Слайд 1«Русский народный костюм»
Исследовательский проект по технологии
Выполнили: учащиеся 9 класса
Горбунова Дарья
Горбунова
Лилия
Руководитель: учитель технологии
Горбунова Надежда Анатольевна
2013г.
«Бывает красота движения и красота покоя.
Русский народный костюм – это красота покоя.
В его статике отражена яркая приподнятость,
чувство бодрости и здоровья».
Слайд 2Обоснование исследовательского проекта
Наш проект поможет нам окунуться в мир изделий в
народном костюме. Мы узнаем, какая существовала разновидность сарафанов, рубах, головных уборов в русском народном костюме, их значение и символику, традиции.
Помимо того что мы сошьём изделие, мы определились это будет сарафан, мы попытаемся в ходе исследования создать электронный музей русского народного костюма, который в дальнейшем пригодится для уроков технологии к тому же получится очень интересная исследовательская работа.
Слайд 3Цель исследования
Познакомится с русским народным костюмом, с творчеством русского народа, его
культурой и традициями.
Задачи
Изучить и проанализировать литературу по теме исследования
Создать электронный музей «Русский народный костюм»
Сшить русский костюм на куклу
Слайд 4Что такое русский костюм?
Начали мы наши поиски информации конечно же с
интернета, накачали информации очень много, потом сидели её читали, смотрели, выбирали и систематизировали .
Слайд 5Так же нам ещё Надежда Анатольевна давала книги и учебники где
рассказывалось о русском костюме, русских традициях, символах, обычаях и оберегах. Нам очень понравилась книга «Родная земля».
Мы когда все это смотрели, разбирали, у нас даже мальчики заинтересовались и предлагали свою помощь.
Слайд 6Народный костюм сегодня —
в основном это достояние музейных коллекций. С
течением времени богатейшее национальное наследие, хранящееся в музеях, приобретает еще большую уникальность и ценность. Доступ в музеях к таким произведениям народного искусства все больше ограничивается из-за необходимости не нарушать условия их хранения.
Русский народный костюм всегда являлся объектом материальной и духовной культуры. Одновременно с этим своим качеством он — знак (символ), кодирующий половые, региональные, функциональные различия людей, т.е. особый способ передачи информации.
Так что же такое русский костюм?
Отвечаем так:
Слайд 7Слово «КОСТЮМ», пришедшее из французского языка, означает «ОБЫЧАЙ».
Костюм выполняет не
только практическую функцию, но и создает облик человека определенной эпохи. По костюму можно было определить общественное и семейное положение.
Одежда россиян менялась с изменением жизненного уклада, соответствовала социальному статусу носивших ее людей. Очень долго по одежде можно было определить, где живёт человек. При исследовании подлинников русского народного костюма установлено их характерное отличие для всех географических зон и регионов. Это объясняется свойственным тому времени почти повсеместным оседлым образом жизни, малым уровнем миграции населения.
Слайд 8Головной убор - мир верхний,
Одежда от плеч до пола -
мир земной, в котором обитает человек.
Одежда должна была защищать человека не только от холода и жары, но и оберегать его от воздействия недобрых сил внешнего мира. Поэтому народный костюм был наполнен охранительными заклинательными знаками, которые выполняли роль многочисленных оберегов. Одежду обязательно украшали узорами, особенно те ее части, которые соприкасались со внешним миром, - ворот, низки рукавов и подол.
Слайд 9Электронный музей
«Русский народный костюм»
Слайд 10Зал мужского костюма
РУБАХА
Основа мужского костюма.
Небольшой разрез спереди стягивали
на
пуговицу или крепили шнуром.
Рубахи носили на выпуск и обязательно
подпоясывали нешироким поясом.
Шили их из белой синей, красной ткани,
украшая вышивкой.
Слайд 11ПОРТЫ
Порты – неширокие, длинные,
сужающиеся книзу штаны.
Держались они на
шнурке,
который завязывался вокруг талии.
Порты заправляли в сапоги
Или обертывали
онучами и поверх
надевали лапти.
Слайд 12ОБУВЬ
Башмаки — изготовлялись из кожи и завязывались шнурками.
Чёботы — вид сапог с коротким
голенищем. Чеботы шились из сафьяна, дорогие — из атласа и бархата. Чёботы прямые и кривые. Кривые чеботы имели загнутые вверх носки.
