Слайд 1«Проблемное обучение на уроках технологии»
Баюнова Вера Ивановна
муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 24
имени Бориса Рукавицына
педагогический стаж – 43 года
преподаваемый предмет – технология
Слайд 2Проблемное обучение
Проблемное обучение — это такая организация учебных занятий, которая предполагает
создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей.
(Г. К. Селевко)
Слайд 3Основные понятия проблемного обучения
Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение человека, возникающее
в случае, когда он не знает, как объяснить факт, явление или процесс действительности, не может достичь цели известными ему способами действий.
Проблемная ситуация по сути является:
- закономерностью продуктивной, творческой
познавательной деятельности;
- причиной, побуждающей человека искать новый способ объяснения или действий
Слайд 4Методические приёмы создания проблемных ситуаций
Подвести школьников к противоречию и
предложить им самим найти способ его решения;
«столкнуть противоречия»
в практической деятельности
Слайд 5Методические приёмы создания проблемных ситуаций
Изложить различные точки зрения на один и
тот же вопрос
Слайд 6Методические приёмы создания проблемных ситуаций
Предложить классу рассмотреть проблему с различных позиций
Слайд 7Методические приёмы создания проблемных ситуаций
Побуждать школьников делать
сравнения, обобщения,
выводы из ситуаций,
сопоставлять факты
Слайд 8Методические приёмы создания проблемных ситуаций
Ставить конкретные вопросы, направленные на обобщение, обоснование,
конкретизацию, логику рассуждения;
предложить проблемные теоретические и практические задания
Слайд 9Методические приёмы создания проблемных ситуаций
Поставить проблемные задачи (например, с недостаточными, избыточными
или заведомо ошибочными данными, с неопределённостью в постановке вопроса, с
ограниченным временем
решения)
Слайд 10Тема: ?????????
Профессиональное самоопределение
Слайд 11Слова для справки:
кучер, крановщик, космонавт, прачка, ямщик, белошвейка, почтмейстер, городовой,
купец, программист, оператор ЭВМ, менеджер, секретарь - референт, оператор станков с числовым программным управлением (ЧПУ), стряпчий, трубочист, тракторист - машинист широкого профиля, лётчик, эмбриолог, электромонтёр, фонарщик, пряха, профессии, связанные с освоением морских глубин, космоса, развитием робототехники, компьютеризацией, химической и ядерной промышленностью, экономикой, телевидением, видеотехникой, экологией, криминалистикой, генной инженерией и т.д.
Слайд 12А) ушедшие в прошлое профессии:
кучер, фонарщик, пряха, прачка,
ямщик, белошвейка, стряпчий, трубочист, почтмейстер, городовой, купец;
Б) появились только в XX веке:
программист, оператор ЭВМ, менеджер, секретарь - референт, оператор станков с числовым программным управлением (ЧПУ), тракторист - машинист широкого профиля, лётчик, крановщик, космонавт, эмбриолог, электромонтёр;
В) появятся в будущем:
профессии, связанные с освоением морских глубин, космоса, развитием робототехники, компьютеризацией, химической и ядерной промышленностью, экономикой, телевидением, видеотехникой, экологией, криминалистикой, генной инженерией.
Слайд 14 Классификацию видов
деятельности (В.Н. Татищев)
Нужные науки (образование,
экономика
здравоохранение, право)
Полезные науки (математика, физика,
биология, сельское хозяйство)
Щегольские науки (литература,
искусство)
Тщетные науки (алхимия, астрономия)
Вредительские науки (колдовство)
Слайд 15 Типы профессий
(по предмету труда)
Е.А. Климова
«Человек - человек»
«Человек - техника»
«Человек - знаковая система»
«Человек - природа»
«Человек - художественный
образ»
Слайд 16Игра «Самая - самая…»
Самая зелёная …
Самая сладкая …
Самая
денежная …
Самая смешная …
Самая общительная …
Самая детская …
Самая серьёзная…
Слайд 17Определение психологических характеристик профессии
Слайд 18Редкие профессии в России
Сурдопереводчик
Слайд 23Самая редкая профессия в мире
Смотритель райского острова
Слайд 24Подведем итог:
сегодня я узнала…
было интересно…
было трудно…
я поняла, что…
теперь я могу…
я почувствовала, что…
я приобрела…
я научилась…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…