Презентация, доклад по технологии на тему Северные промыслы

Содержание

Наш прабабушки и бабушки, прадедушки и дедушки на севере занимались валянием валенок, ткачеством, кружевоплетением, вышивкой, делали из бересты кузова, корзины, туеса, украшения, выращивали и обрабатывали лён, ткали половики. Сегодня в печати много разнообразной литературы о народных

Слайд 1Северные промыслы.

Северные промыслы.

Слайд 2Наш прабабушки и бабушки, прадедушки и дедушки на севере занимались валянием

валенок, ткачеством, кружевоплетением, вышивкой, делали из бересты кузова, корзины, туеса, украшения, выращивали и обрабатывали лён, ткали половики. Сегодня в печати много разнообразной литературы о народных промыслах и центрах народного декоративно – прикладного искусства. Но недостаточно информации о таких промыслах, как бондарное дело, валяние валенок, выращивание и обработка льна. К сожалению, нет единого литературного источника о народных промыслах нашей местности. Неудивительно, что мои земляки имеют недостаточное представление о ремёслах своего места, где живут, о национальных традициях, культуре своего народа.
Наш прабабушки и бабушки, прадедушки и дедушки на севере занимались валянием валенок, ткачеством, кружевоплетением, вышивкой, делали из

Слайд 3
Искусство резьбы по кости - яркое проявление народной художественной культуры Европейского севера России.

Обработка кости имеет древние традиции, что подтверждается многочисленными предметами, найденными в результате археологических исследований. Для произведения косторезных изделий применяют трубчатую кость крупного рогатого скота - "цевку" и рог. Форма кости, ее белый цвет и матовость поверхности дают возможность народным мастерам. Мастера используют разные способы обработки кости - рельефную и ажурную резьбу, гравировку.
Искусство резьбы по кости - яркое проявление народной художественной культуры Европейского севера России. Обработка кости имеет древние

Слайд 4 Шемогодская резьба по бересте
Характерно устюжское народное художественное ремесло, известное здесь с конца

XVIII века. По наименованию протекающей здесь речки Шемогсы, резьба по бересте именуется «шемогодской резьбой». Художественные особенности резьбы по бересте обусловлены свойствами материала: береста от молодой березы, мягкая и податливая под ножом резчика, уверенная рука которого легко вырезает мотив рисунка по наметке, а иногда просто.

 

 Шемогодская резьба по берестеХарактерно устюжское народное художественное ремесло, известное здесь с конца XVIII века. По наименованию протекающей

Слайд 5 

Вологодское кружевоплетение
Вологодское кружево — вид русского кружева, плетённого на коклюшках (деревянных палочках); распространён

в вологодской области. Все основные изображения в сцепном вологодском кружеве выполняются плотной непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся полотнянкой. В основе вологодского кружева лежат народные узоры, напоминающие зимние узоры на окнах, иней, снежинки. Скатерти, салфетки, занавески, разнообразные накидки, панно, перчатки,  
 Вологодское кружевоплетениеВологодское кружево — вид русского кружева, плетённого на коклюшках (деревянных палочках); распространён в вологодской области. Все

Слайд 6

Каргопольская глиняная игрушка 
Примечательная особенность каргопольской игрушки заключается в том, что наряду с традиционными

фигурками мастера лепили и фантастических животных. Большинство изделий – отдельно стоящие фигурки. Но иногда создавались и несложные композиции с участием двух-трех персонажей, объединенных простым действием.
Каргопольская глиняная игрушка Примечательная особенность каргопольской игрушки заключается в том, что наряду с традиционными фигурками мастера лепили и

Слайд 7
Жизнь шагает вперёд. И сегодняшний день тоже станет частицей истории. С

каждым годом становится всё меньше мастеров-ремесленников. Надо спешить, ведь время неумолимо и к жизни, и к памяти людской. Надо перенять опыт молодым. Искусство народных промыслов – связующее звено прошлого с настоящим, настоящего с будущим.

Жизнь шагает вперёд. И сегодняшний день тоже станет частицей истории. С каждым годом становится всё меньше мастеров-ремесленников.

