Слайд 1«ГОВОРЯЩИЕ УЗОРЫ
БРЯНСКИХ
ПОЛОТЕНЕЦ»
Руководитель работы
учитель технологии
Голубкова Ирина Дмитриевна.
МБОУ Гимназия №1 Брянского
района Брянской области
Всероссийский конкурс «Моя малая родина»
Учебно-исследовательская работа в номинации:
«Гуманитарно-экологические исследования»
Работу выполнила
ученица 8 класса
Медведева Екатерина
Брянск
2012 год.
Слайд 2 В последнее время я увлеклась вышивкой крестом. И, конечно, я
обращаю внимание на вышитые картины, одежду, предметы быта, украшающие интерьер. Мне очень понравились работы, хранящиеся в кабинете технологии - картины, вышитые крестом, мужской и женский русские народные костюмы Брянского района конца XIХ века, украшенные вышивкой крестом.
Слайд 3
Работы выполнены под руководством учителя технологии Голубковой И.Д. нашими выпускницами Денисовой
Л. и Голубковой Д.. Эти работы стали призерами Всероссийского конкурса: «Моя малая Родина» в 2002 и 2006 годах.
Меня заинтересовала тема народного творчества, и у меня возникла такая проблема. Каким образом я могла бы продолжить исследования по народно - прикладному творчеству Брянского района?
И я решила, что можно в качестве предмета исследования взять тему о вышитых полотенцах.
Они будут главными героями моей работы.
Слайд 4
Работа преследует две цели: исследовательскую и практическую.
Цель исследовательской работы:
Исследовать вышитые полотенца
различных местностей Брянского района.
Цель практической работы:
Изготовить свадебное полотенце, согласно историческим исследованиям и изученным приёмам вышивки.
Слайд 5Вопросы для исследования: какие бывают полотенца и о чем они рассказывают.
Объект исследования:
старинные вышитые полотенца Брянского района
Предмет исследования: вышивка
Гипотеза: предметы старины своей малой Родины - это интересно, они умеют говорить.
Слайд 6Задачи работы:
A) Провести исследование вышитых полотенец по оригиналам, литературным источникам, музейным
экспонатам и рассказам очевидцев.
Б) Изучить рисунки, орнаменты, расшифровку и технологию вышивки.
B) По результатам исследований самостоятельно изготовить и вышить один из видов свадебных полотенец.
Г) Проявить фантазию и творчество при изготовлении полотенца.
Д) Ознакомить современников с историей вышитых полотенец родного края, связанными с ними традициями, обрядами и обычаями, вызвать у них интерес к предметам старины.
Методы исследования: изучение литературы; посещение интернет сайтов; беседа с жителями района
Место исследования: Брянский район:
с. Глинищево, с. Хотылево, п. Супонево
Слайд 7Из разных источников я узнала, что полотенце - (крюковник, набожник, накрючник,
перебирка, плат, платок). Полотнище белой ткани домашнего или реже фабричного производства, отделанное вышивкой, тканым цветным узором, лентами, полосами цветного ситца, кружевом, блестками, позументом, тесьмой, бахромой.
"Энциклопедия «Народы и религии мира»" рушник (укр.), ручник (бел.), полотенце у восточных славян, обычно с вышитым или тканым узором.
Толковый словарь живого великорусского языка
Владимира Даля -РУШНИК, рушница и пр. см. рука
Рушник имеет корень "руш", "рух". Что означает "рушить" – рвать, ломать, то есть рушник это оторванный кусок ткани, отрез.
Слайд 8Во все времена с рушником связывали все важные события в жизни
человека. Рождение ребенка, крестины, праздники: Пасха, Троица, Масленица, свадьба, похороны…
Узоры вышитых рушников — это зашифрованная повесть о жизни народа, природе, людях.
До сих пор они бережно хранятся во многих семьях и передаются по наследству от поколения к поколению.
Вот, например
Слайд 9САМЫЕ КРАСИВЫЕ - ДЛЯ КРАСНОГО УГОЛКА, ГДЕ СТОЯТ ИКОНКИ.
Слайд 10ПАСХАЛЬНЫЕ
С символами «ХВ» (Христос Воскрес),
с изображениями петушков, курочек, яиц.
Слайд 11ОБЕРЕГИ
Обережные
(от
слова оберегать), с изображением «берегини»
Слайд 12ТРОИЦКИЕ
С веночками, веточками березки, с изображением домашней птицы.
В июне
гусей и уток с выводком выносили на вышитом полотенце и выпускали на выпас на луг.
