Слайд 2Наш прабабушки и бабушки, прадедушки и дедушки на севере занимались валянием
валенок, ткачеством, кружевоплетением, вышивкой, делали из бересты кузова, корзины, туеса, украшения, выращивали и обрабатывали лён, ткали половики. Сегодня в печати много разнообразной литературы о народных промыслах и центрах народного декоративно – прикладного искусства. Но недостаточно информации о таких промыслах, как бондарное дело, валяние валенок, выращивание и обработка льна. К сожалению, нет единого литературного источника о народных промыслах нашей местности. Неудивительно, что мои земляки имеют недостаточное представление о ремёслах своего места, где живут, о национальных традициях, культуре своего народа.
Слайд 3
Искусство резьбы по кости - яркое проявление
народной художественной культуры Европейского
севера России.
Обработка кости имеет древние
традиции, что подтверждается многочисленными
предметами, найденными в результате
археологических исследований.
Для произведения косторезных изделий
применяют трубчатую кость крупного рогатого
скота - "цевку" и рог. Форма кости, ее белый цвет и
матовость поверхности дают возможность
народным мастерам.
Мастера используют разные способы
обработки кости - рельефную и ажурную
резьбу, гравировку.
Слайд 4 Шемогодская резьба по бересте
Характерно устюжское народное художественное
ремесло, известное здесь с конца
XVIII века. По
наименованию протекающей здесь речки
Шемогсы, резьба по бересте именуется
«шемогодской резьбой». Художественные
особенности резьбы по бересте обусловлены
свойствами материала: береста от молодой березы,
мягкая и податливая под ножом резчика, уверенная
рука которого легко вырезает мотив рисунка по
наметке, а иногда просто.
Слайд 5
Вологодское кружевоплетение
Вологодское кружево — вид русского
кружева, плетённого на коклюшках
(деревянных палочках); распространён
в
вологодской области. Все основные
изображения в сцепном вологодском
кружеве выполняются плотной
непрерывной, одинаковой по ширине,
плавно извивающейся полотнянкой. В
основе вологодского кружева лежат
народные узоры, напоминающие зимние
узоры на окнах, иней, снежинки.
Скатерти, салфетки, занавески,
разнообразные накидки, панно, перчатки,
Слайд 6
Каргопольская глиняная игрушка
Примечательная особенность каргопольской
игрушки заключается в том, что наряду с
традиционными
фигурками мастера лепили
и фантастических животных. Большинство
изделий – отдельно стоящие фигурки. Но
иногда создавались и несложные
композиции с участием двух-трех
персонажей, объединенных простым
действием.
Слайд 7
Жизнь шагает вперёд. И сегодняшний день тоже станет частицей истории. С
каждым годом становится всё меньше мастеров-ремесленников. Надо спешить, ведь время неумолимо и к жизни, и к памяти людской. Надо перенять опыт молодым. Искусство народных промыслов – связующее звено прошлого с настоящим, настоящего с будущим.
Слайд 8
Природно-исторические условия нашей местности создают предпосылки для развития промыслов. Леса и
реки, богатые зверьём, дичью и рыбой, способствуют развитию промыслов по их добыче. Основным направлением охоты издавна является товарно-пушное. Промысловыми зверями являются белка, заяц, лось, горностай, куница, лисица, кабан, рысь.
Слайд 9
В переводе с греческого «финифть» - блестящий камень. И действительно, белоснежные
пластины из стекловидных сплавов, обожженные при высокой температуре, тверды, как камень, а роспись на них драгоценно сияет. Прозрачность, чистота и звучность цвета эмалированных красок придают изделиям из финифти нарядность и декоративность. Эмаль оживляла перстни, серьги, пуговицы, нагрудные иконки, женские украшения с росписью, миниатюрные портреты и пейзажи на крохотных шкатулках.
Слайд 10В 1998 году была создана ювелирная мастерская «Усольские эмали». Предпосылкой послужило
открытие в Архангельской области крупнейшего в Европе месторождения алмазов, а также желание возродить традиции мастеров. На сегодняшний день предприятие производит различные ювелирные украшения, начиная от классических обручальных колец и заканчивая изделиями с жемчугом, топазами, бриллиантами. На данные момент мастерская освоила более 500 моделей. Каждое изделие проходит специальную экспертизу в Северной инспекции пробирного надзора, где его проверяют и ставят клеймо соответствия пробе золота.
Слайд 11До 600 человек в месяц обращаются в мастерскую отремонтировать и переделать
свои украшения. Всё начинается с рисунка. Затем изготавливается мастер-модель. Ажурные узоры в ней вырезаются вручную специальной полоской закалённой стали под названием штихель. 16 технологических циклов должна пройти модель, чтобы стать сверкающим ювелирным изделием. Закрепка камня – ответственный момент. Камень вставляется под микроскопом в полностью сделанное и отполированное изделие.
Слайд 12
В одно время у котласских мастеров появилось опасение, что мода на
финифтяные украшения пройдёт, что наскучат цветочные росписи. Нет, видно это не мода вовсе: во все времена женщинам финифть к лицу. А очарования она своего от того не теряет, что живописные традиции веками накоплены..
Слайд 13
Корзина – ёмкость с ручкой для сбора ягод, грибов, овощей, переноса
и хранения различных запасов и предметов домашнего обихода. Корзины в посёлке изготавливают из дранки прямоугольные, квадратные с открытым верхом, потому что они легкие.
Слайд 14
Береста - практичный и легко доступный материал издавна использовался в быту
сельских жителей. В наши дни широко известны берестяные туески, короба, кузова, корзины, шкатулки. Плетением из бересты занимаются педагог Нюхина Лариса Анатольевна и ее ученики. В каждом промысле изделия имеют свой характер оформления. В Котласском районе туеса украшают свободной кистевой росписью. Ветки растений с цветами и птицами написаны яркими красками, в гамме которых преобладают красный, синий, зелёный цвета. Бересту очень легко обрабатывать, и самыми простыми инструментами можно с успехом выполнять различный декоративные работы.
Слайд 15
В доме моего прадедушки было как в сказке. Кругом туески, короба,
корзины. Видно, что они в доме главные предметы утвари. Одни туески - широкие, приземистые, другие – вытянутые в трубочки, третьи радуют стройными пропорциями. В туесах он хранил соль, муку, крупу, солил на зиму грибы и замачивал морошку и клюкву.
Слайд 16
Делают мастера в посёлке птицы счастья, потому что это для них
и дань уважения предкам, их вере, и просто вещь, украшающая жилище, делающая его уютнее. Художники называют их жар-птицами. По словам мастера Щукина Андрея Витальевича, моего дяди – это драночные птицы, потому что хвост и крылья у них расщепляются на драночки – тоненькие пластинки. А родилось это понятие из одной легенды. В одной семье ребёнок захворал тяжёлой болезнью, против которой знахари оказались бессильны. Лежал он укрытый звериными шкурами, дело было в конце зимы, а отец его сидел и делал дранки для корзины. Ребёнок спросил: «Татку, а скоро лето?»