Слайд 1Сферы профессиональной деятельности
Слайд 2Сфера (гр. sphaira — шар) — предел распространения какого-либо действия.
Сфера профессиональной
деятельности
Имеющая определенные границы применения отрасль (или область) труда.
По результатам трудовой деятельности, продуктам труда различают две крупные сферы экономики:
сферу материального производства;
непроизводственную сферу.
Слайд 3 Они являются также сферами профессиональной деятельности (схема 41).
В сфере материального производства
производится два вида продукции: средства производства и предметы потребления.
Непроизводственная сфера охватывает отрасли и виды профессиональной деятельности по обслуживанию населения, других отраслей экономики и управления.
Сфера материального производства и непроизводственные отрасли тесно взаимосвязаны. Состояние и развитие непроизводственной сферы оказывают активное воздействие на социально-экономический прогресс и являются важнейшими его показателями.
Слайд 4 По мере социально-экономического развития общества число работников в сфере материального производства
уменьшается, а в непроизводственной сфере — увеличивается.
Слайд 5
Сферы и отрасли проф.деятельности
Слайд 6 Сферы профессиональной деятельности можно квалифицировать по предмету труда (на что направлен
труд человека). Здесь выделяют пять сфер:
человек – природа,
человек – техника,
человек – знаковая система,
человек – человек,
человек – художественный образ.
Слайд 7(Ч-П ) Человек – природа
Предметы труда: растительные, животные организмы, микроорганизмы.
Объекты труда: почва, вода, лес, атмосфера, семена, полезные ископаемые, растения, животные, микробиологические процессы.
Области труда: растениеводство, животноводство, лесное хозяйство, микробиология.
Профессионально важные качества для успешной деятельности: любовь к животным и растениям, наблюдательность, умение предвидеть изменчивые природные факторы, смелость, точность движений, терпеливость и настойчивость, оперативно наглядно-образное мышление, физическая выносливость.
Слайд 8Человек – техника (Ч-Т)
Предметы труда: машины, механизмы, технические системы, агрегаты.
Объекты
труда: техника, приборы, оборудование, аппараты, грунты, горные породы, древесина, пластмассы, ткани, строительные материалы, энергия, сельскохозяйственная продукция.
Область труда: добыча и обработка грунтов и горных пород; обработка материалов; сборка, монтаж, ремонт, накладка, обслуживание техники, зданий и сооружений, электро-и радиооборудования; управление подъемными и транспортными средствами; переработка сельхозпродуктов.
Профессионально важные качества для успешной деятельности: любовь к технике, техническое мышление, координация движений, скорость реакции, технический слух, устойчивость к монотомии, способность к техническому творчеству.
Слайд 9Человек-знаковая система
(Ч-З)
Предметы труда: знаки, символы, формулы, слова, цифры,
тексты, коды.
Объекты труда: ЭВМ, пишущие машинки, индикаторы, измерительные приборы, рисунки, схемы, графики, чертежи, карты, ноты, деньги, фотографии, письменная и устная речь, документы.
Области труда: создание и оформление документов, анализ и перевод текстов, делопроизводство, связь, бухгалтерское дело, экономика, финансы, страхование, кредитование, полиграфия, картография, топография, геодезия, черчение, конструирование, модельное и архивное дело, статистика, работа на ЭВМ.
Профессионально важные качества для успешной деятельности: зрительное восприятие, зрительный анализатор, оперативная память, логическое мышление, здоровый опорно-двигательный аппарат, концентрация внимания, координация движений, эмоциональная устойчивость.
Слайд 10Человек – человек (Ч-Ч)
Предметы труда: люди, группы людей, коллективы,
условия воспитания.
Объекты труда: методы, средства, условия воспитания, обслуживание людей и руководство ими.
Области труда: руководство людьми, воспитание, обучение, медицинское, торговое, социально-бытовое, информационное обслуживание людей.
Профессионально важные качества для успешной деятельности: любовь к людям, наблюдательность, находчивость, вежливость, отзывчивость, честность, коммуникативные склонности, эмоциональная устойчивость.
Слайд 11Человек — художественный образ (Ч—X)
Предметы труда: художественный образ и
закономерности его создания.
Объекты труда: краски, ноты, буквы, слова, художественная речь, пластика тела, материалы.
Области труда: декоративно-прикладное искусство, скульптура, фотография, изобразительное, музыкальное, хореографическое искусство, архитектура, литература, телевидение.
Профессионально важные качества для успешной деятельности: творческое, образное мышление, образная память, наблюдательность, художественный вкус, художественные специальные способности.
Слайд 12Сферы профессиональной деятельности можно также классифицировать по целям труда:
гностические, связанные с
познавательным трудом — Г (контролер, приемщик и др.);
преобразовательные, связанные с активным изменением свойств и состояний предметов — П (токарь, строитель и др.);
изыскательские, связанные с поиском наилучшего варианта решения сложной практической задачи — И (закройщик, программист и др.).
Слайд 13По орудиям труда профессии подразделяются на следующие группы:
ручной труд — Р;
механизированный труд — М;
автоматизированный труд — А;
труд с использованием функциональных особенностей человека (пластика тела, голос и т.д.) — Ф.
Слайд 14По условиям труда профессии разделяются на следующие группы:
труд на открытом воздухе
— О;
труд в нормальных бытовых условиях — Б;
труд в необычных условиях (под землей, под водой, в космосе и т.д.) — Н;
труд с повышенной материальной и моральной ответственностью за жизнь, здоровье, воспитание людей — М.
Слайд 15 Для более четкого и наглядного представления классификацию сфер профессиональной деятельности можно
схематично изобразить в виде четырех ярусов
Слайд 16 Классификация сфер профессиональной деятельности по предмету, целям, орудиям и условиям
труда
Слайд 17. Классификация сфер профессиональной деятельности по предмету, целям, орудиям и условиям
труда
Слайд 18 Опираясь на эту схему, можно составить формулу любой профессии, состоящую из
четырех букв, где первая указывает тип, вторая — класс, третья — отдел, а четвертая — группу профессии.
Например, формулу профессии учителя можно записать так: ЧПФМ.