Слайд 13ЕГОРЬЕВСКИЕ
С изображением коров, лошадей. Вышивали к 6 мая, то есть к
Егорьеву дню. Ими накрывали скотину, когда выводили в поле.
Слайд 14СВАДЕБНЫЕ
Белоснежное полотенце, с салфетками для свечей.
Союзное
Хлебосольное
Слайд 15Белоснежное полотенце, с салфетками для свечей. На нем в церкви стоят
молодые. Оно символизирует облако, как бы «Царствие Небесное», ибо там совершается благословение их брака.
И союзное, символ соединения, неразлучности, На таких полотенцах вышивали растительный орнамент и надпись «совет да любовь», которым священник связывает руки жениху и невесте. После церемонии бракосочетания родители встречали молодоженов свадебным караваем на «хлебосольном» рушнике, на котором изображалась пара голубей или жаворонков – символов счастливых и влюбленных людей, которые будут преданны и искренни друг с другом. По бокам рушника вышивали цветочный и растительный орнамент как пожелание достатка и процветания.
Слайд 16
Видов свадебных полотенец очень много. Помимо уже рассмотренных, есть рушники, которыми
родители держали икону и благословляли на брак, невеста одаривала жениха- «рукобитное», его родню. Есть полотенца для свадебного поезда: привязывали вместо вожжей, обвивали дуги, укладывали их вдоль спин лошадей. Полотенца для свидетелей.
Полотенца, на которых сидят за столом молодожены и т.д.
В старину жених подпоясывался рушником, который выступал в роли пояса-кушака, а невеста рушником держала икону.
Слайд 17Хорошей приметой считалось подарить расшитый рушник в церковь, повязать его на
березку или подарить любимому человеку. Им покрывали роженицу, чтобы ребенок скорее появился на свет. Младенца обязательно укутывали в полотенце, чтобы рос здоровеньким и счастливым Белоснежные полотенца, украшенные символическим орнаментом, обязательно вешали на могильные и придорожные кресты. Покойника опускали на полотенцах, длиной более 3 метров, держась за вышитый край, а светлый край символизировал потусторонний мир. Одним словом рушник сопровождал человека на протяжении всей его жизни. Девочки с пяти лет начинали готовить себе приданое. Ко дню свадьбы из сундука доставали от 30 до 120 полотенец, в зависимости от достатка семьи жениха.
Слайд 19Вышивка имела магический смысл, являлась оберегом от злых сил, имела свое
значение.
В вышивке могли быть "закодированы" и молитва, и заговор.
А порой она рассказывала о жизни мастерицы.
Например, голубки, повернутые друг к другу, – любовь взаимная. А если между ними дерево с плодами, то их число говорит о количестве детей в семье.
Вообще, птицы символизировали счастье, «зубчики» - текущую воду.
Самые искусные мастерицы могли вышить или выткать на рушнике, например подарочном, даже слова, и тогда изделие считалось особенно ценным.
История свидетельствует: в старину рушник использовался даже при гадании.
Слайд 20Брянский район славен своей историей.
В качестве исследования по рушникам я
выбрала исторические места Брянского района – с.Хотылево, п. Супонево и
с. Глинищево.
Сначала я посетила с. Хотылёво.
С.Хотылево, старинное село, бывшее поместье княгини М.К.Тенешевой, охраняемый памятник культуры.
Слайд 21Здесь, в музее сельской библиотеки, хранятся, по истинно вышитые произведения искусства,
которым нет цены как экспонатам русской старины. С историей этих полотенец меня ознакомила руководитель сельской библиотеки –
музея Заикина Валентина Михайловна.
Слайд 22
Она показала мне полотенце с надписью «Хоть трудна работа да рабит
охота Насть и Анна Даниловны», вышивали две женщины - свекровь Заикиной В.М. и её сестра. Возможно к таким событиям, как посевная, или жатва.
Слайд 23На следующем из рушников надпись: «Каво люблю таму дарю». Вышила его
в 30 – годах XX века жительница с.Хотылева Сорокина М.Д. ко дню своей свадьбы. Птица в вышивке – олицетворение счастья, любви.
Слайд 24
Полотенце с инициалами Петуховой М.М. вышивала ко дню свадьбы её покойная
свекровь и этим рушником её подвязывала. Вышивался рушник в начале XX века. Прошва, то есть кружева на этом полотенце связана из льняных суровых нитей, что доказывает старину этого полотенца.
Слайд 25Затем я побывала в п.Супонево, который славится Свенским монастырём, церквями, Свенской
ярмаркой.
