понять, из какой именно части необъятной России был человек. Вышитые узоры были разнообразными, это могли быть птицы, сказочные животные, геометрические фигуры или фигурки людей.
Ученые делят древнерусскую вышивку на вышивку среднерусской полосы и вышивку северных областей.
Сочетание красных нитей и белой ткани и наоборот, является отличительной чертой северной вышивки. Среднерусская вышивка более разнообразна цветами нитей и тканей, узоры создаваемые вышивальщицами всегда разноцветные. Общей чертой двух областей был способ размещения орнамента. Он всегда вышивался зеркально.
Слайд 6Самыми популярными на Руси были следующие орнаменты:
Геометрические – различные геометрические фигуры;
Меандровые
– все возможные кривые и ломаные линии;
Растительные – изображение цветов и растений;
Животные - сочетание фигурок зверей и насекомых;
Птичий - изображения птиц;
Человекообразные - изображение в различных позах фигурок человека;
Шрифтовые – вышитые надписи.
По сей день искусство вышивки крестом в нашей стране остается популярным, только теперь мы используем вышивку, только в качестве декоративного украшения помещений, в которых живем и все реже для украшения одежды.
Слайд 7Орнамент (лат. ornamentum — украшение) - узор, основанный на повторении и
чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и так далее), архитектурных сооружений.
У русского народа любой орнамент был наделен большой смысловой значимостью, отражал отношение человека к красоте окружающей природы. Каждая линия, каждый знак были полны понятного ему смысла, средством общения.
• Прямой горизонтальной линией обозначали поверхность земли
• Горизонтальная волнистая линия - вода
• Треугольник - горы
• Скрещивающиеся линии - огонь и молния
• Круг, квадрат, ромб – земля, солнце, луна
Слайд 12Мастера, которые вывели вышивку на новый уровень
Слайд 18Канва
В современном вышивании крестом основой вышивки является канва- это специальным
образом выработанное на фабрике полотно, размеченное в клетку таким образом, что каждая клеточка канвы является местом для нанесения креста нитками.
Существует большое разнообразие материалов, из которых производят канву (шёлк, лён, хлопок, смеси и даже пластик), но главный ее показатель — размерность канвы.
Накладная канва — это канва, предназначенная для вышивания на ткани, не имеющей равномерного переплетения.
Так же для вышивания на ткани существует водорастворимая канва. После окончания вышивки ее достаточно опустить в теплую воду и она растворится.
В некоторых вышивальных наборах производитель наносит на канву рисунок, который впоследствии заполняется вышитым крестом. Такую технику называют «печатный крест». Если на канве рисунок не обозначен, то это техника называется «счётным крестом» (вышивальщице приходится самой отсчитывать количество крестиков).