Голенища назывались прежники. Стельки войлочные. Поднаряд — внутренняя обшивка чебота. У холодных — из атласа, у тёплых из бобрового меха. Богатые чеботы украшались золотным и серебряным шитьём, жемчугом и драгоценными камнями. Верх голенищ обшивался золотом. Подошвы подбивались гвоздиками, каблуки серебряными или железными скобками.
Ичиги — вид лёгкой обуви, имеющей форму сапог, с мягким носком и внутренним жёстким задником.
Слайд 13ОНУЧИ
Куски полотна, предназначавшиеся для обвертывания ног (подвертки, портянки).
Поверх онучей надевалась
собственно обувь (сапоги, лапти и др.).
ЛАПТИ
Обувь, сплетённая из лыка
или берёсты.
Основной вид крестьянской обуви.
Слайд 14ЗИПУН
Поверх рубахи обычно надевали зипун.
Зипун застегивался на пуговицы.
Он доходил
до колен, имел
длинные узкие рукава.
У зипуна не было воротника.
Вокруг талии зипун
опоясывался нешироким
поясом.
Слайд 15КАФТАН
Поверх зипуна надевали кафтан –
распашную одежду расширявшуюся книзу.
Кафтаны
обязательно закрывали колени.
Шили их из различных тканей: холста,
сукна, бархата.
Слайд 16Зал женского костюма
СОРОЧКА- рубаха
Основой женского и мужского костюма была РУБАХА
из домотканой льняной материи. Рубаха - древнейший элемент одежды. Уже в VI веке в костюме наших предков она занимала ведущее место, а иногда была единственным предметом одежды. Женская рубаха отличалась от мужской по сути дела, только длиной (у МУЖЧИН длина рубахи была ниже коленей, а у ЖЕНЩИН до самых пят), и более богатой отделкой. Самой красивой считалась венчальная рубаха. Основной цвет был красный. Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее будет ее владелица.
Слайд 17САРАФАН
Сверх сорочки надевали сарафан.
Сарафан распашная длинная
одежда без рукавов,
на лямках.
Сарафаны шили из
разных тканей, украшали вышивкой
и тесьмой.
Слайд 18ДУШЕГРЕЯ
Сверху на сарафан надевалась душегрея –
короткая, чуть ниже талии
одежда с рукавами или без рукавов на лямках.
Спереди душегрея застегивалась на пуговицу.
Слайд 19ПОНЁВА
Понева – юбка, которая запахивалась
вокруг фигуры и закреплялась вокруг
талии шнуром.
Поневу шили из пестрых тканей
Слайд 20ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ
Замужние женщины должны были обязательно прикрывать свои волосы и
потому дома носили на голове волосники или повойники и повязывались еще платком, а при выезде из дома надевали богато украшенную кику или кокошник. Девицы носили на голове широкую вышитую повязку (венчик), с широкими лентами позади. Зимой женщины при выходе из дома надевали меховые шапки или покрывали свой головной убор платком.
Головной убор, в народных представлениях был связан с небом, его украшали символами солнца, звезд, дерева,
птиц. Нити жемчуга и височные украшения символизировали дождевые струи. Поверх кокошника набрасывали фату из тонкой узорчатой ткани.
Слайд 22Женские украшения
Покрой одежды остаётся неизменным. Одежда богатых людей отличается богатством тканей,
вышивки, украшений. По краям одежды и по подолу пришивали кружево — широкую кайму из цветной ткани с вышивкой.
В качестве украшений используются: пуговицы, нашивки, съёмные воротники-«ожерелья», зарукавья, запоны. Запоны — пряжка, застёжка, кованная, с драгоценными камнями бляха. Зарукавья, запястья — накладные обшлага, род браслета.
Всё это называлось нарядом, или снарядом платья. Без украшений одежда называлась чистой.
Слайд 23СВАДЕБНЫЙ КОСТЮМ
Свадебный наряд шили задолго до торжества, так как он требовал
много времени и труда. Все элементы костюма тщательно украшались, оберегали от злых сил и напастей символами и орнаментами,
утверждающими счастье, долголетие, здоровое потомство.
Слайд 24 Самой декоративной, богато украшенной частью женского русского костюма
был передник, или занавеска, закрывающий женскую фигуру спереди.
Обычно его делали из холста и орнаментировали вышивкой, тканым узором. Цветными отделочными вставками, шелковыми узорными лентами.