Слайд 8




Природно-исторические условия нашей местности создают предпосылки для развития промыслов. Леса и

реки, богатые зверьём, дичью и рыбой, способствуют развитию промыслов по их добыче. Основным направлением охоты издавна является товарно-пушное. Промысловыми зверями являются белка, заяц, лось, горностай, куница, лисица, кабан, рысь.
Природно-исторические условия нашей местности создают предпосылки для развития промыслов. Леса и реки, богатые зверьём, дичью и рыбой,

Слайд 9
В переводе с греческого «финифть» - блестящий камень. И действительно, белоснежные

пластины из стекловидных сплавов, обожженные при высокой температуре, тверды, как камень, а роспись на них драгоценно сияет. Прозрачность, чистота и звучность цвета эмалированных красок придают изделиям из финифти нарядность и декоративность. Эмаль оживляла перстни, серьги, пуговицы, нагрудные иконки, женские украшения с росписью, миниатюрные портреты и пейзажи на крохотных шкатулках.
В переводе с греческого «финифть» - блестящий камень. И действительно, белоснежные пластины из стекловидных сплавов, обожженные при

Слайд 10В 1998 году была создана ювелирная мастерская «Усольские эмали». Предпосылкой послужило

открытие в Архангельской области крупнейшего в Европе месторождения алмазов, а также желание возродить традиции мастеров. На сегодняшний день предприятие производит различные ювелирные украшения, начиная от классических обручальных колец и заканчивая изделиями с жемчугом, топазами, бриллиантами. На данные момент мастерская освоила более 500 моделей. Каждое изделие проходит специальную экспертизу в Северной инспекции пробирного надзора, где его проверяют и ставят клеймо соответствия пробе золота.
В 1998 году была создана ювелирная мастерская «Усольские эмали». Предпосылкой послужило открытие в Архангельской области крупнейшего в

Слайд 11До 600 человек в месяц обращаются в мастерскую отремонтировать и переделать

свои украшения. Всё начинается с рисунка. Затем изготавливается мастер-модель. Ажурные узоры в ней вырезаются вручную специальной полоской закалённой стали под названием штихель. 16 технологических циклов должна пройти модель, чтобы стать сверкающим ювелирным изделием. Закрепка камня – ответственный момент. Камень вставляется под микроскопом в полностью сделанное и отполированное изделие.
До 600 человек в месяц обращаются в мастерскую отремонтировать и переделать свои украшения. Всё начинается с рисунка.

Слайд 12
В одно время у котласских мастеров появилось опасение, что мода на

финифтяные украшения пройдёт, что наскучат цветочные росписи. Нет, видно это не мода вовсе: во все времена женщинам финифть к лицу. А очарования она своего от того не теряет, что живописные традиции веками накоплены..
В одно время у котласских мастеров появилось опасение, что мода на финифтяные украшения пройдёт, что наскучат цветочные

Слайд 13




Корзина – ёмкость с ручкой для сбора ягод, грибов, овощей, переноса

и хранения различных запасов и предметов домашнего обихода. Корзины в посёлке изготавливают из дранки прямоугольные, квадратные с открытым верхом, потому что они легкие.
Корзина – ёмкость с ручкой для сбора ягод, грибов, овощей, переноса и хранения различных запасов и предметов

Слайд 14
Береста - практичный и легко доступный материал издавна использовался в быту

сельских жителей. В наши дни широко известны берестяные туески, короба, кузова, корзины, шкатулки. Плетением из бересты занимаются педагог Нюхина Лариса Анатольевна и ее ученики. В каждом промысле изделия имеют свой характер оформления. В Котласском районе туеса украшают свободной кистевой росписью. Ветки растений с цветами и птицами написаны яркими красками, в гамме которых преобладают красный, синий, зелёный цвета. Бересту очень легко обрабатывать, и самыми простыми инструментами можно с успехом выполнять различный декоративные работы.
Береста - практичный и легко доступный материал издавна использовался в быту сельских жителей. В наши дни широко

Слайд 15



В доме моего прадедушки было как в сказке. Кругом туески, короба,

корзины. Видно, что они в доме главные предметы утвари. Одни туески - широкие, приземистые, другие – вытянутые в трубочки, третьи радуют стройными пропорциями. В туесах он хранил соль, муку, крупу, солил на зиму грибы и замачивал морошку и клюкву.
В доме моего прадедушки было как в сказке. Кругом туески, короба, корзины. Видно, что они в доме

Слайд 16
Делают мастера в посёлке птицы счастья, потому что это для них

и дань уважения предкам, их вере, и просто вещь, украшающая жилище, делающая его уютнее. Художники называют их жар-птицами. По словам мастера Щукина Андрея Витальевича, моего дяди – это драночные птицы, потому что хвост и крылья у них расщепляются на драночки – тоненькие пластинки. А родилось это понятие из одной легенды. В одной семье ребёнок захворал тяжёлой болезнью, против которой знахари оказались бессильны. Лежал он укрытый звериными шкурами, дело было в конце зимы, а отец его сидел и делал дранки для корзины. Ребёнок спросил: «Татку, а скоро лето?»
Делают мастера в посёлке птицы счастья, потому что это для них и дань уважения предкам, их вере,

Слайд 17Спасибо за внимание.

Спасибо за  внимание.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть