Презентация, доклад по технологии на тему Профессиональное самоопределение

Содержание

Профессиональное самоопределение Профессиональное самоопределение – процесс принятия личностью решения о выборе будущей трудовой деятельности – кем стать, к какой социальной группе принадлежать, и с кем работать.

Слайд 1Профессиональное самоопределение
Выполнила ученица МБОУ СОШ №12
Шаповалова Варвара

Профессиональное самоопределениеВыполнила ученица МБОУ СОШ №12Шаповалова Варвара

Слайд 2 Профессиональное самоопределение

Профессиональное самоопределение – процесс принятия личностью решения о выборе будущей трудовой деятельности – кем стать, к какой социальной группе принадлежать, и с кем работать. Кроме того, профессиональное самоопределение, важное событие на жизненном пути человека. Оно связано не только с прошлым опытом личности, но и простирается далеко в будущее, участвуя в формировании образа «Я», предопределяя, в конечном счете, многие стороны жизни.

Начинается с раннего возраста в играх детей и постепенно достигает своего реального завершения в юности и молодости.

Профессиональное самоопределение     Профессиональное самоопределение – процесс принятия

Слайд 3Дошкольник Возраст сюжетно-ролевых игр


Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка

дошкольного возраста. В чем же ее особенность? Характеризуя ее, С. Я. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.
Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка,— это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.
Дошкольник Возраст сюжетно-ролевых игр  Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В чем

Слайд 4

Младший школьник Младший школьник — это начало общественного бытия че­ловека как субъекта учебной деятельности. В этом качестве младший школьник характеризуется прежде всего го­товностью к ней. Начало периода уходит корнями в кризис 6-7 лет, когда ребенок сочетает в себе черты дошкольного детства с особенностями школьника. У дошкольника имеется две сферы социальных отношений – «ребенок – взрослый» и «ребенок – дети». В школе возникает новая структура этих отношений. Система «ребенок – взрослый» дифференцируется на «ребенок – учитель» и «ребенок – родители».

Подражает значимым взрослым: родителям, учителям.
Свои возможности младшие школьники реализуют в учебной деятельности. Наряду с учебной деятельностью существенное место в жизни младших школьников продолжает занимать игровая деятельность, прежде всего игры с правилами, игры-драматизации. Учебная деятельность – это такая деятельность, которая поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, «чем я был» и «чем я стал».


Слайд 5Подросток
Существует так называемая «формула выбора профессии»: ХОЧУ – МОГУ –

НАДО.  Что такое ХОЧУ? Это интересы, склонности, желания. МОГУ – психофизиологические возможности, здоровье, способности, то есть профессиональная пригодность. И, наконец, НАДО – потребность в кадрах на рынке труда, востребованность профессии. Если подросток сумеет совместить свои ХОЧУ, МОГУ и НАДО, то профессиональный выбор будет удачным. В трудовом периоде профессионального самоопределения, когда хочется иметь всё сразу и как можно быстрее, будущая профессия представляется весьма муторным занятием, цель которого – получить доход, на который подросток сможет приобрести всё желаемое.

Для подростка выбор профессии в значительной степени - сложная дискуссия с самим собой и окружающим его миром. Справлюсь ли я с обязанностями, предполагающимися на будущей работе? Будет ли удовлетворять будущая профессия мои амбиции и интересы? Как отнесутся к выбору мои родители? Высокооплачиваема ли будет выбранная профессия через пять лет учебы в институте?

Подросток Существует так называемая «формула выбора профессии»: ХОЧУ – МОГУ – НАДО.  Что такое ХОЧУ? Это интересы,

Слайд 6Ранняя юность
Центральным новообразованием становится профессиональное и личностное самоопределение. Оказавшись на пороге истинной

взрослости, старшеклассник весь устремляется в будущее, которое притягивает и тревожит его. Без достаточной уверенности в себе, принятия себя, он не может сделать нужный шаг, определить свой дальнейший путь. Поэтому самооценка в ранней юности выше, чем в подростковом возрасте. Юность – период стабилизации личности. В это время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем – мировоззрение. Юношеский максимализм связан со становлением мировоззрения.
Ранняя юностьЦентральным новообразованием становится профессиональное и личностное самоопределение. Оказавшись на пороге истинной взрослости, старшеклассник весь устремляется в будущее,

Слайд 7Самоопределение - это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества,

принятие своего места в нем: а) происходит осознание временной перспективы: «Я» охватывает принадлежащее ему прошлое и устремляется в будущее (постепенно устанавливается связь между «мной как ребенком» и «тем взрослым, которым я стану»), появляется преемственность настоящего и будущего, что важно для личностного роста;  б)построение жизненных планов: это тесно связано с позитивной самооценкой старшеклассника, с уверенностью в себе, с формированием позитивной «Я - концепции»;

в) формирование мировоззрения (системы ясных, устойчивых убеждений) как основа стабилизации личности, т.е. кризис юности, состоит в выработке собственных убеждений. Типичные вопросы, относящиеся к кризису юности: «Что я значу в этом мире?», «Какой я?». Ответы молодой человек ищет четкие и определенные, поэтому часто категоричен в оценках, негибок – в этом проявляется максимализм (крайность в каких либо требованиях, взглядах). г) изменение учебной мотивации: ведущая деятельность – учебно-профессиональная – становится необходимой базой, предпосылкой будущей профессиональной деятельности. Поэтому одним предметам уделяется большее внимание, другими пренебрегают. Именно в этот период появляется сознательное отношение к учению.