Слайд 26С историей этого поселения меня ознакомил директор Супоневской школы №1 имени
героя Советского Союза Н.И.Чувина – Михаил Яковлевич Шеметов.
Слайд 27Бывшая заведующая школьным музеем, к которой мне посоветовал обратиться Михаил Яковлевич,
Ячникова Полина Кузьминична, показала мне, какие рушники имеются у них в школьном музее.
Слайд 28Это обережные, свадебные, и полотенца, вышитые к различным событиям. Жаль, что
не дошли до современников имена тех рукодельниц, которые их сотворили. Известны лишь фамилии тех, в чих семьях они сохранились, и кто предоставил эти экспонаты музею. Это Дороховы, Курнявцевы, Борисенко, Максименковы и т д.
Слайд 29
Родилась я и живу в с. Глинищево, конечно же, не могла
не поинтересоваться вышитыми полотенцами нашего села, ведь оно с исторической точки зрения не простое село. Через него когда-то проезжал и делал на постоялом дворе остановку сам Пётр I.
Гимназия №1
Памятник первым механизаторам
живописные места села
Слайд 30Вначале познакомилась я с некоторыми экспонатами из коллекции жительницы с.Глинищева Денисовой
Аллы Григорьевны.
(Учитель-ветеран нашей гимназии)
Слайд 31Это рушники из домотканого полотна, которые украшены вышивкой и самосвязанным кружевом.
Один из рушников украшает так называемый красный угол квартиры. Вышиты на нём цветы – маки. С древних времен мак святили и им обсеивали людей и скот, веря, что он имеет волшебную силу, которая может защитить от любого зла.
Это полотенце XX века. Вышивала его мама Аллы Григорьевны – Денисова Любовь Петровна
(1926 – 2004гг.)
Слайд 32
Историю вышивки полотенца с инициалами жениха и невесты поведала Алле Григорьевне
покойная мама - Денисова Л.П., Это полотенце вышила в середине XIX века бабушка Аллы Григорьевны, то есть мамина мама – Родина Екатерина.
Слайд 33С большим удовольствием представила мне рушники своей бабушки М.И.Коротченковой (1909 –
1988гг.) – жительница нашего села, учитель начальных классов нашей гимназии, Сафронова Наталья Владимировна.
Слайд 34Это полотенца, относящиеся к первой половине XX века. Холсты, на которых
изображены цветы – розы, виде орнаментальных полос и единичных букетов. Концы полотенец украшены самодельным льняным кружевом - прошвой. Одно из них украшает красный угол, было подарено её маме. Оно, как бы обережное, или родовое, и должно передаваться по наследству и из семьи не должно выйти.
Слайд 35Такие полотенца Коротченкова М.И. вышила и подарила каждой своей дочери, их
у неё пять.
Слайд 36
Тема, над которой я работала, действительно, очень интересная.
Из разных источников узнала
много нового о старинной вышивке, обрядах, приметах, связанными с вышитыми вещами. мне удалось по результатам исследований выполнить поставленную цель и узнать о чем же рассказывают вышитые полотенца Брянского района. Надеюсь, что эта работа пригодится моей родной гимназии при изучении истории Брянского края, на уроках литературы, технологии, при проведении гимназических мероприятий и будет интересна моим сверстникам. Эта работа доставила мне большое эстетическое, духовное наслаждение. значительно расширила мой кругозор, пробудила интерес к выдвижению собственных идей и реализации на практике, закрепила знания и умения, полученные не только на уроках технологии, но и других учебных предметах. По результатам работы я изготовила своими руками свадебное полотенце.
ВЫВОД.
Слайд 38Литература:
1.Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. – М.: ЗАО
изд. ЭКСМО – ПРЕСС, 2002 г. 736 стр.
2.Детям - о традициях народного мастерства. В двух частях. Под редакцией Т.Я.Шпикаловой. Часть вторая. Москва. Гуманитарный издательский центр. 2001 г.
3. Старинная севская свадьба. Записи и свод О.А.Славяниной. Подготовка текстов к печати и редакция Ф.М.Селиванова. Издательство университета 1978г.
4.Русская изба. (Внутреннее убранство, убранство дома, мебель, утварь): иллюстрированная энциклопедия/ авт-сост. Д.А. Баранов, О. Г. Баранова, Е.Л. Мадлевская и др.- Спб.: Искусство – СПБ, 2001.-376 с.;Ил.
5. Энциклопедия « народы и религии мира» - М. ООО «дрофа»,2003г.
Интернет –сайт:
Рушники - на - на krestvishivka.Narod.Ru
Krestvishivka.Narod.Ru/rushniki.Htm