ПЕРЕДНИК
Слайд 25Основные тканями были: посконные и льняные, сукно, шелков-ые и бархат.
Одежда знати изготовлялась из дорогих
привозных тканей: тафта, камка, парча бархат, атлас Хлопчатобумажные ткани (китайка, миткаль), сатынь (позже сатин), кумач. Пестрядь — ткань из разноцветных ниток (полушелковая или холстина)
ТКАНЬ
Слайд 26ВЫШИВКА, ОРНАМЕНТ
Символы, знаки, орнаменты — удивительная книга о жизни и верованиях
наших далеких предков, листки которой большей частью утеряны. И, видимо, осталось то, что должно было остаться, то, что вечно.
Слайд 27Вышивка на одежде не только украшала её и радовала окружающих прелестью
узоров, но и должна была защитить того, кто носил эту одежду, от беды, от злого человека. Отдельные элементы вышивки имели символическое значение:
Это прежде всего, солнце. Само понятие «узор» имеет один корень со словом «заря», что связано с цветом утреннего солнца.
ёлочки – пожелание человеку благополучной и счастливой жизни, потому что ель - это древо жизни и добра.
геометрические орнаменты (ромбы, квадраты) символизировали землю и плодородие, пахотные поля.
волнообразные линии – вода. Жизнь человека постоянно связана с водой. Поэтому к воде нужно относиться с уважением. С ней нужно дружить. Линии располагали их в строго установленном порядке, как бы призывая водную стихию никогда не приносить несчастья любимому человеку, помогать ему и беречь его.
Родился у крестьянки ребёнок. И его первую простую рубашечку она украсит вышивкой в виде прямой линии яркого, радостного цвета. Это прямая и светлая дорога, по которой должен идти её ребёнок. Пусть эта дорога будет для него счастливой и радостной.
Сказочная птица - Пава считалась символом счастья, любви и благополучия семейной жизни.
Слайд 28Классическое санскритское название этого символа происходит От индоевропейского корня «su/swa», что
означает «связанный с благом».
Вспомним птицу Матерь Сва (покровительницу Руси), бога Сварога, Сваргу – место обитания светлых богов славянских мифов. К этому же корню относится слово «свет». Однако у славян свастику называли Коловрат или Солнцеворот. Однако, Коловрат, все же начинается с 6 лучей. Так как Коло – это круг, КОЛьцо, КОЛесо, КОЛОдец, КОЛОбок. Коловрат во все века и у всех народов был символом Солнца, есть основания даже полагать, что Солнце в древности называлось именно «Коло».
О свастике
Слайд 29ЦВЕТ В КОСТЮМЕ
Богатство красок русского женского народного костюма распределялось по
сложившимся в отдалённые времена художественным законам. Излюбленным цветом крестьянской одежды был белый естественный цвет. Из белого холста преимущественно изготовляли рубахи, мужские штаны, женские передники. Из белых шерстяных тканей - верхнюю одежду. Распространёнными цветами были: чёрный, буро - коричневый, жёлто - оранжевый, синий. Но самым любимым праздничным цветом одежды у русских был красный.
Слайд 31После того как мы весь этот материал просмотрели, изучили, проанализировали стали
выбирать какую же модель сарафана и рубахи мы возьмем для пошива у нас было много идей, мы захотели сшить , что-то яркое но простое:
Выбор идей для пошива сарафана
Слайд 32Мы выбрали такой фасон и расцветку, потому что
была у нас
ткань красная и похожая отделка
Слайд 36Настрочили тесьму, стачали
и обметали срезы, вставили
резиновую тесьму и
пришили
бретели
Слайд 37Выкроили обтачку для горловины рубахи, приметали её, затем обтачали.
Стачали боковые срезы
и срезы рукава, обметали их , обработали низ и рукава, рубаха готова
Слайд 38Наш наряд для куклы, русский народный костюм готов
Слайд 39Итог работы над исследовательским проектом таков:
Мы справились с поставленными задачами
Собрали, изучили
и проанализировали очень много материала, узнали о традициях, орнаменте в русском костюме, о самом костюме, женском и мужском
Составили электронный музей русского народного костюма, который думаем, будет востребован на уроках технологии или внеурочной деятельности.
Изготовили сарафан и рубаху для куклы, которые будут являться наглядным пособием для ребят и кто ни будь повторит и дополнит наше исследование.
Нам этот проект очень понравился, мы с удовольствием занимались им.