Самоопределение - это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем: а) происходит

Слайд 8Юность
В возрасте 16 — 23 лет подавляющее большинство девушек

и юношей получают профессиональное образование в учебных заведениях или профессиональную подготовку на предприятиях либо в учреждениях.
Общеобразовательная школа с ее романтическими устремлениями и профессионально ориентирован­ными мечтами осталась в прошлом. Желаемое буду­щее стало настоящим. Однако многие переживают неудовлетворенность и разочарование в сделанном (вынужденно или по желанию) выборе учебно-профессионального поля. Предпринимаются попытки внести коррективы в профессиональный старт.
У большинства же девушек и юношей в ходе профессионального обучения укрепляется уверенность в оправданности сделанного выбора. Идет неосознавае­мый процесс кристаллизации профессиональной направленности личности. Постепенное усвоение буду­щей социально-профессиональной роли способствует конструированию себя как представителя определен­ного профессионального сообщества.

Юность  В возрасте 16 — 23 лет подавляющее большинство девушек и юношей получают профессиональное образование в

Слайд 9Молодость

Молодость (до 27 лет). Это возраст социально-профессиональной активности. Позади

остались сомнения в правильности сделанного профессионального выбора, Как правило, уже имеются определенный профессиональный опыт и место работы. Актуальным становится профессиональный рост. Часть сверстников уже добилась определенных профессиональных достижений. Но подавляющее большинство молодых людей, завершивших, казалось бы, строительство своей жизни и профессионально самоопределившихся, начинают испытывать психологический дискомфорт, обусловленный нереализованными возвышенными профессиональными планами и психологическим насыщением профессиональным трудом.
Отсутствие реальных профессиональных достижений, неопределенность перспектив карьеры актуали­зируют рефлексию своего бытия, порождают самоанализ и самооценку «Я-концепции».
Наступает период душевной смуты. Ревизия профессиональной жизни инициирует определение новых жизненно значимых целей.
Перечислим некоторые из них:
■ совершенствование и повышение профессиональной квалификации;
■ инициирование повышения в должности и смена работы;
■ выбор смежной специальности или новой профессии.
Очевидно одно: для многих молодых людей к 30 годам вновь актуальной становится проблема профессионального самоопределения. Возможны два пути: либо оставаться в избранной профессии и утверждать себя в ней, становиться профессионалом, либо профессиональная миграция, означающая смену места работы или профессии.
Молодость  Молодость (до 27 лет). Это возраст социально-профессиональной активности. Позади остались сомнения в правильности сделанного профессионального

Слайд 10На самоопределение влияют:
Социальное положение семьи
Материальное благополучие семьи
Уровень образования родителей
Случайные

факторы подросткового и юношеского увлечений
Профессиональное самоопределение личности – очень важный момент в жизни человека. Выбор профессии имеет самое прямое отношение к удовлетворенности жизнью, к будущему человека.
Профессиональное самоопределение является важным фактором самореализации личности в конкретной профессии и в культуре вообще. Постоянный поиск своего места в мире профессий позволяет личности найти область деятельности для полной реализации.

На самоопределение влияют: Социальное положение семьи Материальное благополучие семьи Уровень образования родителейСлучайные факторы подросткового и юношеского увлечений

Слайд 11Раннее профессиональное самоопределение обычно связано:
с неблагополучными семейными условиями;
с низкой успеваемостью в

школе;
с недостаточно осознанным выбором специальности
Раннее профессиональное самоопределение обычно связано: с неблагополучными семейными условиями;с низкой успеваемостью в школе;с недостаточно осознанным выбором специальности

Слайд 12 Профессиональное самоопределение:
это взросление;
это устойчивый образ «Я»;
это самовыражение и т. д.

Профессиональное самоопределение — это не просто выбор профессии или альтернативных сценариев профессиональной жизни, а своеобразный творческий процесс развития личности.
Самоопределение может быть адекватным профессионально важной проблеме — и тогда происходит развитие личности, а может быть и неадекватным — тогда оно порождает внутренний конфликт, активизируя защитные механизмы вместо процессов развития.

Профессиональное самоопределение:это взросление;это устойчивый образ «Я»;это самовыражение и т. д.    Профессиональное самоопределение —

Слайд 13Очень сильно на выбор профессии оптантом влияет семья.
Семья обычно

заинтересована в профессиональном определении своих детей:
домашние разговоры о проблемах на работе;
посещение рабочего места родителей;
внешние атрибуты профессий, инструмент;
сама окружающая атмосфера.
Очень сильно на выбор профессии оптантом влияет семья.   Семья обычно заинтересована в профессиональном определении своих

Слайд 14



Только зрелая личность может осмысленно сделать правильный выбор профессии.
А.П. Чернявская

выделяет пять параметров:
1.Автономность. Человек должен принимать самостоятельное решение, а не навязанное из вне. Это возможно при наличии:
своих целей, инициативы и активности;
знаний и навыков в области профессий;
ориентации на успех;
опыта решения жизненных проблем (опыта по планированию своих поступков, общих дел своего времени и т. д.);
умения прогнозировать профессиональный рост;
умения принимать компромиссные решения меж­ду своими желаниями и возможностями.
2.Информированность о мире профессий (в целом и, в частности, отдельных) и умение соотнести информацию со своими особенностями.
3.Умение принимать решения.
4.Умение планировать свою профессиональную жизнь.
5.Эмоциональное отношение к ситуации выбора профессии.
Только зрелая личность может осмысленно сделать правильный выбор профессии. А.П. Чернявская выделяет пять параметров:1.Автономность. Человек должен принимать

Слайд 15Мотивы выбора профессии.

Мотивы выбора профессии.

Слайд 16Психологи условно разделили процесс формирования профессионального самоопределения на несколько этапов:

Психологи условно разделили процесс формирования профессионального самоопределения на несколько этапов:

Слайд 17

заключение

Выбор профессии - важное и ответственное дело. Прежде чем Вы сделаете окончательный выбор профессионального будущего, прислушайтесь к этим простым рекомендациям:
1)выбирайте профессию сознательно, обязательно учитывая свои индивидуально-психологические возможности (склонности, способности, интересы);
2)составьте список подходящих профессий и основные требования к ним;
3)уясните конъюнктуру рынка труда, то есть насколько и где востребованы данные профессии;
4)ни в коем случае не следует выбирать профессию или учебное заведение „за компанию;
5)сделайте осознанный выбор и обсудите его дома, в классе, с врачом, представителями данной профессии;
6)не следует делить профессии на "легкие" и "сложные", "хорошие" и "плохие". Все эти понятия субъективны: кому-то не тяжело отремонтировать автомобиль, в то время для другого эта задача не выполнима;
7)рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения;

заключениеВыбор профессии - важное

Слайд 188)постарайтесь обратить особое внимание на те предметы, которые необходимы для поступления

в выбранное учебное заведение;
9)не откладывай на завтра то, что можно узнать сегодня. Пытайтесь узнать все: как поступают, как учатся, как устраиваются работать после окончания обучения.

Рекомендации для родителей выпускников:
1)не старайтесь следовать династической традиции профессий вашей семьи. Хотя дети во многом и похожи на своих родителей, но жизнь у них своя и время, в которое они живут, другое;
2)дайте своему ребёнку право выбора будущей профессии, не давите на ребёнка, т.к. дети в последствие могут просто не захотеть работать по полученной специальности. Информацию о профессиональных планах ребенка можно получить только в ходе откровенной беседы с ним. При этом старайтесь проявлять терпение, такт и искреннюю заинтересованность.
3)если ребенок не может выбрать профессию сам: попытайтесь понять, с чем связаны трудности в определении планов на жизнь (с личными особенностями, страхами, неуверенностью в себе, незнанием профессий и пр.);
4)помогите ребенку определиться с его интересами, желаниями, способностями и возможностями;
5)помогите разработать критерии выбора профессии (принципиальные требования к будущей деятельности и необходимые условия труда), делитесь своим опытом.
8)постарайтесь обратить особое внимание на те предметы, которые необходимы для поступления в выбранное учебное заведение;9)не откладывай на

Слайд 196)если ребенок выбирает профессию, которая Вас не устраивает: обсуждайте вместе с

ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии. Не навязывайте свою точку зрения;
7)не отговаривайте его и не запрещайте ему что-то категорично. Постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор;
8)помогите своему ребенку подготовить «запасной вариант» на случай неудачи на выбранном пути;
9) если ребенок уже выбрал профессию:
психологически поддерживайте ребёнка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась. Напоминайте ему о его успехах; демонстрируйте свою уверенность в его силах.
помогите ему превратить мечту в цель, предложите ребенку разработать план действий для достижения поставленной цели с указанием сроков и промежуточных результатов на пути.

Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей! Выбирая профессию, нужно учитывать в первую очередь интересы подростка, его склонности, способности, желания и только потом семейные традиции и интересы.
6)если ребенок выбирает профессию, которая Вас не устраивает: обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной

Слайд 20Спасибо за внимание!!!

Спасибо за внимание!!!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть